1410 материалов по 998 объектам, 43 631 фотография
- GPS
- Россия, 190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5
- (812) 315-30-80
- www.gmir.ru/
Музей истории религии
Потому, пытаясь спланировать свой маршрут, я искал что-то интересное и малопосещаемое. Одним из таковых мест в Санкт-Петербурге является Государственный музей истории религии.
Первоначально он был создан для борьбы с религиозным культом. Первая экспозиция встретила посетителей в Эрмитаже в 1930 году, но уже через два года музей обрёл своё новое место жительства, и не где-то, а в Казанском соборе.
Шло время, музей пережил блокаду, так называемые Оттепель, Застой и дожил до Перестройки.
В мае 1991 года было принято решение передать Музею здание на Почтамтской улице, где вскоре началась реконструкция. В 2000 г. ГМИР переехал в новое здание и теперь располагается недалеко от здания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Исаакиевского собора.
Я же давно хотел познакомиться с Андреем. Мы списались. Я объяснил, что в Питере буду всего несколько часов, и Андрей выразил своё желание вместе со мной посетить этот музей. Сказать по правде, более всего нас интересовала экспозиция под названием Масонская коллекция. Заказывая эту экскурсию, я звонил администратору и начал пытать его, можно ли нам будет увидеть голову Хаджи-Мурата. Согласно Википедии голова абрека хранится именно в этом музее.
Администратор убедительно заверил, что головы у них нет. Прочитав подобное, в музей уже приходили делегации из Чечни и из Дагестана, с просьбой передать им голову Хаджи-Мурата. Соответственно, питерцы долго и клятвенно заверяли кавказцев, что подобного экспоната у них нет.
По-хорошему останки человека давным-давно пора похоронить на Родине. Но где голова — этого никто не знает. История с пропавшей головой напоминает теперь детектив.
Одним словом, в назначенное время мы с Андреем встретились и отправились в музей. Посетителей там действительно было мало. Андрей как и я видел все эти экспозиции ещё при старом режиме в Казанском соборе.
Однако, повторюсь, на тот момент музей вёл антирелигиозную агитацию, теперь же он просто рассказывает о различных религиях и о религиозных культах. Соответственно, его экспонаты в некотором роде поменялись.
Заходим в музей. Покупаем билеты, поднимаемся на второй этаж. Первое что смотрим — экспозиция «Традиционные верования коренных народов Сибири и Дальнего Востока». Здесь можно получить подробную и интересную информацию о сибирских шаманах. Можно взять аудио гид и узнать что-то о каком-либо конкретном предмете, а можно и просто прочитать. Обратите внимание на ящик с так называемыми куклами. Они символизируют духов, которых шаман показывал своим сородичам лишь в самых исключительных случаях. Чуть дальше стенды посвящённые ритуальным культам народов Африки и Азии. Тем, кто не был ни там ни там, наверно, вполне достаточно прострелить стенды беглым взглядом. Мне же было как-то даже обидно, что всё тут свалено почти что в кучу. У каждой фигурки своя история, как, например, вот у этого азиатского бога. Каждая из этих западноафриканских масок что-то обозначает. Думаю, Африку и Азию нужно было конкретно разделить. Впрочем, музей это не магазин Ашан. Музей должен быть компактным. Ну а кто заинтересуется, могу предложить заметку про подобный музей ритуальных масок и артефактов в Гвинее.По Западной Африке. Ч 22. Музей в Кисидугу Чуть дальше начинается фонд "Религии ранних цивилизаций". Вавилон — ворота богини Иштар. Это был парадный вход в город. Подледные ворота находятся в Берлине, тогда как здесь и даже в самом Ираке воссозданы копии. Ворота богини Иштар А вот и сама богиня Иштар. Поразительно, что её скульптура так хорошо сохранилась. Радует и то, что у нас в стране имеются столь ценные артефакты. Здесь же экспозиция богов Египта. Древние египтяне считали Нил священной рекой и на западной стороне, там, где "умирало солнце", по их верованиям, располагалось царство мёртвых. Там же строились и всевозможные пирамиды. Египтяне переправлялись на западный берег лишь в самых исключительных случаях. В соседнем зале можно посмотреть гробы, в которые укладывались мумии. Иногда их делали в форме человеческого тела. А вот таким камнем древние скифы в районах Босфора в горах заделывали пещеры-гробницы. А если местность была не скалистой, если хоронили в земле, то сверху скифы ставили вот такой похожий на крест камень.
