1410 материалов по 997 объектам, 43 631 фотография
- GPS
- Россия, Ulitsa Blokhina, 15, Sankt-Peterburg, 197198
8 марта 2014 (4): Что тебе нужно? Выбирай
Он пел про звезды, горел как звезда, отдавая свое тепло и энергию всем, кто его слушал на живых концертах, или с ленты кассетного магнитофона. Его появление в нужное время и в нужном месте было подобно взрыву сверхновой, но даже уйдя, он остался в сердцах людей, не теряя свою актуальность и сейчас. Он продолжает расширять свою аудиторию через новые каналы в youtube, или появляясь в очередном посвященном его творчеству фильме.
Будучи простым парнем, он просто горел творчеством. А это всегда очень мистический процесс. Работа кочегаром в питерской Камчатке удивительно гармонизировала с главной темой его творчества — быть кочегаром человеческих душ, пробивая их эмоциональные и сакральные центры и даже добираясь до самого далекого центра осознания. У самого Цоя этот центр был подключен с самого начала, иначе он не стал бы тем кем он стал.
В нашем посвященном Турбине паломничестве по Питеру в этот раннее-весенний день 8 марта мы не могли не зайти к Цою в гости. Это место — Камчатка суть есть по сути храм, куда приходят все, кто ценит свободу творчества, да и просто свободу в любом ее проявлении. Миша в Петербург и Турбина написал про то, как прийдя в произвольный момент в Камчатку, мы столкнулись там с бардом Михаилом Новицким, который для маленькой аудитории человек в 10 исполнил самую свежую песню про “Майдан”. Смысл свершившегося на Украине буквально накануне “майдана” в те дни еще никак нельзя было осознать, но песня уже звенела именно в Камчатке.
Про творчество Виктора Цоя можно написать тома, интерпретируя его песни, каждая из которых заслуживает отдельной большой главы. Объять необъятное невозможно, поэтому я выбираю для этой заметки 5 (по числу перемен) его песен и даю свою короткую их интерпретацию. Конечно же про каждую из них можно сказать гораздо больше, но кто будет это читать? Лучше просто послушать Цоя или же написать свою песню.
Какой бы она не была, главное чтобы своей.
1. В наших глазах
Постой, не уходи! Мы ждали лета — пришла зима.
Мы заходили в дома, но в домах шел снег.
Мы ждали завтрашний день, каждый день ждали завтрашний день.
Мы прячем глаза за шторами век.
Припев:
В наших глазах крики "Вперед!" В наших глазах окрики "Стой!"
В наших глазах рождение дня и смерть огня.
В наших глазах звездная ночь, в наших глазах потерянный рай,
В наших глазах закрытая дверь. Что тебе нужно? Выбирай!
Мы хотели пить, не было воды. Мы хотели света, не было звезды.
Мы выходили под дождь и пили воду из луж.
Мы хотели песен, не было слов. Мы хотели спать, не было снов.
Мы носили траур, оркестр играл туш...
Припев:
В наших глазах крики "Вперед!" В наших глазах окрики "Стой!"
В наших глазах рождение дня и смерть огня.
В наших глазах звездная ночь, в наших глазах потерянный рай,
В наших глазах закрытая дверь. Что тебе нужно? Выбирай!
Песня про дуальность нашего мира, про то насколько противоречив и обманчив он может быть если воспринимать его только через глаза. Если принимать за чистую монету все что тебе показывают, и здесь я не только про мониторы, но и вообще про все, что мы видим, можно очень легко заблудиться и упереться в закрытую дверь на своем пути.
“Что тебе нужно? Выбирай” — на высокой ноте которой заканчивается песня — главный ее призыв. В этом многообразии всего, нам нужно выбрать только то, что нужно именно нам. Не другим людям, которые хотят манипулировать чужим вниманием, а именно мне, человеку, живущему свою жизнь в конце 20 — начале 21 века на планете Земля.
Цой, живший в общем-то в советское время, в этой песне смотрел далеко в будущее ибо проблема выбора встала сейчас перед людьми как никогда остро. Потребительская культура, навязанные ценности, борьба всеми средствами за мое внимание, все это запутывает не имеющего стержня человека, направляет его по ложному пути, туда где нет ни радости, ни счастья.
И о важности личного выбора эта песня. Каждый день, каждую минуту, каждый миг.
2. Война
Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне,
Нарисуй мне портреты погибших на этом пути.
