Размеры собора в Страсбурге на самом деле ошарашивают: эта громадина не зря в течении двух с лишним веков, с 1647 по 1874 годы, несла звание самой большой постройки мира. Среди соседних зданий храм смотрится как Гулливер в стране лилипутов, и среди всех культовых зданий Франции он уступает только руанскому собору, занимая второй место с большим, что называется, отрывом...
История собора начинается ещё с римских времён: сыны вечного города, покорив эту часть Галлии, устроили в центре будущего Страсбурга храм Марса, который в раннем средневековье, во время правления Карла Великого, сменила христианская церковь. Одиннадцатый век мог бы стать новой вехой в жизни собора, если бы не пожар, уничтоживший все труды архитекторов и декораторов; полыхнувшая деревянная резьба, которой был щедро украшен фасад, провозвестила конец строительства в 1176 году.
Новую попытку создать нечто потрясающее предпринял немецкий архитектор Эрвин фон Стейнбах, не только заразивший городские власти Страсбурга идеей возвести храм всем на зависть, но и лично спроектировавший главный портал и всю западную часть здания. Легенда гласит, что этот в высшей степени достойный муж оказался насколько вдохновлён замыслом, что пожертвовал в пользу строительства собственного коня — отдал бы и последние гроши, только не имел ни последних, ни вообще каких-либо грошей. Энергия Стейнбаха направила работы в новое русло, потому что к тому времени, когда он появился на сцене, над проектом уже усердно трудилась команда, соорудившая Шартрский собор, однако выдающийся немецкий зодчий проявил себя тем, что на французскую почву привил отечественные архитектурные традиции; благодаря его стараниям страсбургский собор лишь отчасти напоминает парижский Нотр-Дам и другие храмы Франции. А итогом всех хлопот стало поистине незаурядное здание, хотя, по правде, главный архитектор так и не дождался возможности увидеть его в завершённом виде: когда он в 1318 году умер, его любимое детище так и не было подведено под крышу. Более того, окончания работ, хотя бы формального, горожанам пришлось дожидаться ещё 120 лет, и только в 1439 году собор Страсбурга обрёл шпиль, что стало финальной точкой в истории его строительства. Второй шпиль, стоит заметить, так и забросили, и это обстоятельство здорово портит общее впечатление от потрясающей постройки, которую великий Гёте назвал состоящей из "тысяч гармоничных деталей"...
Обойдя собор по периметру и побывав внутри него, мы потратим довольно много времени, однако дело определённо того стоит. Впрочем, не собором одним хорош Страсбург, и даже на place de la Cathedrale есть другие интересные здания. На роль второй по значимости достопримечательности здешних мест я бы выдвинул угрюмо-чёрную постройку, носящую имя Дом Каммерцель. То есть это она в пасмурную погода выглядит угрюмо, а при солнечном свете, как оказалось, дом хоть и чёрен, но не угрюм. Также при солнечном свете выяснилось, что здание не просто так считается одним из самых красивых во всём городе: его неброский, и в то же время по- своему изящный фасад действительно смотрится весьма симпатично. Стоит также, помимо внешних данных, отметить старинную историю дома, который существовал, согласно сведениям специалистов, как минимум в пятнадцатом столетии. Хотя, возможно, тогда это была не слишком примечательная постройка, потому что лишь в конце XVI века Maison Kammerzell разжился богатыми резными украшениями, которые как раз и придают ему необычайно привлекательный вид. Вид этот тем более удивителен, что владельцев здания никак нельзя было бы заподозрить в стремлении к прекрасному — Дом Каммерцель сперва принадлежал торговцу бакалейными товарами, а потом перешёл к продавцу сыров. Вот этот сыроторговец как раз и стал по какой- то причине главным застрельщиком в уснащении своей обители деревянной резьбой.