«Царит над миром тьма, и рвется душа в эту тьму», — этой фразой из триумфально идущего в настоящее время в Театре музыкальной комедии мюзикла «Бал вампиров» я хочу начать свое повествование об аттракционе «Ужасы Петербурга».
Вообще, стремление человека к чему-то пугающему имеет глубокие корни. Еще дедушка Фрейд говорил, что нами движет два стремления – стремление к жизни (Эрос) и стремление к смерти (Танатос). Именно желание повстречаться с крылатым юношей с погашенным факелом в руке и загадочным именем Танатос (а именно так и представляли его себе древние греки) и подвигло меня посетить это действо.
В целом могу сказать, что, конечно же, ничего действительно ужасного, берущего, что называется, за живое, заставляющего бешено колотиться сердце и вызывающего желание немедленно убежать вы там не встретите. Тем не менее, аттракцион познавателен и в достаточной степени необычен, так как суть его составляет никогда не виденное мной ранее смешение игры живых актеров, двигающихся восковых кукол и3Dизображения в пространстве. И все это не просто так, а со смыслом – передать все то пугающее, странное и загадочное, что случилось в городе на Неве за три и лишним столетия его существования. Тринадцать комнат обмана, предательства, тишины и ужаса. Тринадцать разбившихся надежд. Тринадцать жутких историй.
Здесь всем тем, кто, прочитав первую часть, принял твердое решение посетить «Ужасы Петербурга», рекомендую остановить процесс чтения на данном моменте, потому что далее я расскажу обо всем мной увиденном в деталях и подробностях. Кстати, на официальном сайте spbhorror.ru можно распечатать купон со скидкой на входной билет.
Итак, приоткроем завесу тайны и шагнем в первую из темных комнат бесконечного лабиринта…
Первым героем, встретившимся на нашем пути, оказался, конечно же, Петр I, а точнее – его восковой двойник, стоящий на корме лодки и задумчиво смотрящий вдаль, словно там, за горизонтом, он увидел зыбкие очертания своего будущего. Он неспокоен, да это и неудивительно – ведь он загубил сколько душ для того, чтоб исполнить свою заветную мечту, имя которой – Петербург.
Далее мы отправились в кабину, которая имитировала движение лифта до одной из питерских крыш и катастрофическое падение на нем же вниз. Ничего интересного, если бы остроумные замечания сопровождающего нас юродивого.
После «американских горок» на лифте в одном из узких длинных коридоров нам навстречу вышла голограмма не то тюремщика, не то преступника, приглашавшего нас продолжить путешествие и задуматься о том, что нет ничего постоянного и безопасного. А если бы думаем по-другому, то мы, несомненно, ошибаемся. Пламенная речь почти сразу нашла свое подтверждение в лице заточенной в Петропавловской крепости княжны Таракановой, сошедшей в экспозицию с картины К.Д. Флавицкого. Заключенная в тюрьму, она медленно умирала в холоде и нечистотах… Такова была месть Екатерины II за то, что княжна выдавала себя за незаконную дочь императрица Елизаветы Петровны от тайного брака с Алексеем Разумовским… и за ее неимоверную красоту.
Следующий персонаж – бедный Павел I, трагически погибший в Михайловском замке. Говорят, что император, вопреки предсказанию того, что он умрет там, где родился, построил свой Михайловский замок на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны, где и был рожден. Печальная и нелепая судьба… По слухам, каждую ночь в одно и то же время призрак Павла I появляется в одном из окон замка с зажженной свечой в руках.
Далее нас ждала эпизодическая встреча с известнейшим гоголевским носом, ушедший от хозяина гулять по улицам Петербурга, после чего кривая улочка лабиринта привела нас в игорный дом «Три карты», где крупье напомнил нам историю Германа и его обманчивого везения, а старая графиня восстала, как из гроба, из карточного стола. «Не играйте в карты, господа», — такой итог подвел крупье в конце своего повествования.
После импровизированного казино наш путь лежал в гости к Родиону Раскольникову, где палач читал нам реп на тему «Преступление и наказание», а мы слушали его, стоя на вибрирующей платформе.
Еще мгновение – и мы, слушая рассказ о трагической гибели Григория Распутина в Юсуповском дворце, наблюдаем за его посмертными муками. Да, я знала все это раньше – скончался не от пуль, пущенных в него в упор, а от переохлаждения в проруби, погиб в результате заговора… Но слушать все это еще раз, глядя на то, как переворачивается в гробу пусть не сам обуреваемой жаждой жизни и отмщения Распутин, а его восковой двойник, все же жутковато.
Следующая комната продолжает тему носа и рисует нам утро в доме коллежского асессора Ковалева, однажды утром проснувшегося без носа.
Следом за Ковалевым перед нами предстает Чайковский в момент исполнения своей феноменальной Шестой симфонии. Поведанная нам история полна сожалений о глупой смерти Петра Ивановича от простого стакана воды. Но не простого, а зараженного бациллами холеры. Хотя, надо признать спорность и неоднозначность данной версии. Например, согласно мнению американских ученых, великий композитор покончил с собой. Но это уже совсем другая история…
Окончилось же эту странное путешествие в зеркальном лабиринте, совсем как в Праге, на горе Петршин, в котором мы побродили несколько минут перед тем, как найти выход. Сотрудники, кстати, нас приветствовали словами: "С возвращением!".
В целом, "Ужасы Петербурга" показались мне весьма занятным, а — главное — познавательным приключением, позволившим еще раз вспомнить темные страницы истории города на Неве и его обитателей — реальных и вымышленных.