Покажи мне того, кто выжил один из полка,
Но кто-то должен стать дверью, а кто-то замком, а кто-то ключом от замка.
Припев:
Земля. Небо.
Между Землей и Небом — Война!
И где бы ты не был, что б ты не делал — между Землей и Небом — Война!
Где-то есть люди, для которых есть день и есть ночь.
Где-то есть люди, у которых есть сын и есть дочь.
Где-то есть люди, для которых теорема верна.
Но кто-то станет стеной, а кто-то плечом, под которым дрогнет стена.
Припев:
Земля. Небо.
Между Землей и Небом — Война!
И где бы ты не был, что б ты не делал — между Землей и Небом — Война!
Между Землей и Небом — Война! Между Землей и Небом — Война!
Все люди разные, они устроены по-разному с их рождения. На человека влияет множество факторов, о которых можно спорить долго, в моем списке это как минимум: 1) астрология, определенная положением звезд и планет в момент рождения и влияющая на энергетическую механику человека, особенности работы его центров и даже на глобальную задачу и способы ее достижения… 2) унаследованная из прошлых жизней карма в виде программ которые человек должен отработать в этой жизни пока не освободится и не встанет на свой собственный (новый) путь… 3) обуславливание извне (семья, друзья и родственники, школа, коллеги по работе и тд), 4) воля или то, что делает нас нами — та уникальная сила, которая способна заземлить нас когда нужно, принять трудное решение и придерживаться его во что бы то ни стало…
Поэтому у всех разные задачи, разные судьбы и предназначение. Кому-то жить закрытой дверью, закрывая проход каким-то потокам силы, блокируя их, кому-то замком, который является по сути лазейкой, возможностью открыть запертую дверь, и наконец, кому-то ключом от замка. А ведь есть еще тот, что берет это ключ в руки и открывает дверь. И конечно нам нужно объединяться преодолевая противоречия чтобы достичь больших целей.
Самое любопытное, что Цой в этом скорее всего имел ввиду не внешние ситуации, а внутренние противоречия человека. К примеру, конфликты на уровне души и тела, эмоций, инстинктов и разума. И самое важное — обретение человеком внутренней целостность, ведь только собрав все воедино и решив все противоречия, можно взяв ключ в руки, открыть замок и пройти через дверь в новое состояние…
А для этого нужно бороться и искать этот “ключ”, в этом и состоит смысл жизни — “где бы ты не был, что б ты не делал — между Землей и Небом — Война!”, это борьба внутри каждого из нас и нам решать чью сторону занять либо ничего не занимать а просто стать целостным потоком соединяющим небо и землю…
3. Камчатка
О-o, это странное место Камчатка,
О-o, это сладкое слово "Камчатка".
Но на этой земле я не вижу тебя, я не вижу твоих кораблей,
Я не вижу реки, я не вижу моста, ну и пусть...
О-o, это странное место Камчатка,
О-o, это сладкое слово "Камчатка".
Я нашел здесь руду, я нашел здесь любовь, я пытаюсь забыть, забываю и вновь
Вспоминаю собаку, она, как звезда, ну и пусть...
О-o, это странное место Камчатка,
О-o, это сладкое слово "Камчатка".
Я не вижу здесь их, я не вижу здесь нас,
Я искал здесь вино, а нашел третий глаз,
Мои руки из дуба, голова из свинца,
Ну и пусть... О-o, о-o, о-o, о-o, о-o.
Камчатка — это подвал в котельной, где работал музыкант кочегаром, пробивальщиком засыпанных черной сажей человеческих труб. Удивительно, какие параллели можно составить между текстами песен и метафорическим смыслом работы кочегара, который чистит поля сознания свои данным ему природой уникальным способом, неся тепло в сердца людей.
Почему подвал назвали Камчатка, никто достоверно не знает. Камчатка — далеко, на краю света. Камчатка — холодная и ее надо топить. Камчатка — красива своей почти недосягаемой красотой. Камчатка — это путь к истокам…
Цой, который никогда не был на Камчатке (а песню он написал еще до того как устроился в котельную), наверное именно так ее и воспринимал. Через тексты своих песен в стиле дзен, он нашел путь в глубины своей мудрости, как это бывает, для самого себя неожиданным способом “искал вино, а нашел третий глаз”, ведь специально на “камчатку” не попадешь. Это можно сделать только открывшись каждой клеткой души, всем сердцем сильному творческому потоку, а он может забросить тебя в один миг куда угодно, в том числе на деланную и почти недосягаемую Камчатку.
