1410 материалов по 1 002 объектам, 43 879 фотографий
- GPS
- Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная ул., 56
- 326-53-45
- www.vodokanal.spb.ru/content/info/universe/
Музей «Вселенная воды», без которой ни туды и ни сюды…
Этот совет является частью дневника «ТУТ ВСЕ МОЕ, И МЫ, И МЫ ОТСЮДА РОДОМ...»
Покрутившись возле памятника Ф.Э.Дзержинскому (Памятник Железному Феликсу Дзержинскому), я иду дальше по Шпалерной, чтобы, наконец, добраться до Выставочного комплекса «Вселенная воды». Найти его очень просто, экспозиционно-выставочный комплекс расположен прямо напротив Таврического дворца.
Таврический дворец в Санкт-Петербурге — это один из архитектурных памятников русского классицизма.
Он был подарен Екатериной II своему фавориту — князю Григорию Потемкину, который был главнокомандующим в Русско-турецких войнах и руководил созданием Черноморского флота.
К тому же уже издалека видна Водонапорная башня, ставшая символом петербургского Водоканала.
Чтобы войти на территорию объекта культурного наследия регионального значения, нужно пройти вдоль ограды сада почти до ее конца.
Сразу справа располагается план-схема комплекса.
.
Нужно отметить, что за период с 2018 года, когда я весной была здесь впервые, схема претерпела изменения. Да и сам комплекс, судя по наименованию, в 2018 году был филиалом «Информационно-образовательного центра».
Прежде чем идти прямо к водонапорной башне, я направляюсь направо, сразу за стенд с план-схемой.
Там на всех сторонах красных кирпичных домиков имеются хорошо оформленные информационные стенды, повествующие об истории развития централизованного водоснабжения до 1829 года.
«10 октября 1858 г. в Петербурге было создано «Акционерное общество Санкт-Петербургских водопроводов». Это общество должно было обеспечить водой дома в «незаречных» (левобережных) частях города, ограниченных Невой, Обводным каналом и рекою Пряжкой. Население этой части города достигло тогда 400 тыс. человек, и водопровод должен был поставлять 1,4 млн. ведер воды в сутки. Для этого на Шпалерной улице, перед Таврическим дворцом, на месте бывшей городской свалки была построена Городская водопроводная станция, главным инженерным сооружением которой стали водонапорная башня и насосная станция».
Строительство Водонапорной башни началось в 1859 году. Водокачальня из красного кирпича была закончена в 1862 году, и уже на следующий год началось водоснабжение первых потребителей города.
Для забора и фильтрации воды был реализован отечественный проект. «Вода по трубам, идущим с глубины 2,5 аршина приблизительно от середины русла, закачивалась при помощи паровых машин в резервуар, находившийся наверху башни, и оттуда уже под собственным напором текла по водопроводу». Вместо фильтров были установлены простые решетки. Позднее на Главной станции воду стали пропускать через «медленные фильтры», состоявшие из камней, гравия и песка, а затем хлорировали. «К 1917 г. в состав Главной водопроводной станции входили береговые отделения (насосные станции 1-го подъема), напорные отделения (насосные станции 2-го подъема), очистные сооружения, гипохлоридная, электрическая станция, котельная, мастерские (слесарно-токарная, литейная, столярно-модельная, кузнечная)».
Отдельные стенды посвящены достижениям предприятия и новым технологиям.
.
Дохожу до бюста Полибина П.И., автора первого проекта Петербургских водопроводов.
С интересом узнаю позже, что он получил образование в моей альма-матер, в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Известен он и тем, что принимал участие в работах по сооружению канала, соединяющего реки Москву и Волгу.
Целый информационный раздел посвящен проблеме чистой воды и методов ее решения.
Интересен фонтан «Водоканал Санкт-Петербурга», являющийся частью музея «Вселенная воды».
Визуально фонтан представляет собой столб текущей воды, позволяя любоваться свободным падением ничем не ограниченного потока. Его высота составляет примерно 4 метра, а его обрамление выполнено из стекла и гранита.
Прочитать полностью информацию об инновациях в области водоснабжения и канализации (о контроле качества и обеззараживании воды) не смогла, замерзла, а впереди еще было, что посмотреть в саду.
Еще два стенда уже изучала дома, на экране компьютера.
Дальше поворачиваю налево, туда, где выставлены артиллерийские орудия периода блокадного Ленинграда.
Среди орудий есть автоматическая зенитная пушка, противотанковая и зенитная пушка.
.
Думаю, что такие образцы смертоносного оружия интересны особенно мальчишкам, один из которых с любопытством разглядывает эти пушки.
.
Кроме этого, есть еще мемориальный комплекс памяти сотрудников «Водоканала», погибших в годы блокады Ленинграда. Во время блокады от обстрелов, бомбежек и голода погиб 881 сотрудник этого предприятия, о чем свидетельствуют мемориальные доски с выбитыми на них именами погибших сотрудников.
Над мемориальной доской с именами сотрудников «Водоканала», погибших в годы войны, имеются часы.
