Санкт-Петербург и Ленинградская область

Санкт-Петербург и Ленинградская область

LAT
Регион ЗТ
Я здесь был
Было: 2169
Хочу посетить
47859

2670 материалов по 1 807 объектам,  84 877 фотографий

Вики-код направления: помощь
Топ авторов помощь
ZweZet 3121
Vazlav 2059
Были в Санкт-Петербурге и Ленинградской области?

Поделитесь впечатлениями!

 
Sotamies
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 20 ноя 2010

В Хотнежу за сталактитом

 
4 декабря 2010 года|| 3| 1707

Что такое Хотнежа?
Где это вообще?
Это в Волосовском районе Ленинградской области.
Это деревня.
Предполагается, что ее название вышло из древних саамских наречий, перевести что-либо с которых на современные языки невозможно. Пересказ примерных смыслов предлагает варианты «Хорошая равнина для низменностей», «Мягкая вода под красной стеной» и «Пляски во славу Хота». Первые два топонима объяснимы уникальной геологической достопримечательностью данной местности – девонскими скалами в виде непрерывного обрыва. Высота обрыва достигает 30 метров, а его срез образован песчаной породой красного цвета. Он хорошо виден с моста через речку Лемовжу, протекающую здесь же, при этом смотреть лучше вниз по течению. Натуральная красная стенка летом видна хуже, чем зимой, а если солнце стоит над нею – то и вовсе становится буро-коричневого цвета, малопривлекательного для эстетического созерцания. Зимой со стенки свисают разноцветные сталактиты, потрогать которые можно из русла ручья, протекающего за деревней. Существует поверье, что сталактиты, отломленные 20 декабря людьми с чистыми руками, холодными головами и горячими сердцами, не тают в течение года. Они приносят своим обладателям удачу, свежие мысли о жизненных неурядицах и даже половую раскрепощенность.

Третий вариант топонима связан с именем Хота – финноугорского божества, покровителя девичьего визга и молочного плодородия. Имеются сведения, что в VII – VIII вв. ему поклонялись земледельческие общины, проживавшие в окрестностях озера Гусиный Мох. Последнее до настоящего времени не сохранилось, на его месте существует лишь одноименное болото. Силами жрецов и шаманов на Хотнежском обрыве проводились многодневные мистериальные таинства, посвященные жизни, смерти и воскресению Хота. Эти ритуальные действия загадочны и по сей день, так как обряды совершались конспиративно, их участники присягали лидерам общин о неразглашении, а о письменной фиксации происходящего нечего было и думать. Известно лишь, что в результате обрядов общины пополнялись инициированными членами, которые тут же восстанавливали народное хозяйство, попорченное экстатическими радениями. В Хотнежских мистериях современные исследователи видят некоторые параллели с другими величайшими мистериями прошлого – Элевсинскими, признавая несопоставимость масштабов явлений, но отдавая должное их схожести по существу. Однако с наступлением христианства вся эта сельская магия канула в лету.

Вакханальные традиции места выплеснулись наружу после Октябрьской революции 1917 г., когда власть РПЦ над душами верующих резко ослабла. Красная девонская стена привлекла в Хотнежу большевистских комиссаров, которые проводили на ее фоне коммунистические митинги о пользе раскулачивания. В 1929 г. второй секретарь райкома Мирон Шашкин, выступая с обрыва на первомайском митинге, заявил, что Хотнежа должна стать центром Мировой революции, поскольку здешняя красная стена лучше, чем кремлевская. В 1937 г. эта троцкистская выходка получила партийную оценку, а последовавшие за ней массовые репрессии сократили население Хотнежи больше чем наполовину.
В 1965 г. по ходатайству руководства Азербайджанской ССР Хотнежа была назначена побратимом селения Ходжалы, расположенного в Нагорном Карабахе. Это мероприятие значительно укрепило дружеские связи Севера и Юга. Однако в феврале 1992 г., во время печальной известной Ходжалинской резни, в деревне случилась странная болезнь, в результате которой имелись летальные исходы. Память об этих событиях сохраняется вынужденными переселенцами из Азербайджана, обитающими в Хотнеже и ее окрестностях, которые сравнительно безлюдны, но при этом сохраняют память о человеческой активности. Так, на столбе, расположенном в чистом поле в 20 км к северо-востоку от Хотнежи, висит телефон. Специалисты из местной краеведческой библиотеки считают, что именно этот столб с телефоном вдохновил современного российского писателя Михаила Елизарова, лауреата премии «Русский Букер», на написание рассказа «Район назывался Панфиловкой», в котором автор затронул актуальные проблемы нравственного выбора молодых людей из провинции.

На сосновом холме сразу за мостом через Лемовжу находится исполненная в псевдовизантийском стиле церковь Покрова Пресвятой Богородицы, возведенная в 1896 г. Она имела три престола: Покрова Пресвятой Богородицы, святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Павла Латрийского. В 1937 г. церковь была закрыта и использовалась как склад, а во время Великой Отечественной войны – как долговременное огневое сооружение Лужского укрепрайона. В июле 1941 г. туда проник немецкий снайпер и нанес ущерб обороне, после чего церковь обстреливалась советскими солдатами. О военных действиях свидетельствует артиллерийская пробоина в стене колокольни. Однако куда больший вред зданию нанесла послевоенная разруха и богохульная бесхозяйственность. В 70-е гг. XX в. местные комсомольцы жгли в нем костры и распивали спиртные напитки. В 90-е граждане с автотранспортом стали разбирать и увозить с собой мраморные ступени, резные решетки и литые кирпичи, обустраивая собственные дачи и кладбища. Летом 2002 г. церковь была освящена повторно, и в настоящее время находится в процессе реставрации. Средства на ее проведение районная администрация нашла после реализации золота, которое лежало в виде клада под гранитной плитой в пятом углу церкви. Также до сих пор существует легенда, что между церковью и деревенской школой прорыт подземный ход, и в нем спрятана спасенная от разорения церковная утварь.

вики-код
помощь
Вики-код:

Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург и Ленинградская область
сообщить модератору
    Наверх