1410 материалов по 1 004 объектам, 44 147 фотографий
- GPS
- Россия, Санкт-Петербург, Петропавловская крепость
- (812) 498-05-11
- www.spbmuseum.ru/peterpaul/
«Опера-всем»: простерлось небо, как шатер над Петропавловкой
Этот совет является частью дневника «МНЕ БЫ ЖИЗНЬ МОЮ КАК КИНОПЛЕНКУ ОТМОТАТЬ НА ДЕСЯТКИ ЛЕТ НАЗАД...»
Брендом Санкт-Петербурга, который привлекает туристов на берега Невы, стал Международный фестиваль «Опера — всем». Проходит он ежегодно с 2012 года на открытых площадках Санкт-Петербурга: в Петропавловской крепости, на Елагином острове, в Александровском парке и Екатерининском дворце в Царском Селе.
«Опера – всем» — самый масштабный проект под открытым небом в Санкт-Петербурге, фестиваль, который в формате open air знакомит зрителей и слушателей с шедеврами оперного искусства. Его сразу решено было сделать открытым во всех смыслах: он должен быть бесплатным, без ограничения аудитории и без специального помещения — для каждой постановки были выбраны «естественные декорации» в разных уголках Северной столицы.
В нашем городе стали привычными разнообразные эстрадные концерты на площадях, приуроченные к праздникам, и конечно, их много в летнее время. Чаще всего огромные сцены в Санкт-Петербурге возводятся на Дворцовой площади. Попасть сюда можно бесплатно, платные места только для тех, кто хочет насладиться музыкой сидя. Слов нет, большое искусство балета и оперы хорошо смотреть в театрах и концертных залах, но иногда их стены становятся тесными, и поэтому «гора идет к Магомету». На площадях и в парках Санкт-Петербурга становится возможным услышать арии из опер, симфоническую музыку, увидеть сцены из балетов. Такие представления на открытых пространствах, опен-эйр, собирают множество зрителей и, как я уже говорила, привлекают туристов в город.
Надо сказать, что в предыдущие годы мне не удавалось побывать на этих праздниках музыки. Как это бывает, работающий человек с нетерпением ждет выходных, в которые либо едет на дачу, либо на залив. И вот только в 2018 году, увидев афишу «Опера — всем», я решительно направилась в Петропавловскую крепость, чтобы развеять скептические взгляды и высказывания сомнений в успешности концерта классической музыки под открытым небом Петропавловки.
Мой друг из Чехии как-то привозил мне диск с фильмом, который он снимал в Вене, где зрители в парках сидели в природных амфитеатрах на холмах и слушали оперу. Но то Вена с ее теплыми летними вечерами, у нас в Петербурге даже летние кинотеатры как-то не сильно прижились из-за непредсказуемости погоды. Однако, идейные вдохновители и организаторы петербургского фестиваля директор Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина Юлия Стрижак и музыкальный руководитель фестиваля Фабио Мастранджело решили рискнуть. И не прогадали, потому что помимо прекрасной музыки, в фестивале участвовали красивейшие архитектурные ансамбли Северной столицы.
«В мире формат проведения музыкальных событий на открытом воздухе известен с античных времен. История театра и оперы началась в амфитеатрах Греции и продолжилась в Римской империи. Арена Вероны до сих пор служит сценой, где исполняются оперы и балеты. Античный театр в сицилийской Таормине с 1985 года принимает фестиваль TaorminaArte, программа которого включает концерты и спектакли. Оперы звучат в амфитеатре Пулы в Хорватии, в Вене на Ратушной площади и в парке Шенбрунн».
Могу сказать только то, что в отличие от других мировых музыкальных фестивалей, в Санкт-Петербурге сценой являлся весь город.
«Петербургский фестиваль имеет несколько отличительных особенностей. Во-первых, вход на его спектакли бесплатный, что отвечает изначальной задумке и концепции – делать высокое искусство доступным. Во-вторых, незыблемыми правилами является исполнение всех опер на языке оригинала и то, что спектакли играются один раз и больше не повторяются. Но главная уникальная черта фестиваля заключается в том, что его оперными сценами каждый раз становятся различные достопримечательности Санкт-Петербурга, и постановки каждый раз предстают в новом пространстве. Это создает совершенно неповторимую атмосферу, дополняющую и многократно усиливающую впечатления от спектаклей».
