На факультете фотожурналистики сдал на проверку свою курсовую работу про молодежную политику в Санкт-Петербурге. Жду ответ от куратора, а пока смотрю курсовые работы однокурсников и то, что демонстрирует куратор из дипломных проектов старших курсов. Мне понравилась дипломная работа «Russia beauty». Рассказ про внешний и внутренний облик типовых зданий, который был изменен художественным образом. Как люди побеждали серый бетон и кирпич, рисуя на нем пейзажи русской природы. С таким подходом эстетическое восприятие места становится приятным. Главное никакого кича из ярких красных, желтых, синих, зеленых, розовых стен, которые своим контрастом подчеркивают только однотипность застройки спальных районов.
В качестве эксперимента прогулялся от метро Волковская до Купчино, по Петербургскому району, который больше остальных популярен в интернете жизненными историями. Несколько раз задал вопрос жителям района, известно ли им по близости место с красивой картиной, нарисованной на стене дома. Никто не ответил положительно. Поэтому перед собой поставил две задачи. Первая, посмотреть наличие и тип граффити в районе. Второе, узнать мнение жителей домов, соседствующих с уличным артом. Считаю, что у меня получилось провести не предвзятый социальный опрос во Фрунзенском районе.
Сначала лучше рассказать, как проходила прогулка в целом и выводы, которые сделал. После поэтапно разобрать с примерами и фотографиями. Нашел не менее пяти объектов, покрытых граффити, рядом с которыми задавал вопрос об отношении людей к граффити и их вариациях. Опрашивал 3-4 человека разных возрастов, чтобы получилась выборка среднестатистического жителя. Отвечали на вопросы охотно, процентов десять отказалось общаться. Отказавшиеся не выражали агрессию или недовольство, спокойно уклонялись от общения. Мне довелось пообщаться с маргинальными жителями района, замечательно получилось. Две трети жителей района считают, что граффити в виде картин, вписанных в индустриальный ландшафт, украсили бы двор, улицу, привлекали бы внимание. Еще одна треть сказала, что им все равно как выглядят трансформаторные и газовые будки, заборы и серые стены. И только один человек ответил, что кирпичные стены должны быть чистыми. Несомненно, градус культурного климата района растет. Об этом по порядку расскажу на примерах.
Приехал на станцию метро Волковская. Рядом есть улица Задворная. На ней два объекта подверглись хаотичному наплыву граффити: трансформаторная будка и сгоревший дом.
Молодой человек, который живет в этом дворе, сказал: «Мне без разницы есть ли во дворе граффити или нет. Не обращаю внимания на дома и стены».
Следующим изрисованным объектом на моем пути стал мост через улицу Бухарестская. В этом месте никого не опрашивал, так как считаю это место неудачным для граффити какого либо рода. Факт остается фактом, что поверхности активно используются.
Немного проехав в автобусе вышел на улице Турку. ЖКХ в этом квартале активно борется с граффитчиками. Борьба будет вечной. Хотя, установленный факт, что красивые граффити редко перекрывают другим рисунком. Это реальный способ борьбы с вандализмом, охранный комплекс в виде картины на стене.
На Будапештской улице стоит множество газовых и трансформаторных будок, окрашенных в желтый цвет и исписанных по верху.
Мужчина вышел гулять с крестницами, сказал, что доволен появлением детской площадки. Был бы не против, если что-то красиво нарисованное появится рядом. Желтые стены его не впечатляют.
Рядом на качелях сидела молодежь, заинтересовалась моим разговором с мужчиной. «Вы про это напишите? Мы только за! Пусть разрисуют эту будку. Только красиво, корабли какие-нибудь».
За все время прогулки нашел два интересных решения использования граффити. Магазин «7я Семья» на Будапештской улице. Ограждение для мусорных баков.
Дальше углубился во дворы между Будапештской и Бухарестской улицами. Здесь граффити стали набирать высоту.
Возле трансформаторной будки случился познавательный разговор. Подошел к женщине, отдыхающей на скамейке и задал традиционный вопрос. «Считаю, что стены должны быть чистыми. Так как кирпичная кладка фактурная и на ней плохо рисовать картины. Для граффити нужно использовать ровные бетонные заборы».
Сфотографироваться она не согласилась, сослалась на то, что социальный работник, за день вымоталась и выглядит неважно.
Обязательным местом для посещение было здание администрации Фрунзенского района на Пражской улице. Его торцы постоянно страдают от рук вандалов, о чем говорит толстый слой краски. Рядом стоит типичная кирпичная распределительная будка.
Пожилой человек ответил, что не обращает внимание на стену и эту будку, когда идет домой. Подумав, добавил, что осмысленная картина на стенах будки смогла бы привлечь его внимание.
На улице Купчинской ситуация схожа с Будапештской.
Последние штрихи показывающие состояние развития граффити на улицах Фрунзенского района. Дунайский путепровод.
Площадь у метро Купчино.
Можно долго спорить об истоках граффити - наскальной живописи. О волне модного вандализма. На нескольких фотографиях видно, что граффити могут вписаться в индустриальный пейзаж района, если к ним дать правильный подход. В Петербурге ежегодно проходят соревнования уличных художников, им отдают не лучшие холсты, на которых после происходят чудеса. В нашем городе существует несколько команд, которые согласятся сделать большой легальный street art проект. Нужно вовремя замечать проблемы, как это делают на улице Турку, и решать их высокохудожественным способом.