1410 материалов по 1 002 объектам, 43 911 фотографий
- GPS
- Россия, Государственный Эрмитаж Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
- +7 (812) 571-34-65
- chancery@hermitage.ru
Ян Фабр в Эрмитаже #5 / Мои королевы
Этот совет является частью дневников «Мой Эрмитаж», «Это Санкт-Петербург, дамы и господа!»
Ян Фабр в Эрмитаже. Человек, который измеряет облака
Ян Фабр в Эрмитаже #2 / Я позволяю себе истекать...
Ян Фабр в Эрмитаже #3 / Обезглавленные вестники смерти
Ян Фабр в Эрмитаже #4 / В компании с Рубенсом
Говоря о многочисленных направлениях в творчестве этого бельгийского художника, не лишним будет напомнить, что все его произведения, а это и графика, живопись, скульптура, инсталляции и театральные проекты возникли благодаря помощи определённого круга лиц, его помощников. Это целая команда специалистов своего дела, менеджеры, секретари, рабочие, инженеры. Благодаря им мастер имеет возможность плодотворно трудиться, не отвлекаясь на вещи, с искусством не связанные. Возможно, поэтому он до сих пор не пользуется мобильным телефоном, не признаёт СМС, а письма пишет исключительно на бумаге.
«Когда человек остаётся наедине с чистым листом бумаги, возникают чувства, — говорит Фабр — гаджеты на такое не способны».
А высказываясь о помощниках в искусстве, он однажды заметил, что Рубенс для своего времени был настоящим Энди Уорхолом, тот и другой имели студии, где трудилась масса подмастерьев. Порой многие произведения создавали они, а мастера лишь вносили свои коррективы и ставили подписи, поэтому история не сохранила нам имён многочисленной армии помощников, только названия школ и их мэтров.
Видимо, чтобы нарушить подобную практику, Фабр решил увековечить имена тех, кто ему помогает, так возникла серия работ под названием «Мои королевы» (2016 г.). То несколько женских портретов его ассистенток выполненных в каррарском мраморе специально для выставки в Эрмитаже. Фабр не случайно назвал их королевами, так велика их роль в его творчестве. И чтобы подчеркнуть их высокое положение, он после имени каждой, как принято у вельможных особ, прописал не фамилию, а город, откуда та родом, например Джоанна Гентская или Барбара Брюжская, согласитесь, звучит соответственно статусу.
Однако Фабр не был бы настоящим художником, тонко чувствующим все нюансы, если бы не позволил себе немного пошутить, нет, он не стал придавать портретам своих королев карикатурного вида, напротив, лица его ассистенток выглядят предельно натуралистично, заметны даже маленькие родинки там, где их можно было бы и не показывать. Так что же такого он сделал?
А просто взял, да водрузил всем на головы колпаки, те, что дети с удовольствием надевают на дни рождения и другие праздники. Вдобавок его королевы предстали в повседневной одежде, в кофтах и сарафанах, вероятно в таком виде Фабр застал их на рабочих местах, за компьютером и телефоном. Получилась довольно не парадная серия портретов королев, выполненная в мраморе размером повыше нас с вами. Труд на века. Такие, вот у Фабра помощницы.
А теперь о самой настоящей Королеве, вернее о будущей правительнице Бельгии, ведь пока она только Принцесса.
Её полное имя и титул звучат так: Елизавета Тереза Мария Елена Бельгийская, герцогиня Брабантская, наследная Принцесса Бельгии.
Фабр же в своей работе её называет несколько проще, но не менее значимо – «Моя будущая Королева Бельгии Елизавета», и в отличие от королев-помощниц она предстаёт не в барельефе, а в статуе во весь рост.
Однако и здесь автор остался верен своему правилу, раз остальные королевы в колпаках, пусть и будущая в нём остаётся.
Впрочем, пятнадцатилетняя девчушка, на момент создания статуи ей было именно столько, от этого нисколечко не страдает, напротив, задорно улыбается, прищурив свои голубые глазки. На счёт цвета глаз – это я специально добавил, мрамор передаёт только один цвет – белый.
Девочка-подросток с распущенными волосами, немного угловатая, как и положено её возрасту, одним словом — тинейджер, как нынче принято говорить.
Такую встретишь на улице любого города мира.