Интересно, что неизменной остается дата открытия фестиваля, и это 12 июня, День святых апостолов Петра и Павла. Место тоже символично, и это Петропавловская крепость.
«Это одна из главных достопримечательностей Петербурга, отсюда берет начало этот город на Неве. Оборонительные бастионы на Заячьем острове строились по личному проекту Петра Первого и предназначались для защиты северных рубежей России от шведов. Дата закладки крепости 27 мая 1703 года считается и датой основания Санкт-Петербурга».
Петропавловский собор, «видевший» всех российских императоров от Петра Великого до Николая Второго, это один из символов Санкт-Петербурга и самый старый храм из сохранившихся в северной столице. Очень интересна колокольня Петропавловского собора, считающаяся самым высоким сооружением в центре Петербурга. Если забраться на ее верх, то можно увидеть Санкт-Петербург с высоты птичьего полета. «Колокольню достроили только к 1724 году: установили куранты и корильон (голландский музыкальный инструмент из колоколов), деревянный шпиль покрыли золоченой медью, а обычный крест заменили на флюгер в виде ангела, держащегося за главную ось».
Также можно бесконечно восторгаться единственным куполом собора, расположенным над иконостасом.
Правее виднеется еще один купол над Великокняжеской усыпальницей.
.
Опустив взгляд на грешную землю и оторвавшись от рассматривания золоченых куполов, я вижу, что на зеленых лужайках уже яблоку негде упасть.
.
Похоже, что многие пришли сюда давно и заняли места, кто сидя, кто, лежа на газоне. А кто-то уже закрывает лицо от знойных лучей июньского солнца, чтобы лицо не обгорело.
Я перевожу взгляд и понимаю, где будет сама сцена и огромный экран, транслирующий представление. Я не вижу саму сцену, но благодаря экрану могу видеть все события оперы на открытом воздухе, которая смотрится гораздо легче и интереснее, чем из зрительного зала в театральном здании. Во всяком случае ты можешь полежать или посидеть на заранее прихваченном с собой коврике. Да и перекусить, либо выпить чая из термоса.
Собственно, YII фестиваль открывается оперой «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова. При солнечном свете, да лежа на траве и на свежем воздухе, представление выглядит естественнее, а актёры — реалистичнее.
Большой экран, на котором транслировали оперу, позволял с дальних мест рассмотреть эмоции на лицах артистов крупным планом, что добавляло «живости» происходящему на сцене и помогало полнее раскрыться персонажам.
Самое интересное, что опера была костюмной, с мехами, кафтанами, камзолами, сапогами и сарафанами.
Слушая музыку, и кося глазом на экран, я все же успеваю сделать панорамные снимки так сказать зрительного зала.
Отмечаю тех, кто благоразумно прихватил с собой складные стульчики, и наслаждается представлением, сидя на них.
Подхожу поближе, туда, куда могу протиснуться сквозь зрительный зал.
Спектакль идет без антракта, а это 2,5 часа. И ничего, зрители выдерживают это стояние, как в церкви на торжественной литургии.
Действие переносит зрителя в XVI век, и на сцене разворачиваются события времен Ивана Грозного.
Либретто оперы рассказывает историю таинственной смерти третьей жены Ивана Грозного Марфы Собакиной. Её партию спела солистка Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье» Ольга Черемных. Правда имена реально существовавших лиц изменены, как и сам сюжет оперы.
Итак, «опричник Григорий Грязной влюбляется в Марфу, но та должна свататься с Иваном Лыковым. Грязной хочет приворожить девушку с помощью зелья. Любаша, любовница опричника, решает отравить красавицу Марфу. Любаша подменяет приворотное зелье на отраву, которую Грязной подмешивает в бокал Марфы. Тогда же становится известно, что девушку возжелал себе в жены сам Иван Грозный. Здоровье царской невесты сильно ухудшилось, а Грязной понимает, что погубил девицу. Конец оборачивается трагедией для всех героев, а Любаша и её соперница погибают».
Необычным было то, что ария Любаши в конце первого действия неожиданно увенчалась звоном колоколов Петропавловского собора. Просто потрясающе!