Они остановились на отметке «четыре». Это произошло из-за осколка вражеского снаряда, который попал в часы во время обстрела.
Делаю несколько фото главной доминанты водопроводной станции, Водонапорной башни 1863 года постройки.
Башня из красного кирпича прекрасно вписана в местный ландшафт. Она восьмигранная, около 50 метров в высоту, стилизована под романский стиль и внешне представляет собой подобие донжона.
Интересно, что я помню эту башню еще с детства, ее было видно от места тогдашнего моего проживания на улице Воинова.
«Мало кто знает, но до того, как в башне был открыт музей, здесь работал «Водоканал», а во время Великой Отечественной войны здесь жили люди, так как это было одно из самых защищенных мест в городе. Безопасность достигалась путём маскировки театральными декорациями водонапорной башни и резервуаров: так люди вводили в заблуждение немецких авианалетчиков и пережидали, когда закончатся артобстрелы».
До середины XIX века в Петербурге не было централизованного водопровода, а питьевую воду развозили по городу в бочках на колесах водовозы. Оказывается, бочки водовозов окрашивались в разные цвета в зависимости от места забора воды. «В белых бочках полагалось возить воду из Невы, в бочках жёлтого цвета — из Фонтанки, в зелёных — из каналов. Как и водится на Руси по сей день, люди ловчили и халтурили. Водовозы иногда нарушали установленные правила, и, случалось, при наполнении белых «невских» бочек водой из Мойки или каналов задерживались полицией».
В целях увековечения памяти об этих людях тяжелой профессии перед входом в центральное здание установили колоритный памятник «Петербургский водовоз».
Фигуру водовоза изобразили в бронзе в натуральную величину, тянущим бочку с водой, впереди которого бежит небольшая собака.
Ничего удивительного нет в том, что нос водовоза отполирован до блеска любителями разных туристических традиций.
Удивительно другое, что собачка почти вся вытерта до блеска, и остается только гадать, сделали ли это дети, или взрослые не гнушались наклоняться так низко.
В конце ноября уже стало холодно, да и от Невы веет холодный промозглый ветер, поэтому я было засобиралась домой, но решила зайти погреться внутрь Башни.
Внутри исторического здания водонапорной башни к 300-летию Санкт-Петербурга открыли музей «Мир воды Санкт-Петербурга», по-другому он еще называется музейно-мультимедийный комплекс «Вселенная воды».
В настоящее время в комплексе размещены и действуют три экспозиции, в частности в самой Башне это «Мир воды Санкт-Петербурга» и «Подземный мир Петербурга». В первой представлена история водопроводов у разных народов и истории водоснабжения в Санкт-Петербурге. Среди экспонатов – колодцы и деревянные трубы, медные умывальники и керамические рукомои, старинные чертежи и фотографии. Вторая мультимедийная экспозиция размещена в левой пристройке Водонапорной башни. В буклете пишут, что «это путешествие под землей, повторяющее путь воды: от водозабора по трубам в квартиры – и обратно, на очистные сооружения. Здесь же – один из самых больших макетов исторического центра города».
Здесь же и кассы, и гардероб, и туалет, и даже кофейный автомат. Стоимость экскурсии 540 рублей для взрослого, и льготным билетом всего на 100 рублей дешевле. Кроме того, существует определенный график этих экскурсий, так что нужно все уточнять заранее. Прихожу сюда второй раз, и снова не попадаю ни на одну экскурсию, зато хоть согрелась.
Напротив входа/выхода, в холле гостей музея встречает необычный фонтан музейного комплекса «Вселенная воды». Он символизирует предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» и мир воды в целом. Я даже не обратила на него внимания сперва, и только шум воды и соответствующая предупредительная надпись привлекли мое внимание на выходе. Необычно в нем то, что фонтан замкнутого цикла, при его работе вода не расходуется.
Выйдя снова на улицу, сразу направляюсь к инсталляции «Глобус».
Эта пространственная композиция заинтересовала меня еще в прошлое посещение.
Здесь тоже оказалось все непросто, поскольку автор хотел наглядно донести до зрителей процентную долю воды на Земле.
«Сам глобус заполнен водой — это основная часть воды на Земле — соленая вода морей и океанов. Доля пресной воды составляет всего 3% от её общего количества. Эту долю символизирует большая сферическая капля расположенной ниже глобуса.
Но далеко не вся эта вода доступна нам. Малая капля — это та пресная вода, которая доступна человечеству и ее всего лишь 1%. Именно эту воду делят между собой все живые обители нашей планеты».
Вспомнив еще кое-что интересное в этом комплексе, заворачиваю налево от Башни, и иду туда, где размещена мультимедийная экспозиция «Вселенная воды».
Она обустроена в помещении бывшего подземного резервуара чистой воды Главной водопроводной станции.
В буклете сказано: «Здесь всё – о воде. Вода как величайшая тайна. Вода как лекарство. Вода как разрушитель. Вода как эталон. Вода как музыка. Мультимедийные технологии и эффекты в сочетании с экспонатами, которые можно трогать руками. Окружающее посетителей пространство изменчиво, как изменчива сама вода: меняются звуки, видеоряд, световые настроения».
youtube.com/shorts/q49vrWI9v9o
Внутрь, как и в прошлый раз, я снова не попала, удалось только сфотографировать светящуюся лестницу.
