1410 материалов по 997 объектам, 43 631 фотография
- GPS
- Россия, Санкт-Петербург, пл. Декабристов
Секрет влюбленных глаз Петра
И, пожалуй, начну собирать свой красочный пазл воспоминаний и впечатлений с Сенатской площади, где можно увидеть в глазах наиболее значимой фигуры в российской истории последних веков сердце, излучающее Любовь.
Петр I гордо восседает на вздыбленном коне. Вместо седла на коне – медвежья шкура как символ великой нации, а под копытами – поверженный враг в виде змеи. Голову Петра украшает лавровый венок – знак победителя.
Передо мной великое скульптурное творение в бронзе и значимое в мировой архитектуре – Медный всадник. Многим известно, что инициатором создания памятника была Екатерина Великая. По ее распоряжению князем А. Голицыным были высланы приглашения Вольтеру и Дидро с просьбой участвовать в обсуждении авторов и проектов. От Дидро последовала рекомендация обратиться к скульптору Этьену-Морису Фальконе, который отличался тонким вкусом и умом и не требовал с работодателей большой оплаты за свой труд.
Пятидесятилетний Фальконе мечтал перейти от фарфоровых кувшинов и тарелок к монументальной скульптуре и поэтому он не раздумывал, когда ему поступило предложение поработать над скульптурой, изображавшей русского царя, согласившись на оплату 200 тыс. ливров. Первые эскизы памятника Фальконе стал разрабатывать еще находясь во Франции, а в 1766 году прибыл с группой помощников в Россию.
Ему пришлось не только создавать, но и отстаивать свое видение памятника. Притом, что против его замысла памятника Петру поначалу высказывались многие влиятельные российские деятели и аристократия. Екатерина поддерживала Фальконе и в своем письме отмечала: « Не слушайте плохие рассуждения людей, ничего не смыслящих, идите своею дорогою».
Фальконе отказался от всех предложений и решил следовать собственному видению. Он полагал, что его скульптура должна олицетворять и человека, и благодетеля, и самодержца.
Под работу по приказу Екатерины был выделен Зимний дворец, занимаемый в свое время Елизаветой Петровной. В 1769 году прохожие могли наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост, ставил её на дыбы и как можно дольше старался удерживать ее в таком положении. Так продолжалось по несколько часов в день. А в это время у окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.
Несмотря на поддержку, Императрица была очень строгим критиком для Фальконе. Вот что он писал: «Я бы никогда не думал, что Ваше Величество так строги в скульптуре. Вы не покидаете моей мастерской и вот уже 20 раз Вы заставляете меня начинать снова то, чем многие довольны».
Если с самим конным монументом, его композицией, общим замыслом у Фальконе все складывалось хорошо, то портрет ему не удавался. Скульптор переделывал голову всадника бесконечно, но все равно его работа не нравилась Екатерине II. И тогда двадцатилетняя талантливая ученица Фальконе, приехавшая вместе с ним из Франции Мари-Анна Колло по собственной инициативе предложила свой вариант эскиза, на который она потратила одну ночь. Образ получился настолько выразительным, что был немедленно одобрен Императрицей.
(фотография из Интернета)
Лицо получилось мужественным и открытым, а в глазах Петра читалась смелость, мудрость и…любовь!
Многие ли из нас смогли всмотреться и увидеть такой привычный в наше время и часто посылаемый символ наших чувств? Может быть этой юной даме, которая по воспоминаниям современников была влюблена в Фальконе и принадлежит первенство создания любимого смайлика? Зрачки Петра I выполнены в форме сердец!
(фотография из Интернета)
За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств. Мари-Анна стала личным скульптором Екатерины II и за десять лет создала лучшие ее портреты с пожизненной пенсией в 10000 ливров.
(фотография из Интернета)
Так что, говоря о памятнике Петру, правильно указывать авторство Фальконе-Колло. Надо сказать, что Фальконе никогда не преуменьшал вклад Мари-Анны, упоминая ее как соавтора. Когда он получил две медали за монумент Петру I одну из них честно передал мадмуазель Колло. Был и еще один соавтор памятника — змею под ногами всадника выполнил русский скульптор Федор Гордеев.
Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года, затем она была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные…
но следующая трудность была с отливкой статуи.
Долгое время никто не хотел браться за выполнение этой работы. Отказался от отливки и специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся. Другие иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы.
По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими — не более сантиметра. Ведь скульптура императора имела значительные размеры, опираясь только на три точки.
А ведь нашелся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов.
Долгое время подбирался нужный состав и началась заливка. Первая попытка отлить оказалась неудачной. Лопнула труба, по которой подавалась раскаленная бронза. Во время происшествия все кинулись наутек, кроме Емельяна. Практически ценой своей жизни Хайлов предотвратил пожар, но получил ожог рук и повредил зрение. Фальконе, вернувшись в погашенное помещение, был очень тронут смелостью мастера « … и бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».
Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».
По первоначальному замыслу скульптора постамент предстояло вытесать в форме волны, используя природный камень.