И да, я еду на Камчатку. Ну и пусть…
4. Мы хотим танцевать
Наше сердце работает, как новый мотор,
Мы в четырнадцать лет знаем все, что нам надо знать,
И мы будем делать все, что мы захотим,
Пока вы не угробили весь этот Мир.
В нас еще до рождения наделали дыр,
И где тот портной, что сможет их залатать?
Что с того, что мы немного того,
Что с того, что мы хотим танцевать?
Наше сердце работает, как новый мотор,
Почему и чего мы еще должны ждать,
И мы будем делать все, что мы захотим,
А сейчас, сейчас мы хотим танцевать.
Мы хотим танцевать. Мы хотим танцевать.
Мы хотим танцевать. Мы хотим танцевать.
Человек все знает изначально. Вопрос только в том, насколько сильно его собьют с пути пока мы будем взрослеть будучи еще не осознанными. Но кто более осознан — искренние дети, которые просто хотят танцевать, или играющие в войну взрослые… Я думаю, что дети.
“В нас еще до рождения наделали дыр” — Цой, будучи буддистом, безусловно верил в карму и в то, что с ней необходимо работать малую, большую часть жизни или всю жизнь? А портной — это наверное тот, до кого мы должны достучаться внутри себя. Если же дыры не залатать, то энергия так и будет утекать через них безостановочно.
Свобода заключается именно в том, чтобы делать ровно то, что хочешь не причиняя никому при этом вреда. И проще всего просто провести жизнь в танце, радоваться и танцевать. Каким бы не был этот танец. И какая разница, что об этом думают серьезные взрослые, занятые важным делом того, как можно в очередной раз угробить этот мир…
5. Бошентумай
Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе.
Тот, у кого есть хороший жизненный план, вряд ли будет думать о чем-то другом.
Мы пьем чай в старых квартирах, ждем лета в старых квартирах,
В старых квартирах, где есть свет, газ, телефон, горячая вода,
Радиоточка, пол — паркет, санузел раздельный, дом кирпичный,
Одна семья, две семьи, три семьи... Много подсобных помещений,
Первый и последний — не предлагать, рядом с метро, центр...
Все говорят, что мы в-месте... все говорят, но немногие знают, в каком.
А из наших труб идет необычный дым. Стой! Опасная зона! Работа мозга!..
М-м-м бошентумай, м-м-м бошентумай, м-м-м бошентумай, м-м-м бошентумай,
М-м-м бошентумай, м-м-м бошентумай, м-м-м бошентумай, м-м-м бошентумай...
Бошентумай — слово не имеющее значения, это нечто эпическое, состояние, синтезирующее культуры и процессы осознания. Звучащее как “больше думай”, и искажая через медитативные похожие на гул звуки, оно одно объединяет Запад (сознание, ум, жесткость, индивидуализм, четкая структура, цели и планирование) и Восток (подсознание, интуиция, мягкость, коллективные традиции, доверие потоку, движение без цели).
Поэтому и противоречие Запад-Восток, выраженное в в первых двух строках этой песни. Условному Западу трудно понять условный Восток, но возможно только в некоторых странах, например таких как Россия, Индия, Турция … могут найтись люди, которые сумеют наконец-то достичь целостного осознания, которое неминуемо приведет к перевороту сковывающего нас айсберга, последующим его переворотам, пока наконец он полностью не растает под лучами излучающего межстрочный звук “бошентумай”.
“Все говорят, что мы в-месте... все говорят, но немногие знают, в каком.” Мы вместе и мы в месте? Опять же тонкое различие. Восток вместе, Запад в месте… Попытка же их склеить неизбежно ведет к перегреву. Не стоит его бояться, если вам повезло родиться айсбергом, а не частью ледяного шельфа, то ваша судьба быстро или медленно осознать пройти путь таяния до состояния целостности мельчайшей капли, наконец полностью растаять и слиться с вселенским океаном.
Цой быстро растаял. Бошентумай
Камчатка = ключ
Продолжение в: 8 марта 2014 года (5): И солнца золото растопит лед…
Предыдущие части:
8 марта 2014 года (1): Миша и Коля в Питерской пыли
8 марта 2014 года (2): Взгляд Аватара на Невском
8 марта 2014 года (3): Лед треснул, господа читатели!