На удивление слабо представлена в музее Древняя Греция. По всей видимости, множество экспонатов так и пролежит всю жизнь в запасниках.
Фонд посвящённый Иудаизму тоже на удивление скромный и занимает он всего один зал. Не будем забывать, что Иудаизм первая по времени возникновения монотеистическая религия. Опять-таки, кто заинтересуется историей российских евреев, в Москве есть шикарный музей, и я могу предложить три заметки на эту тему:
По еврейским местам Москвы. Часть 1. Зарядье и Исаак Левитан
По еврейским местам Москвы. Часть - 2. Религия и история
По еврейским местам Москвы. Часть - 3. Музей истории евреев
Вообще, насколько я подозреваю, данный музей был создан умными людьми с целью сохранения православных святынь и православного искусства. Православная экспозиция делится на 2 фонда. Первый называется «Православие. Декоративно-прикладное искусство». Второй — «Православие. Изобразительное искусство». Любопытно посмотреть на одежду священников, красивую и нарядную, словно взятую с потайных хранилищ Ленфильма. А также паломнические реликвии, привезенные из Палестины и Афона в конце XIX — начале XX в. Резные деревянные иконы, складни, образки XVIII – XIX вв., созданные в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах, в Соловецком и в других монастырях — всё это не пропало и не пошло на помойку. Благодаря музею, и в первую очередь благодаря множеству неизвестных теперь людей, тем, кто по всей видимости продолжал верить в Бога, всё это было сохранено. Рассматривая раритеты, мне невольно вспомнился фильм "Возвращение святого Луки", где следователь, которого играет В.Санаев, честно и искренне недоумевает: "А зачем инженеру иконы?"
Оппонент ему отвечает: "Ну знаете, сейчас это модно..."
Как далее в фильме выяснилось, "инженер" продавал произведения искусства за границу.
Мы все-таки мудреем год от года,
Распятья нам самим теперь нужны,
Они богатство нашего народа,
Хотя, конечно, пережиток старины.
Православие — одна из самых ярких и интересных экспозиций. Здесь представлены бесценные памятники русской культуры XVII — начала XXI в. И опять-таки что ценно, можно подойти, взять проспект и о каждом предмете что-то прочитать. Вот тут Андрей, как и подобает гостеприимному хозяину, рассказывает мне об экспозиции. Есть тут и специальный уголок, посвящённый старообрядцам. Вериги — их носили на голом теле для усмирения плоти. Чаще всего подобные железяки одевали монахи-старообрядцы. Их вес мог достигать 20 кг. Думаю, эти весят не менее 10 кг. Октябрь 1917 кардинально изменил ситуацию. Обратите внимание на картину: народ на попа внимания не обращает, у народа появились другие иконы.
Следующая экспозиция — "Религии Запада". Здесь не только предметы религиозного культа, но и картины на религиозную тематику, а также скульптуры. Переходим к осмотру следующих залов. Здесь мы смотрим "Религии Востока". Я не очень понял, какое отношение к религии имеет кукольный театр. Ну да ладно, поверим музейным кураторам. Подобных нарядных слонов можно видеть в Южной Индии а также на Шри-Ланке. А этот самурай приехал в Ленинград из Японии. Заходя в основной зал Востока, кажется, что ты переступаешь порог буддийского храма, где-то в Калмыкии, либо в Бурятии. А здесь уже что-то близкое к Тибету. А это, по всей видимости, Далай Лама — духовный лидер российских буддистов На макете воспроизведено внутреннее убранство Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй». До недавнего времени это был самый северный в мире буддийский храм.
Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года.
Жаль, но в настоящем Дацане я не был, тогда как его история очень и необычайно интересна. Индуизм и буддизм очень тесно переплетены между собой, и тем не менее это религии совершенно разные. В индуизме огромный пантеон всевозможных богов. Буддизм же в свою очередь отвергает идею Бога Творца. Правда, тут есть одно но — они это всячески скрывают. В данном фонде на хранении насчитывается 13134 экспонат. Конечно, здесь выставлено не всё. Меня особенно порадовали артефакты Гандхары или правильнее Большой Индии — в некоторых случаях эту культуру называют именно так.
Кто заинтересуется, предлагаю посмотреть заметку про Лахорский музей в Пакистане — Пакистан. Ч-1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей И если кто-то прочтёт предлагаемый материал, тот поймёт, почему вот эта индо-пакистанская голова имеет греческие корни. Переходим в залы Ислама. Таковых два. Первый посвящён шиитам, второй рассказывает про суннитов.
В день памяти имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году в Кербеле, шииты стараются показать, что они не боятся боли и ради веры готовы терпеть страдания. Этот день называется Ашура. Шииты прилюдно режут кожу ножами и бьют себя всевозможными кнутами и цепями. Одну из подобных цепей можно посмотреть на стенде. По легенде пророк Мухаммед имел меч с раздвоенным лезвием. Подобный меч мне довелось видеть в Дагестане — Дагестан. Ч-3. Тайны Кубачинского музея А глядя на одежду дервиша, невольно вспоминаешь картины В.В.Верещагина. Скажу честно, суннитский зал разочаровал. Подавляющее число мусульман являются именно суннитами, и потому, как мне кажется, экспонатов можно было бы разложить больше и выбрать что-то поинтересней. В самом Петербурге имеется соборная мечеть, которая появилась-таки в городе, преодолев и Революцию в виде безбожных большевиков и множество других трудностей. Правоверные читают Коран в мечетях, положив его вот на такие подставки-раскладушки. А это уже сама священная книга Коран. В данном случае он очень большой. По всей видимости, такой Коран был изготовлен по особому заказу.
Вот таким нам с Андреем увиделся и запомнился этот музей. Друзья, надеюсь, что моя заметка побудит вас познакомиться с музеем уже самостоятельно.
- Адрес:
190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5
- Дополнительная информация:
Первый понедельник месяца: социальный день (бесплатный вход для всех категорий посетителей)
- Телефон:
(812) 315-30-80
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 3 июл 2016, 01:10удалитьМаксим, Андрей, рада за вас!
Молодцы, что встретились!! - 3 июл 2016, 01:19удалитьСпасибо!
- 3 июл 2016, 01:27удалить
цитата:
Я объяснил, что в Питере буду всего несколько часов
Как можно культурную столицу посещать так по-галочному??? - 3 июл 2016, 07:52удалитьТак мы в культурной столице проездом были. Мы на Валаам направлялись. Поэтому, я хоть и провёл в городе всего несколько часов, но в музее + в компании культурного человека.
- 3 июл 2016, 09:57удалитьМаксим, какие вы молодцы! Это становится хорошей традицией! :)
- 3 июл 2016, 10:21удалитьСпасибо!
- 3 июл 2016, 20:10удалитьБуду ждать рассказа про музей.
- 6 июл 2016, 01:06удалитьинтересный музей. некоторые экспонаты напоминают знакомые объекты из учебников по истории древнего мира, ворота Иштар это классика к примеру )
- 6 июл 2016, 01:09удалитьСпасибо. Николай, а ты ворота Иштар в Берлинском музее наверно видел?
- 6 июл 2016, 02:02удалитьскорее всего, хотя если честно уже точно не помню где
- 8 июл 2016, 10:55удалитьОчень интересная и информативная заметка. Спасибо. Я ведь еще в поздне-Брежневское время бродил по подземельям Казанского собора, осматривая экспозиции музея религии и атеизма. До сих пор в памяти остались орудия пытки Святой инквизиции. Тогда это впечатлило по-настоящему. А уж потом музеи-близнецы средневековых пыток, которых полно в исторических местах разных европейских столиц, вызывали только ироничную улыбку. В новое время заходил в Казанский собор и жалел, что там уж нет такого музея. И очень обрадовался, что его можно посетить по другому адресу, благодаря Вашей заметке.
- 8 июл 2016, 11:26удалитьСпасибо. Вот именно эти орудия пыток все теперь и вспоминают, но их в новом музее уже нет.
- 8 дек 2017, 01:30удалитьНадо будет сходить! Сравнить впечатления с прежним музеем в Казанском соборе.
И встреча Максима с Андреем прошла просто замечательно!
Максим, если вдруг опять будете в Петербурге, рекомендую сходить в Этнографичесий музей. Коллекция экспонатов со всей Российской империи поражает! - 8 дек 2017, 07:27удалитьСпасибо! Без ложной скромности, этнография это моя тема. Если буду в Питере, обязательно туда схожу.