Поиском камня-монолита Академия художеств занялась, когда ещё не была даже готова модель памятника. Но найти обломок скалы высотой более 11 метров долго не удавалось. В итоге решили обратиться к горожанам, и в газете «Санкт-Петербургские новости» опубликовали просьбу указать, где можно найти нужный камень, чтобы установить памятник.
Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень». Так и стали потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником.
Первоначальный вес монолита был около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенный Мариносом Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.
В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770». Размах операции был столь велик, что за ее ходом следили даже в Европе.
Когда рабочие вытащили глыбу из земли, яма из-под камня тут же заполнилась водой, и на этом месте образовался водоем. Он сохранился до наших дней и носит название Петровского пруда. Камень доставляли в Петербург почти целый год. В ноябре 1769 года, когда земля подмерзла и не проваливалась под тяжестью глыбы, скалу повезли на берег Финского залива. Для этого от места находки к воде прокопали специальные желоба, в которые уложили шары из медного сплава. По шарам и катили платформу с камнем, ежедневно передвигаясь примерно метров на 200.
Далее уже по воде на выстроенной только для камня барже везли к Сенатской площади. Чтобы переместить глыбу на сушу, корабль пришлось немного притопить и опустить на вбитые в дно реки сваи. Во всех операциях, связанных с доставкой, было занято свыше 1000 человек.
25 сентября 1770 года камень был перевезен на Сенатскую площадь. Скульптор начал обтесывать камень еще в пути, а завершил свою работу уже на площади в Петербурге. После этого скала значительно уменьшилась в размерах.
До отливки всего монумента пройдет целых восемь лет.
А ведь Екатерина II так и не одобрила проект памятника. Ее отношение к скульптору ухудшалось и в конце 1778 года Фальконе, не завершив работу, покидает Россию. Вместе с ним уезжает и Мари-Анн Колло. Далее операцией по установке руководил Федор Гордеев.
Открытие Медного всадника прошло 7 августа 1782 года. В честь данного события был проведен военный парад под руководством князя Голицына. Екатерина почтила своим присутствием балкон Сената и со взмахом ее руки с монумента спустилась ткань. Петр I предстал перед изумленной публикой. Скульптор Фальконе так и не получил приглашения на парад по случаю окончанию отливки и монтажа памятника.
Памятник был единодушно принят населением. О величественном монументе слагали стихи, а Пушкин посвятил ему целую поэму – «Медный всадник». С легкой руки поэта это имя прижилось, и бронзовый памятник стали называть Медным всадником.
- Адрес:
Санкт-Петербург, пл. Декабристов
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 5 июл 2022, 13:21удалитьОставим этот вечный спор))) главное, что позволила самому художнику выразить себя. А ведь кто платит — тот и заказывает музыку)))
- 5 июл 2022, 11:08удалитьМои любимые места в родном городе — Медный всадник и Исаакиевский собор. В школьные годы я специально ездила туда на Главпочтамт, чтобы еще и еще раз полюбоваться этакой красотой, прогуляться вдоль Невы.
Спасибо, Ирина за любовь и вдохновение! - 6 июл 2022, 10:37удалитьВпервые услышала о зрачках в виде сердечек!
Памятник впечатляет, но у некоторых людей возникает вопрос, почему на ногах у Петра сандалии, а не сапоги. Сандалии он никогда не носил. - 6 июл 2022, 23:43удалитьЯ бы не согласилась с утверждением того, что Петр обут в сандалии. Ведь как раз Фальконе и ушел в своем образе от представления ранее — скульптор утверждал, что у русского царя не может быть обличья римских императоров. Всадник одет в длинную русскую рубаху и конечно, обут в сапоги.
- 13 июл 2022, 15:02удалитьКак говорится — у каждого художника свой взгляд)))
- 13 июл 2022, 15:05удалитьЛеночка, вот так бывает — за привычным и узнаваемым таятся секретки)))
- 14 июл 2022, 09:40удалитьСпасибо, Ирина, за еще одну встречу с Медным Петром. Ровно месяц назад мне посчастливилось встретиться с ним в очередной раз наяву...
- 14 июл 2022, 19:02удалитьСергей, я рада, что мы по-прежнему наполняемся впечатлениями и эмоциями. Жду ваш Воронеж)))
- 10 авг 2022, 04:09удалитьИра, зачиталась! Столько нового узнала! А, казалось бы, такой известный памятник:) Ан нет. Это называется: "О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух".
А про Екатерину (которая, конечно, молодец) тоже скажу цитатой: "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь":) - 14 авг 2022, 05:44удалитьОчень интересные подробности и история монумента. Он надо сказать удался во всех смыслах, так что Фальконе не зря под надзором императрицы зарисовывал лошадь в движении...
Для Екатерины кажется этот монумент и преемственность с Петром были важны, так как не будучи по факту Романовой и будучи чужестранкой на престоле и к тому же с большой вероятностью сознавая что ее сын также не Романов, ей было крайне важно внедрить в умы людей что она находится на своем месте а не является выскочкой и чужестранкой