В лёгкой обуви, в джинсах и в кофточке с рукавом по локоть, она вовсе не похожа на будущую Королеву, как, впрочем, и на Принцессу.
Видимо весь секрет притягательности этой мраморной фигурки в том, что её автор, Ян Фабр, помимо необходимого мастерства и таланта, обладает ещё двумя важным качествами, любовью и преклонением к той, которая однажды обязательно станет его Королевой.
А пока она в окружении королев-помощниц находится в Эрмитаже в зале её соотечественника фламандского художника XVII века Антониса Ван Дейка.
Фабр не случайно выбрал именно этот зал. Ван Дейк в разное время состоял придворным художником у таких влиятельных особ, как Изабелла Клара Евгения – испанская инфанта, правительница Испанских Нидерландов, и английский король Карл I из династии Стюартов, который посвятил Ван Дейка в рыцари, а позже пожаловал ему статус королевского художника с полагающимся солидным денежным содержанием. За два года до своей смерти художник удачно женился на дочери английского лорда Рутвена. Умер Ван Дейк в возрасте 42 лет, похоронен в Лондоне в соборе Святого Павла.
Сегодня в Эрмитаже насчитывается 24 его работы, мы уделим внимание лишь нескольким, что расположены над мраморными барельефами Фабра, а также, в качестве уважения, рассмотрим автопортрет самого Ван Дейка, но вначале о королях и королевах.
И начнём экскурсию с портретов короля Карла I и Барбары Брюжской. Полагаю, после вышесказанного нет особой нужды объяснять, кто из них кто, лучше молча насладимся превосходной работой.
Желающие могут обратить внимание на детали.
Например, серёжка так тонко выполнена, что, кажется, подуй ветерок, и она зашевелится.
Но нет, мрамор спокоен, и ничто не в силах потревожить его.
Два других портрета – это Генриетта-Мария младшая дочь французского короля Генриха IV, королева Англии супруга короля Карла I, и ниже, в мраморе, — Мария ван Хасселт помощница Яна Фабра.
Интересно сравнить одежду той и другой. На первой мы наблюдаем богатейшее платье из красной парчи. Ткани так много, что с лихвой хватило и на столовую скатерть. Полагаю, она не последняя в доме, вероятно, и другие предметы королевской мебели были покрыты или обиты ею.
Естественно, одежда помощницы Марии таким шиком не блещет, но и она не чужда некоего шарма в виде узорчатого рисунка.
Портрет сэра Томаса Уортона в костюме кавалера ордена Бани, данный орден является четвёртым по значимости в Британской империи после орденов Подвязки, Чертополоха и святого Патрика.
Ниже портрет Иваны Загребской.
Не думаю, что в нынешней Хорватии, откуда девушка родом, перечисленные ордена имеют какое-нибудь правовое значение, нет кавалеров.
Однако Иванка, так позволю её называть, не горюет по этому поводу, что заметно без всяких Подвязок.
И если поставить рядом обоих, ещё неизвестно, кто более аристократичен из них.
Далее портрет Николаса Рококса богатого купца из городской знати Антверпена.
Ниже его землячка – Герда Антверпенская.
Не очень молодая женщина и, вероятно, не такая богатая, как когда-то был Николас, впрочем, могу ошибаться.
Перед нами портрет английского аристократа Генри Денверса, графа Денби, в костюме кавалера ордена Подвязки, члена Тайного совета, хранителя королевской печати, на левом виске наблюдается заклеенный пластырем шрам от сражений, он ещё и воякой отменным был.
Рядом с ним с очками на глазах Софи Гентская.
Простая на вид женщина, видимо имеет некие проблемы со зрением.
Джоанна Гентская. Признаюсь, у этого произведения Фабра я задержался несколько дольше обычного.
Уж простите мне мою откровенность, приглянулась она мне.
А потому позволю указать на некоторые детали её лица. Просто полюбуйтесь красотой, время терпит.
Рядом с ней, тот, что сзади неё, – это знаменитый архитектор автор Куинс-хауса в Гринвиче, Банкетного зала дворца Уайтхолл в Лондоне,
талантливейший живописец и театральный художник XVI – XVII веков Иниго Джонс. Другой господин мне неизвестен, его я как-то прошёл стороной.
Портрет молодой женщины с ребёнком – это работа из раннего периода творчества Ван Дейка.
Ниже – Эльза Брюжская. Наша современница.
Хоть она и изображена без ребёнка, но мне почему-то кажется, что женщина является матерью.
Заботливой, доброй и любящей, об этом нам говорит её открытое лицо.
И последняя из представленных королев-помощниц Фабра – это Катрин Гентская.
И здесь мне бы хотелось, чтобы вы на минуту-другую подольше задержались, любуясь произведением.
Непременно обратите внимание на улыбку и глаза женщины. От них веет теплом, несмотря, что портрет выполнен в мраморе
Камень кажется живым, он дышит. Ещё мгновение и шевельнётся складка на её прекрасном лице. Чудесный портрет, как и тот, что висит выше, работы Ван Дейка.
«Отдых на пути в Египет» или «Мадонна с куропатками» — сюжет на библейскую тему о бегстве Иосифа с Девой Марией и младенцем Христом в Египет. Сцена отдыха Святого семейства. Куропатки здесь являются символом греховного начала, они улетает от Девы Марии, так чиста она и в том её сила.
Вот, пожалуй, и всё, что хотелось мне рассказать о королевах Яна Фабра. А далее обещанный Ван Дейк и его автопортрет:
Однако мне из его работ больше нравится эта – «Семейный портрет».
Есть предположение, что на картине изображена семья известного голландского художника-пейзажиста Яна Вильденса.
Впрочем, это уже другая история, но наша экскурсия продолжается, впереди у нас новый зал и новые работы Яна Фабра:Ян Фабр в Эрмитаже #6 / Дары смерти
Санкт-Петербург, январь 2017 года
(Все фото из личного архива)
- Адрес:
Государственный Эрмитаж
Россия, 190000,
Санкт-Петербург,
Дворцовая набережная, 34 - Дополнительная информация:
Время работы
вторник, четверг, суббота, воскресенье:
10:30 — 18:00
среда, пятница:
10:30 — 21:00
Музей закрыт: по понедельникам,
1 января, 9 мая - Телефон:
7 (812) 571-34-65
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 14 фев 2017, 07:11удалитьВсе королевы хороши, а Будущая — само очарование)
- 14 фев 2017, 14:37удалить
ksushashaнаписала 14 февраля в 16:11
Все королевы хороши, а Будущая — само очарование)
Мастер творил - 14 фев 2017, 07:43удалитьИ все же нет у меня пока однозначного мнения:))
- 14 фев 2017, 14:38удалить
Norisfoxнаписала 14 февраля в 16:43
И все же нет у меня пока однозначного мнения:))
Лена, пока не поздно надо посетить выставку - 14 фев 2017, 14:54удалитьА до какого числа-месяца работает выставка?
- 14 фев 2017, 14:58удалить
Norisfoxнаписала 14 февраля в 23:54
А до какого числа-месяца работает выставка?
Лена, до 7 апреля сего года, поторопитесь - 14 фев 2017, 15:16удалитьУвы, уже не успеваю...
- 14 фев 2017, 15:28удалить
Norisfoxнаписала 15 февраля в 00:16
Увы, уже не успеваю...
Не расстраивайтесь, будут другие выставки Фабра, в Амстердаме, Риме, Лондоне и Париже, в Нью-Йорке на крайний случай ) - 14 фев 2017, 11:32удалитьВы верно написали — камень кажется живым. Мимика полностью передана.
- 14 фев 2017, 14:38удалить
ilonarigaнаписала 14 февраля в 20:32
Вы верно написали — камень кажется живым. Мимика полностью передана.
Спасибо Фабру - 14 фев 2017, 12:57удалитьЭто целая команда специалистов своего дела, менеджеры, секретари, рабочие, инженеры. Благодаря им мастер имеет возможность плодотворно трудиться, не отвлекаясь на вещи, с искусством не связанные
А как же муки творчества?! Безденежье, борьба с домоуправлением?! Запои, наконец?! )))(((
... "художник должен быть голодным"... не помню кто сказал, иначе это ремесло... - 14 фев 2017, 14:41удалитьВ начале своего творческого пути Фабр именно так и поступал, ходил голодным, насчёт запоев не знаю, испытывал безденежье, а потом встретил своих королев, и зажил по-человечески.)
- 14 фев 2017, 15:39удалить
1499Sergeyнаписал 14 февраля в 12:41
В начале своего творческого пути Фабр именно так и поступал, ходил голодным, насчёт запоев не знаю, испытывал безденежье, а потом встретил своих королев, и зажил по-человечески.)
... и ел кексы с гашишом))
надо посмотреть его ранние работы - 14 фев 2017, 16:34удалитьВеликолепно! Этот зал очень понравился. Очень интересно сочетание старых картин с современными барельефами, цветовой контраст красного и белого, и, конечно, сами работы. Немного в стиле ассирийских барельефов, мы в Нью-Йорке в музее Метрополитен видели такие. И невероятная детальность, все работы как живые.
- 14 фев 2017, 16:47удалитьБыл уверен, что Вам, Татьяна, эти работы Фабра понравятся. Они, действительно, как живые.
Было очень трудно в фотографиях передать настоящий цвет мрамора, на самом деле он ослепительно белый. В такой гамме очень трудно что-либо разглядеть, пришлось добавлять немного серых красок. Надеюсь, они не сильно испортили восприятие.
Спасибо, что откликнулись! - 14 фев 2017, 17:07удалитьДа, Сергей, мне очень понравилось. И забыла самое главное — сама идея, то, о чем они и кому посвящены, вот это прекрасно.
- 14 фев 2017, 17:16удалить
Rainbowнаписала 15 февраля в 02:07
Да, Сергей, мне очень понравилось. И забыла самое главное — сама идея, то, о чем они и кому посвящены, вот это прекрасно.
Хорошо, когда вокруг тебя такие королевы, хочешь не хочешь, и сам королём станешь. - 16 фев 2017, 00:21удалитьПолагаю, теперь можно оправдать Фабра, как думаете? )
- 16 фев 2017, 11:09удалить
1499Sergeyнаписал 16 февраля в 08:21
Полагаю, теперь можно оправдать Фабра, как думаете? )
Думаю, рановато еще! До конца я его все равно не приму, мне больше по нраву классика, но и совсем отвергать не стоит. Каждый имеет право на самовыражение, а у него и фантазия наибогатейшая и талант. - 16 фев 2017, 12:30удалитьБесспорно одно — автор обладает богатейшей фантазией и талантом, а это самое главное.
- 16 фев 2017, 23:26удалитьЕще одно шило в одно место :) Надо ехать! Скачаю заметку в планшет, с ним и пройдусь в той же последовательности, начиная с принцессочки.
- 17 фев 2017, 22:21удалить
fatherisaнаписал 17 февраля в 08:26
Еще одно шило в одно место :) Надо ехать! Скачаю заметку в планшет, с ним и пройдусь в той же последовательности, начиная с принцессочки.
Если есть возможность, надо обязательно посетить выставку Фабра, хотя бы для общего развития.
Кстати, сегодня был в третий раз, хотел приобрести каталог выставки, не нашёл. - 17 фев 2017, 12:08удалитьКакие разные направления у Фабра, какая богатая фантазия — теперь я понимаю Пиотровского, решившего выставит произведения Фабра в Эрмитаже, он и его сотрудники видели всего Фабра, понимают всю его философию, а мы — обыватели, все судим по огрызкам, которыми нас потчуют сми. Спасибо, Сергей, за ваш колоссальный труд.
- 17 фев 2017, 22:29удалить
Omiteнаписала 17 февраля в 21:08
Какие разные направления у Фабра, какая богатая фантазия — теперь я понимаю Пиотровского, решившего выставит произведения Фабра в Эрмитаже, он и его сотрудники видели всего Фабра, понимают всю его философию, а мы — обыватели, все судим по огрызкам, которыми нас потчуют сми. Спасибо, Сергей, за ваш колоссальный труд.
Татьяна, Вы правы, говоря о том, что прежде всего надо самому разобраться, посмотреть, пощупать руками, исследовать, а уж потом судить, хорошо это или плохо. Как говорил Аркадий Райкин, критиковать каждый может... Это легче всего, особенно, когда сам не видел, но слышал что-то плохое. Всегда такие найдутся.
Спасибо, что читаете мои сочинения!
Готовлю продолжения... - 21 фев 2017, 11:40удалитьДа, мастер разнообразен в своём творчестве, на месте не стоит, пробует различные материалы.