P.S. Я не стал копировать сами песни, которые можно легко найти на youtube. Для тех же кто хочет лучше понять этого человека, лучше всего посмотреть вот это его интервью без купюр:
youtube.com/watch?v=L-lE7sS0_…
- Адрес:
Ulitsa Blokhina, 15, Sankt-Peterburg, 197198
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 23 апр 2018, 01:22удалить"Мы хотим танцевать" — это точно про карму и так точно про нее!
Мой брат очень любил Цоя, знал наизусть все его песни. - 23 апр 2018, 14:35удалитьТаня, так и есть. Я думаю, что целый пласт людей того поколения попал под его влияние! Ты не рассказывала раньше про своего брата, где он сейчас?
- 23 апр 2018, 14:39удалитьКоля, он давно умер. В возрасте Цоя.
- 23 апр 2018, 14:42удалитьЯ почему-то так и подумал. В 28 лет? Ничего себе... Возможно их объединяло что-то большее с ним, поэтому он так его и любил.
- 23 апр 2018, 11:11удалитьЯ однажды играл на его гитаре))
А по буддизму больше Борис Борисыч уносился - 23 апр 2018, 14:37удалитьВот это да! (про гитару) — через струны передается энергия, можно считать что вас теперь что-то незримое объединяет, большее чем просто его музыка и песни. А насчет Гребенщикова, у него на мой взгляд довольно поверхностный буддизм, ну то есть он себя конечно пиарит, высказывается в этом ключе, но нет глубины на интуитивном уровне, то что можно только ощутить а не понять, а у Цоя это основа творчества. Но это конечно так мне видится.
- 23 апр 2018, 15:07удалитьну да, в "простоте" текстов Цоя его "коварство"
а БГ типичный пример того как нельзя мешать различные течения, от этого ум только запутывается - 23 апр 2018, 11:25удалитьВсегда больше любил Кинчева, но не признавать Цоя талантом, было бы верхом глупости!
- 23 апр 2018, 14:39удалитьКинчев хорош, но они очень разные поэтому не имеет даже смысла сравнивать. Кинчев больше про энергию и драйв, у него больше сексуальной энергии в творчестве. Цой — скорее про философию и тонкие материи.
- 23 апр 2018, 17:18удалитьПомню еще то первое потрясение от его смерти, а потом был концерт памяти 15 августа через год в СК Петровский, еще очень искренний, не коммерческий. Стадион был забит просто, а мы ведь собравшиеся там, были все более-менее его ровесниками с малыми детьми, которых оставить было не с кем и все пришли с детьми и нам с мужем тоже пришлось взять Эдгара с собой (он вырубился на половине концерта, как и все прочие), что было впервые, я вообще опасаюсь в толпу ходить с детьми. Концерт закончился около двух ночи и помню это состояние потом, какого-то единства, когда мы шли по ночному городу огромной текущей рекой, неся на руках спящих детей, ведь транспорт уже не ходил и надежды доехать не было, как откуда не возьмись образовались троллейбусы и народ загружаясь в них пел "Троллейбус, который идет на восток". У нас была еще вся жизнь впереди. Только у меня такое чувство, что Цою его жизни хватило, ведь два последних года в Москве он жил почти отшельником, редко выходя из дома. А мы, все любившие его, сами того не замечая, жили с его "Легендой" — "Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать.."
- 24 апр 2018, 00:11удалитьБелла, спасибо за эти воспоминания, это самое ценное что есть! То что остается в наших сердцах. А фраза эта просто бессмертна. Вообще его стихи подобны персидским газелям или даже скорее японским хайку
- 24 апр 2018, 00:50удалитьИ тебе, Коля, за этот пост! Пока мы помним и нам это важно, значит все правильно в нашей жизни, несмотря ни на что.
- 24 апр 2018, 01:02удалитьДобавил в заметку интервью с Цоем, я его раньше не видел, посмотрел уже только после того как написал пост. Очень рекомендую посмотреть!
- 30 апр 2018, 22:04удалитьНе являюсь поклонницей творчества Цоя, но знаю его биографию и места, где он бывал, работал, жил...
Тоже помню сильный шок от известия о его смерти. У нас в семье есть особая фраза, которую все-все знают — "Цой жив!", мы её произносим в особых обстоятельствах и ситуациях. Это не объяснить словами и даже примеры невозможно привести, это просто надо знать и чувствовать когда можно и нужно произносить: "Цой жив!". Вот так :) - 4 июл 2018, 11:30удалитьДа!