Современная Ленинградская область до возникновения С-Петербурга была не только "приютом убогого чухонца". Эти земли издавна принадлежали Господину Великому Новгороду. И от этих давних времен в нынешней промышленно развитой Ленинградской области сохранились отдельные уголки, от которых веет седой, глубокой стариной. Больше всего таких мест в Подпорожском районе Ленинградской области. Там сохранились церковные погосты XVII-XVIII веков и отдельные храмы и часовни, самая ранняя из которых датируется 1493 годом. Среди погостов наиболее интересны шедевры деревянного зодчества в селах Гимрека и Щелейки на побережье Онежского озера.
Погост ( церковь и кладбище) в Новгородской феодальной республике находился в каждом более-менее крупном селе, вокруг которого на расстоянии от двух до 20 км группировались более мелкие деревни. С образованием Российского централизованного государства эта структура не изменилась и сохранила себя до 1917 года.
Основу ансамбля Гиморецкого погоста составляет Рождественская церковь, построенная где-то в 1665 г. Это великолепный образец шатрового деревянного культового зодчества.
Типологию церковной архитектуры Русь перенимала у Византии. Но Россия — страна северная с огромными лесными богатствами. И самым ходовым строительным материалом на Руси всегда было дерево. Византийское культовое зодчество, конечно, вдохновляло русских мастеров совершенством пропорций и богатым декором. Но выполнить из дерева обязательный элемент византийской храмовой архитектуры — купол, было технически весьма сложно. Русские мастера придумали выход из ситуации: завершения деревянных русских церквей они делали в виде луковичных главок или в виде шатров. Расцвет шатровой архитектуры в русском культовом зодчестве пришелся на XVI век. Рождественская церковь в Гимреке завершается шатром с маленькой луковичной главкой, покрытой лемехом. Погост интересен тем, что отдельно стоящая колокольня ниже самой церкви. Как и церковь, она тоже завершена шатром над звонницей и маленькой луковичной главкой. В 1972-1983 годах Гиморецкий погост пережил серьезную реставрацию. В ходе нее была восстановлена старинная деревянная ограда вокруг кладбища и ворота, через которые на кладбище можно войти.
Где-то в 5 км от Гимреки, прямо на берегу Онежского озера находится деревня Щелейки. Церковь Дмитрия Мироточивого построена там в 1780-1783 г.г. и относится к типу многоглавых церквей. Довольно оригинально пятиглавая церковь смотрится рядом с отдельно стоящей шатровой колокольней.
Шестая маленькая главка церкви завершает пониженный сруб алтаря, придавая сооружению ярко выраженную пирамидальность.
Колокольня расположена перед западным фасадом церкви Дмитрия Мироточивого и выполнена в виде шестигранного сруба на четырехгранном подклете.
В старинной деревне Важины того же Подпорожского района, у впадения речки Важинки в Свирь сохранился еще один интересный образец деревянного культового зодчества XVII века — Воскресенская церковь. До середины XIX века она составляла единый архитектурный ансамбль с Воздвиженской церковью, разобранной из-за ветхости.
Если проехать по дороге вдоль речки Важинки около 10 км, в деревне Согинцы можно увидеть столпообразную деревянную Никольскую церковь, построенную здесь в самые последние годы XVII века. Как и в Гимреке, колокольня этой шатровой церкви ниже основной постройки, но здесь она соединена с церковью сенями.
Погост в Согинцах пострадал во время Великой Отечественной войны, и во время реставрации в 1973-1975 г.г. шатровое завершение Никольской церкви пришлось полностью восстанавливать.
Эти глухие деревни Подпорожского района Ленинградской области практически не посещают туристы; шедевры русского деревянного зодчества не охраняются и очень велика опасность пожара от брошенного окурка или даже специального поджога кем-нибудь из нашего недалекого населения. Так уже случилось в начале 2000-х годов, — когда полностью сгорел прекрасный деревянный ансамбль в селе Волнаволок все в том же Подпорожском районе.