Зато рядом были установлены панели, демонстрирующие полезную информацию о воде.
И еще именно отсюда хорошо видна современная стеклянная пристройка к Башне.
Водонапорная башня — классический памятник промышленной архитектуры, но она давно отслужила свой век как инженерное сооружение. В 1999 году креативные работники «Водоканала» решили создать в башне музей, и им это удалось в полной мере.
Мало того, это был один из первых опытов возрождения старых промышленных зданий, утративших свое былое назначение в Санкт-Петербурге. Это эксперимент по смешению стилей XIX и XXI века.
Напомню, что краснокирпичный восьмигранник водонапорной башни, был спроектирован архитекторами Мерце и Шуберским в 1860 –1863 годах. Основная задача современных проектировщиков при реконструкции состояла в восстановлении, очищении сооружения от позднейших наслоений и приспособлении к новым функциям внутренних пространств башни.
«Требования к сохранению исторических интерьеров Башни обусловили вынос лифта и лестницы в отдельную пристройку. Именно она стала основным акцентом реконструкции.
Сочетание хрупких ажурных конструкций лифтовой пристройки и монолитной массы Башни создает визуальное напряжение, новации рискованны, стекло прозрачно и холодно – в прочтении темы присутствуют драматизм, смелость и ассоциативность».
Лично мне такое сочетание, казалось бы, несочетаемых структур очень нравится, поскольку не только сохраняет историческое промышленное здание, но и расширяет пространство для туристов и позволяет увидеть не только сам комплекс, но и Неву.
На этом мое последнее посещение комплекса закончилось, и я иду к выходу, сделав напоследок фото необычной Башни.
А еще сквозь деревья мне уже подмигивали засветившиеся огоньки окон Таврического дворца.
Хочу сказать, что это не все, что можно увидеть на территории комплекса, и это часовня Святого Спаса Преображения Господня, которую я увидела еще в первое посещение, весной 2018 года.
Интересна история этой часовни: «Построена часовня была в 1901 году по проекту техника городских водопроводов архитектора Владимира Александровича Липского. Непосредственно постройкой руководил архитектор Рейзман. Можно сказать, что часовня строилась всем миром — часть средств выделила Городская исполнительная комиссия по водоснабжению Петербурга, часть средств была собрана непосредственно рабочими и служащими столичного водопровода, часть средств — жителями города. Предназначалась часовня для освящения воды, поступающей в дома Санкт-Петербурга. Располагалась она на территории Таврической водопроводной станции напротив ворот с Подгорной улицы (сейчас это Таврический переулок), через которые большинство рабочих проходили на работу. 21 ноября 1901 г. часовня была торжественно освящена во имя православного праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
После революции часовню закрыли. Икона Преображения Господня, главная святыня, была утеряна. Позднее само здание часовни использовалось в качестве трансформаторной будки, и именно такой я ее и помню в детстве.
«На рубеже XX-XXI веков было решено возродить часовню. Как говорят, средства на это опять же собирали рабочие и служащие «Водоканала». Тогда же было принято решение переместить часовню на новое место на угол Шпалерной улицы и Водопроводного переулка. Был изготовлен специальный траверс-контейнер, Часовню сняли со старого фундамента, краном установили на трейлер и по специально проложенной временной дороге перевезли на новое место на расстояние 300 метров. Специалисты фирмы «Borey Company» провели полную реставрацию ее кирпичной кладки, известковых карнизных плит, гранитных блоков цоколя. Ныне часовня стоит на небольшом живописно оформленном искусственном холме. Пока шла реставрация часовни, по заказу Водоканала была написана икона Преображения Господня — список с работы Феофана Грека XIV века, находящейся в Третьяковской галерее — такая же, как и в прежней часовне. Икону освятили в Иерусалиме, на Святой Земле».
4 сентября 2000 года часовня была вновь освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) в сослужении священников Князь-Владимирского собора.
На ограде часовни закреплена памятная доска.
В заключение хочу привести слова древнекитайского мыслителя Лао Цзы: «Вода — это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного». Это так и есть, и особенно это ощущаешь возле мощных водопадов. А то, что ей нет равных говорит тот факт, что без воды человек может прожить максимум 3-4 дня, а то и вовсе 1-2 дня. Воду нужно беречь, особенно ту, которая прошла через наши краны, и это говорили гиды малышам, пришедшим на экскурсию в музей. Дети дружным хором подтверждали, что они не забывают закрыть кран у себя дома, и это хорошо, что им с детства прививают такую заботу об источнике жизни.
Ну а я направляюсь далее, и по улице Шпалерной дохожу до перекрестка с проспектом Чернышевского, где меня ждет встреча с детством — Двор моего детства: как быстро годы пронеслись…
Продолжение следует...
- Адрес:
Санкт-Петербург, Шпалерная ул., 56
- Телефон:
326-53-45
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург