1410 материалов по 998 объектам, 43 631 фотография
- GPS
- Россия, Государственный Эрмитаж Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
- +7 (812) 571-34-65
- chancery@hermitage.ru
Ян Фабр в Эрмитаже #2 / Я позволяю себе истекать...
Этот совет является частью дневников «Это Санкт-Петербург, дамы и господа!», «Мой Эрмитаж»
Особенностью выставки является то, что собственные музейные экспонаты остались на своих законных местах, никто их из залов не выносил, лишь слегка передвинули для уплотнения экспозиций. Правда, Рубенсу с Ван Дейком всё же не повезло, пару-тройку картин пришлось снять, иначе Фабр не поместился бы, как говорится, отделались малой кровью.
Кстати о крови, в зале Аполлона, откуда начнём мы наше путешествие по очень непростым замыслам художника, она присутствует в полной мере. Помните, я рассказывал об опытах Фабра над своим телом, Ян Фабр в Эрмитаже. Человек, который измеряет облака так вот, сейчас нам представится возможность увидеть результаты этих работ.
Должен заранее предупредить о возможных последствиях. Если вы впечатлительны, возрастом меньше шестнадцати и у вас имеются некие комплексы, о которых не хотелось бы вспоминать, не стоит идти со мной дальше, лучше поверните в противоположную сторону, например к Двадцатиколонному залу, где собрана античная скульптура, всевозможные вазы, камеи и бюсты.
Мы же пойдём до конца и как древнегреческий Орфей опустимся в преисподнюю, но то случится не скоро, в любом случае дам знать, мол, так и так дамы и господа, а теперь самое страшное…
А пока поговорим о человеческой крови.
Обратили ли вы внимание на странного господина в тёмном пальто, что стоит неподвижно спиной к нам, уткнувшись лицом в картину? Нет?
Тогда подойдём поближе.
— Ба! Да у него кровь сочится! Кто-нибудь, вызовите врача! – голосят наперебой лица, не успевшие покинуть зал Аполлона.
Однако медицинская помощь таинственному незнакомцу не требуется, ведь перед нами всего лишь скульптура или правильней будет сказать — инсталляция «Я позволяю себе истекать» (2007 г.)
Это силиконовый автопортрет-манекен Яна Фабра, он разглядывает картину голландского художника XV века Рогира ван дер Вейдена «Портрет турнирного судьи», и… медленно истекает кровью.
Фабр предстаёт здесь в образе художника-мыслителя, пытающегося проникнуть в бесконечно далёкий и утраченный мир подлинных мастеров живописи. Его усилия так велики, что кровь начинает сочиться, но он не замечает её.
Истекая, он впитывает в себя муки творчества, что испытывали художники Средневековья, когда создавали свои высоконравственные произведения.
А на противоположной стене небольшого зала другая картина того же Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука рисует портрет Девы Марии» и «Христос благословляющий» неизвестного художника предположительно XV века.
Между этими шедеврами произведение Фабра – «Спаситель мира» (Salvator mundi) (1998 г.).
Нечто, призванное олицетворять внутренний мир автора.
Выполнено оно из металлической проволоки, стекловолокна, костей и надкрыльев маленьких блестящих жучков (златок).
Те и другие – самые настоящие. В дальнейшей нашей экскурсии они будут встречаться очень часто.
Рядом другое его произведение – это «Автопортрет повешенного» (Self-portrait of the Hanged) (1999 г.), выполненный кровью на бумаге. Судя по обилию запечатлённых на крохотном листе орудий убийства, а здесь мы наблюдаем и топор в спине, и кинжал в груди, ружейный выстрел в затылок и даже гвоздь во лбу, автор не сильно доверял виселице, а потому решил перестраховаться. Всё надо делать основательно, чтобы потом не было мучительно больно.
Кстати, о боли. Известно, что многие художники и поэты, дабы достичь в творчестве совершенства, используют собственную кровь вместо обычных для нас чернил, красок и карандаша. Почему они так поступают? Вероятно, всему виной муки творчества. А где муки, там обязательно проливается кровь, и грех было бы её не использовать. Фабр так и поступает.
Очередная его работа – «Распухший от моей крови (скарабей кровопийца)» (1982 г.) из серии «Капли моей крови, отпечатки моей крови».
И рядом – «Рассказывая страсти искусства и Христа» (1978 г.) из серии «Моё тело, моя кровь, мой пейзаж».
Многим может показаться, что эти рисунки чрезвычайно просты и незамысловаты, почти каракули, не считая жука, что ж, возможно, но душа художника – это потёмки, и нам никогда не узнать всех мотивов, подталкивающих их на такие поступки, и только впечатления, шаг за шагом, капля за каплей, медленно, но приближают нас. Попробуйте, и тогда вы поймёте. Капля за каплей…
Но довольно о крови, поговорим о бронзе и золоте.
Благо представлены они здесь изящной вещицей, хоть и маленькой в 23,6 карата. Фигурка ящерицы под названием «С другой стороны времени» (2016 г.). Вероятно, время здесь присутствует в облике надписи, что вырывается золотыми буквами изо рта ящерицы.
Два золотых попугая на жёрдочках – это «Марсель Бротарс смотрит на Рене Магритта» (2016 г.) Один – это бельгийский поэт, режиссёр и скульптор, другой, его соотечественник, – художник-сюрреалист. Оба уже покойные. Кто из попугаев на кого смотрит, сказать не могу, но ответ знает Фабр, как и творчество обоих.
А нам пора переходить в другой зал. Всё самое интересное ещё впереди... Ян Фабр в Эрмитаже #3 / Обезглавленные вестники смерти
Санкт-Петербург, январь 2017
(Все фото из личного архива)
- Адрес:
Государственный Эрмитаж
Россия, 190000,
Санкт-Петербург,
Дворцовая набережная, 34 - Дополнительная информация:
Время работы
вторник, четверг, суббота, воскресенье:
10:30 — 18:00
среда, пятница:
10:30 — 21:00
Музей закрыт: по понедельникам,
1 января, 9 мая - Телефон:
7 (812) 571-34-65
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 6 фев 2017, 09:24удалитьЧувствуется ваше, Сергей, ироничное отношение к представленным на выставке работам Фабра. Или я не права и у вас другое восприятие внутреннего мира художника? Я, конечно, дойду с вами до конца, даже если самое страшное впереди, но восторга не испытываю, скорее наоборот.
- 6 фев 2017, 15:40удалить
Omiteнаписала 6 февраля в 18:24
Чувствуется ваше, Сергей, ироничное отношение к представленным на выставке работам Фабра. Или я не права и у вас другое восприятие внутреннего мира художника? Я, конечно, дойду с вами до конца, даже если самое страшное впереди, но восторга не испытываю, скорее наоборот.
По поводу моей иронии, Вы, Татьяна, правы, имеется такой грех. Однако у меня возникает вопрос, тот восторг, о котором Вы упомянули, или правильнее сказать, его отсутствие, связан напрямую со мной, с тем, как преподношу в своём рассказе творчество Фабра? Если так, дайте знать, попробую изменить последующие повествования, если причина кроется в самом художнике, в его работах, тогда, увы, придётся терпеть и испить до конца эту чашу. Во всяком случае мне Фабр понравился. Признаюсь, не сразу, но уже при следующем посещении его выставки, а произошло это через пару дней, моё отношение к нему изменилось. Я многое узнал о нём, как о личности. Надеюсь донести это в своих рассказах.
В любом случае, спасибо! - 7 фев 2017, 10:38удалить
1499Sergeyнаписал 6 февраля в 13:40
По поводу моей иронии, Вы, Татьяна, правы, имеется такой грех. Однако у меня возникает вопрос, тот восторг, о котором Вы упомянули, или правильнее сказать, его отсутствие, связан напрямую со мной, с тем, как преподношу в своём рассказе творчество Фабра? Если так, дайте знать, попробую изменить последующие повествования, если причина кроется в самом художнике, в его работах, тогда, увы, придётся терпеть и испить до конца эту чашу. Во всяком случае мне Фабр понравился. Признаюсь, не сразу, но уже при следующем посещении его выставки, а произошло это через пару дней, моё отношение к нему изменилось. Я многое узнал о нём, как о личности. Надеюсь донести это в своих рассказах.
В любом случае, спасибо!
Нет, нет, Сергей, ничего менять не надо — наоборот, ваш стиль, немного отстраненный, немного ироничный, мне очень нравится. Согласна с вами, что современное искусство полюбить сразу не получается, часто, гуляя по галереям, где представлены современные картины, думаешь: " А все ли с головой у них в порядке? А нужно ли тебе забираться в их взбаламученный разум?" Мой ответ: "Стараться понять- необходимо". - 7 фев 2017, 23:46удалить
Omiteнаписала 7 февраля в 19:38
Нет, нет, Сергей, ничего менять не надо — наоборот, ваш стиль, немного отстраненный, немного ироничный, мне очень нравится. Согласна с вами, что современное искусство полюбить сразу не получается, часто, гуляя по галереям, где представлены современные картины, думаешь: " А все ли с головой у них в порядке? А нужно ли тебе забираться в их взбаламученный разум?" Мой ответ: "Стараться понять- необходимо".
Придя к пониманию других людей, мы расширяем границы собственного мира. - 6 фев 2017, 09:42удалитьМне интересно современное искусство. Раньше казалось, что "они уничтожили всё совершенство, к которому их предшественники стремились веками", но теперь я не критикую, а пытаюсь понять.
С работами Рене Магритта как раз успела очень хорошо познакомиться в Бельгии. Он сейчас мой фаворит )) - 6 фев 2017, 15:49удалить
ksushashaнаписала 6 февраля в 18:42
Мне интересно современное искусство. Раньше казалось, что "они уничтожили всё совершенство, к которому их предшественники стремились веками", но теперь я не критикую, а пытаюсь понять.
С работами Рене Магритта как раз успела очень хорошо познакомиться в Бельгии. Он сейчас мой фаворит ))
Вот в том-то и заключается весь фокус, в нашем незнании, а ещё больше, в нежелании понимать. Когда мы что-то не понимаем в творчестве современных художников, то приходим к выводу, что их работы — это провокация, однако это не всегда так. И чтобы разобраться в этом, надо всего лишь уделить несколько минут своего времени для понимания мира другого. Порой это сложно, как так, ведь на это невозможно смотреть, часто говорим мы. Но почему? Надо разобраться.
Оксана, спасибо за понимание! И за такое отношение к Рене Магритту! - 6 фев 2017, 11:58удалитья понимаю когда подобные инсталляции выставляет центр Помпиду, а вотЭрмитажу это зачем?!
- 6 фев 2017, 15:59удалить
marlisнаписала 6 февраля в 20:58
я понимаю когда подобные инсталляции выставляет центр Помпиду, а вотЭрмитажу это зачем?!
Ирина, Лувр не побоялся, а там выставка была круче. Впрочем, каждый решает для себя сам, смотреть или не смотреть. Однако замечательно то, что, благодаря Эрмитажу у нас есть выбор. И спасибо Пиотровскому, директору музея, что он проявил смелость. А Эрмитаж, поверьте мне, от этого не пострадал, напротив, получил приток свежей крови, к тому же самые неоднозначные экспонаты выставляются в здании Главного штаба, несколько отдельно.
В любом случае, спасибо! - 6 фев 2017, 16:07удалитьне поймите меня правильно)) я совсем не против таких выставок, но всему свое место. Если другого места не нашли, то можно и в Эрмитаж, я российских реалий касательно современного искусства не отслеживаю. Новости рассказывают о претензиях церкви на Исакиевский собор и на какую-то часть Ермитажа, может эта выставка — своеобразный ответ Пиотровского, такая себе "фига в кармане" в стиле модерн?!
- 6 фев 2017, 16:15удалить
marlisнаписала 7 февраля в 01:07
не поймите меня правильно)) я совсем не против таких выставок, но всему свое место. Если другого места не нашли, то можно и в Эрмитаж, я российских реалий касательно современного искусства не отслеживаю. Новости рассказывают о претензиях церкви на Исакиевский собор и на какую-то часть Ермитажа, может эта выставка — своеобразный ответ Пиотровского, такая себе "фига в кармане" в стиле модерн?!
Да, РПЦ выставку Фабра не одобрила, видимо церковь ещё не созрела до понимания многих вещей. Насчёт "фиги в кармане, не знаю, как-то об этом не размышлял, меня больше интересовал Фабр. В любом случае хорошо, что он у нас появился. И ещё, он же не в церкви выставлялся, верующие могут спокойно выставку обойти, как и лица, не достигшие 16 лет, о чём музей сообщает. - 6 фев 2017, 16:30удалитьНеобычный автор! И как часть многообразия жизни, несомненно, имеет право на существование.
Спасибо, Сергей, за детальный рассказ. Я ничего про эту выставку не слышала.
P.S. А кто такой Пиотковский? - 6 фев 2017, 16:46удалить
Rainbowнаписала 7 февраля в 01:30
Необычный автор! И как часть многообразия жизни, несомненно, имеет право на существование.
Спасибо, Сергей, за детальный рассказ. Я ничего про эту выставку не слышала.
P.S. А кто такой Пиотковский?
Да, Вы правы, Татьяна, автор имеет право на самовыражение.
А Пиотровский Михаил Борисович — это генеральный директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета СПбГУ, член Президиума РАН. Личность весьма уважаемая. - 6 фев 2017, 18:34удалитьСпасибо, Сергей, что познакомили!
Сама бы я ни за что не пошла на это смотреть:))
У меня ведь дилетантский подход — цепляет-не цепляет:)) пока не зацепило:)) будем ждать продолжения! - 6 фев 2017, 19:36удалитьЛена, мы ещё только вначале пути, все самые интересные произведения собраны в других залах, продолжение, надеюсь, последует...
- 8 фев 2017, 16:03удалитьИ они обязательно последуют, как продолжения, так и сомнения, у Фабра не всё так однозначно.
- 8 фев 2017, 17:04удалитьЭто тот случай когда "думайте сами, решайте сами" смотреть или не смотреть! )) Спасибо, Сергей, что познакомили.
- 8 фев 2017, 17:23удалитьНина, согласен с Вами, о вкусах не спорят, однако поделиться хотелось.
- 21 дек 2018, 23:46удалитьА он даже внешне немного похож на турнирного судью.
Очень интересно, жаль что я пропустила эту выставку в прошлом году.... - 22 дек 2018, 01:04удалитьВыставка наделала много шума. Однажды побывав на ней, я возвращался вновь и вновь, так она меня затянула, хотел разобраться, что к чему, к тому же было много отрицательных отзывов. Вот и решил заступиться за "слабого".
А внешне, Фабр, действительно здесь похож на турнирного судью.