По окончании спектакля, не хочется сразу уходить с Петропавловки, и я иду в сторону Невы, сопровождаемая мыслями о том, сколько сложностей в постановке на открытом воздухе. Это и отсутствие акустики, света и привычных нам кулис. Микрофонная гарнитура, конечно, помогает усилить звучание голоса, но добавляет экстрима самим певцам. Но самое страшное, наверное, если идет дождь, потому что концерты не отменяются и идут при любой погоде.
Я недаром гуляю по знаковым и знакомым местам крепости.
Солнце склоняется вниз, и при этом так красиво золотит здания на другой стороне Невы.
Это мои любимые виды в Санкт-Петербурге, объединяющие Зимний Дворец, шпиль Адмиралтейства и купол Исаакиевского собора.
Напротив, вдоль Невы, протянулось здание самого большого и самого изысканного из всех дворцов Петербурга.
«Своими фасадами дворец протянулся на 137 метров вдоль Невы и на 106 метров вдоль Адмиралтейства. Ни одно здание в центре Петербурга до самого краха Российской империи не превысило императорский Зимний дворец, высота которого в самой высокой точке – 23,5 метра (это сравнимо с современной восьмиэтажкой). И, хотя роскошных дворцов, со временем, в Петербурге появилось немало, до сих пор Зимний дворец притягивает восторженные взгляды и завораживает своими неповторимыми фасадами».
Я веду объективом фотоаппарата вдоль Невы и упираюсь в великолепное здание Ново-Михайловского дворца, построенного по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера в период с 1857 по 1862 годы. Он предназначался для молодой семьи — великого князя Михаила и его супруги, принцессы Ольги Фёдоровны. Солнце зажгло фонарики в окнах этой достопримечательности, а перед ним украшением стоит теплоход для речных прогулок.
А еще по Неве курсируют вот такие частные красавцы! Их тоже арендуют как компании, так и отдельные личности для того, чтобы полюбоваться городом над вольной Невой!
Самым крайним домом справа на фото является дворец Великого князя Владимира Александровича, в котором сейчас располагается Дом Ученых имени А.М.Горького.
Владимирский дворец, расположенный на Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге, построен в стиле венецианского палаццо. Внешне он кажется простым и непримечательным, но внутри себя скрывает величественные гостиные и будуары с роскошными интерьерами. Много лет я мечтаю попасть туда с экскурсией.
Если идти взглядом справа налево, то голубой дом – это особняк гвардии полковника В.И.Трофимова, позднее ставший доходным домом С.Н.Плаутина, изначально построенным в стиле необарокко. Последнее здание слева – это двухэтажный особняк Г.А.Черткова. Знаменит этот дом тем, что его фасад вдоль набережной дошел до наших дней без изменения таким, как его возвел архитектор Р.А.Гедике в 1877-1878 гг.
Через Невские ворота я прошла на Комендантскую пристань, и именно оттуда любовалась противоположным берегом Невы. Любимый город, восхитительный вид на главную артерию, на Дворцовую набережную, хранящую историю создания северной жемчужины России. Так и хочется спеть: «Старые друзья, в вас я узнаю беспокойную юность свою!». Но уже чужая, юная песня летит над Невой, и засыпает город дорогой…
Иду на выход и машинально отмечаю анонс будущей выставки «Загадка Тутанхамона», которая откроется осенью в Невской куртине. Конечно, здесь будут выставлены реплики, но высококачественные, тщательно и с любовью созданные мастерами России, Германии и Египта.
Последний взгляд на величественный собор, который зримо опускается в марево заката.
Я устала, а вот некоторые жители или гости города уже оккупировали зеленую лужайку рядом с Иоанновским мостом, чтобы увидеть, как зажигаются фонари на Троицком мосту.
Я грущу по тем дням юности, когда также могла делать безрассудные поступки, гулять по городу до утра в компании поредевших нынче друзей. В общем, как поется в известной песне: «Я уехал, я уехал в Петербург, а приехал в Ленинград…». Я мысленно прощаюсь с воспоминаниями тех времен, которые уже не вернуть и даю себе слов еще раз прийти сюда, чтобы погулять по Заячьему острову, сердцу нашего города.
- Адрес:
Санкт-Петербург, Петропавловская крепость
- Телефон:
(812) 498-05-11
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: