1410 материалов по 1 001 объекту, 43 820 фотографий
- GPS
- Россия, Россия Санкт-Петербург Набережная канала Грибоедова, 2Б
Храм Воскресения Христова зовется Спасом на Крови
Этот совет является частью дневника «Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид…»
Возвращаясь к архиву фото 8-летней давности и держа во внимании то, что круг выездов заметно сузился в последнее время и увеличилось количество рассказов о ближних местах, мне кое-что пришло в голову. Каждый из нас может петь оду своему городу, родным местам, и это будет помогать другим узнать его лучше, увидеть глазами жителя. И построить планы на знакомство с другими городами и весями.
Когда-то в школе у нас был предмет «гидовская практика», и мы реально водили экскурсии по городу на автобусе для английских школьников, приплывших к нам на корабле. Это, кроме практики в языке, дало мне еще тогда импульс к изучению своей малой Родины. Пенсия дала на это время и возможность, а друзья периодически составляли компанию.
Вот и сейчас я хочу рассказать о том, как я вернулась в центр на следующий день после неудачной попытки попасть внутрь храма Спас на Крови (Жизни нашей ажур кружевной вяжешь ты каждый день, каждый час), чтобы все-таки посетить его.
.
И снова я стою на мосту через канал Грибоедова и любуюсь отражением в воде храма-памятника, отличающегося необычным оформлением.
«В холодных отразился водах,
Парландом сотворенный храм,
Хранимый Богом эти годы.
Кресты взлетают к небесам».
Сегодня я иду к собору по левой стороне канала, и он вырастает передо мной во всей красе по мере приближения.
Первозданное русское убранство храма усиливается множеством элементов московских и ярославских храмов 17-го века, для которых были характерны изощренные формы, от которых я каждый раз прихожу в восторг.
В интернете нашла замечательные стихотворные строки, написанные петербургской поэтессой Марией Шадриной Де Паоли:
«Воздвигли церковь горожане
Цветную, яркую, как встарь,
На месте, где смертельно ранен
Был террористом русский царь».
Всем известно, что исключительную роль в создании художественного образа храма-памятника царю-мученику играет мозаичное убранство, являющееся одним из крупнейших собраний монументальной мозаики Европы.
«Общая площадь мозаичной коллекции превышает 7 000 квадратных метров. За право исполнения мозаик для храма-памятника соревновались известные итальянские фирмы: «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати и «Societa Mussiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер», мозаичное отделение Академии художеств и основанная в 1890 году частная мастерская Александра и Владимира Фроловых. По итогам конкурса победу одержала мастерская Фроловых. С 1896 по 1907 годы ее мастера, искусно владевшие техникой «обратного» или «венецианского» набора, исполнили свыше 600 икон и мозаичных композиций, декорирующих фасады и интерьер. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника. Среди них известные живописцы Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов».
Храм возводили в течение 24 лет с 1893 года. Архитектором стал А. Парланд, а само строительство было начато по инициативе Александра III, который дал соответствующий указ. Место было подобрано там, где трагически погиб император Александр II. Место смертельного ранения царя находится со стороны канала Грибоедова, с наружной стороны сохранена мостовая и ограждение канала.
«До 1930 года здание имело исключительно культурное значение, однако позже было адаптировано под некий склад, на территории которого хранились разные запасы — от морга в годы Блокады до склада декораций Малого оперного театра. Именно это послужило причиной, по которой музею был нанесен весомый ущерб. И в 1970 году такая деятельность была свернута, а зданию возвращен его исключительно культурный статус. Тогда же «Спас-на-Крови» стал филиалом музея «Исаакиевский собор».
К своему стыду, несмотря на то, что двери музея-памятника открыли для желающих, я не смогла посетить его до 2016 года. И вот, купив билет, я захожу внутрь, и буквально столбенею от такой красоты и насыщенности интерьеров, которые не уступают наружному виду храма.
«Здесь мозаичные иконы
Лучатся россыпью огней,
Святые лики на пилонах,
Мерцание красочных камней».
Первым меня встречает образ святого Александра Невского, исполнителем эскизов мозаики для этого киота стал М.Нестеров.
Благоверный князь ставит свечку перед иконой Богоматери. Его голова опущена, вид смиренен, он внутренне устремлен к Богу и молит его о благословении.
Фотография, сделанная на непрофессиональную камеру, возможно и не передает, что это мозаичное панно, но на самом деле ты восхищаешься цветовой гаммой мозаики и ее гармонией.
Северный киот красив не только мозаичным изображением Александра Невского, но и полудрагоценными камнями.
.
«Пилоны камень украшает-
Загадочный лабродорит.
Свеченьем дивным поражает,
Цветными искрами горит».
Здесь даже пол выложен из разноцветного камня.
К моему счастью народу в храме не так много, и я подхожу к иконостасу, украшением которого являются 12 миниатюрных икон афонских святых.
«Образы предназначались для ковчега дарохранительницы храма Христа Спасителя в Москве, но по решению Александра III переданы храму Воскресения Христова, где украсили столбики, фланкирующие царские врата».
Бесспорное украшение иконостаса и уникальное ювелирное произведение – это Царские врата храма.
Вот просто в голове не укладывается, как утраченные в 20-х годах ХХ века, от которых оставался только каркас, смогли ТАК отреставрировать в наше время.
Подтверждая высочайший уровень профессионализма, нашим реставраторам удалось преодолеть все сложности и вернуть вратам их исторический облик.
«Процесс воссоздания длился целых восемь лет. Реставраторы действовали на основе ряда документальных свидетельств, зафиксировавших прежний вид Царских врат. В распоряжении экспертов оказались черно-белая фотография 1907 года и цветная литография «Освящение алтаря». Отдельной проблемой стало возвращение к использованию забытых технологий. «Для выполнения работ в уникальной технике горячей эмали не нашлось подходящих печей. Печи нужного размера пришлось специально изготавливать в Швеции», – отметил директор ГМП «Исаакиевский собор» Н.В.Буров. В результате сложнейшей работы Царские врата были отреставрированы, в итоге получилось ювелирное изделие высотой 3 метра, весом 600 килограммов».
На свое историческое место в храм Спаса на крови Царские врата вернулись 14 марта, ровно в день трагической смерти императора Александра II. Долго стою перед иконостасом, хочется впитать в себя всю красоту и мастерство художников.
Я впервые вижу, что внутри церкви мозаичные композиции наполняют все пространство.
Куда ни кинь взгляд, на тебя обрушиваются сюжеты из Библии. Например, центральные
стены и своды занимают сюжеты из земной жизни Христа; в западной части — сцены страдания Спасителя, а в восточной — явления Господа после Воскресения. На колоннах изображены апостолы, мученики и святые, и даже арочные проходы украшены ветхозаветными сюжетами.
На юго-восточном пилоне солеи разместились прекрасные мозаики «Благовещение Пресвятой Богородицы», выполненные по эскизам самого Альфреда Парланда. На одной из них архангел Гавриил возвещает Богородице волю Господа, на второй — Дух Святой сходит на нее.
На южной стене обращает на себя внимание мозаика «Встреча Марии с Елизаветой».
В южном киоте мозаика «Воскресение Христово», набранная по живописному оригиналу М.Нестерова.
Орнаменты южного киота сделаны из серо-бежевой нежно-пятнистой яшмы и закреплены на фоне красно-белой орской яшмы
Теплые телесные цвета этой мозаики хорошо гармонируют с каменным киотом.
.
С потолка на вас смотрит лик Христа «Пантократора», и каждый турист задирает голову, чтобы встретиться с ним взглядом.
Над иконостасом в средней апсиде размещена мозаика «Христос во славе». «В центре мозаики изображена фигура Христа, несомого огненными серафимами. Образ с красивым темным ликом вписан в сияющий ореол. Фигуру Христа окутывает светлый бело-бирюзовый плащ, из-под которого видны рукава красного хитона. Христос абсолютно неподвижен, живут только глаза. По краям расположились символы четырех евангелистов и две группы представителей небесного воинства».
Церковь Спаса на Крови — это музей мозаики, в ней не проводится постоянное богослужение, поэтому не забыли в музее-памятнике и о дополнительных доходах. Сбоку расположены сувенирные лавки с различным товаром.
Есть здесь и пасхальные яйца с ликами святых.
Есть и икона выполненные в виде киота храма.
Есть шкатулки.
И сделанные в Китае яйца Фаберже.
Некоторые лаковые шкатулки очень даже ничего.
Здесь даже небольшой музейчик есть, где на стендах представлены исторические фото и образцы смальты.
Я уже вроде бы стою возле выхода, но что-то заставляет меня снова подойти к иконостасу.
Любуюсь мозаичными изображениями Богородицы с младенцем и Спасителя, которых написал В.Васнецов.
Ярким напоминанием о мучительной кончине императора стал сохраненный в правой части храма фрагмент той самой набережной, где была пролита царская кровь, и над которым сделана сень (шатровый балдахин).
«Сень представляет собой сложное архитектурное сооружение в виде шатра на четырех колоннах. Колонны выполнены из серо-фиолетовой яшмы, а высокий антаблемент — из ревневской яшмы со стилизованными угловыми вазами из николаевской яшмы. Резной навес (каменные подзоры), соединяющий надкапительные столбики из ревневской яшмы, сделан из благородного уральского змеевика. Столбики дополнительно украшены мозаичными иконами с изображением святых покровителей дома Романовых».
Сень выполнена в стиле деревянных «царских мест» XVII века (как Мономахов трон в Успенском соборе Московского Кремля).
«В соборе, сказочно красивом,
Священная укрылась Сень,
Где мостовую оросила
Кровь государя в черный день».
Покидаю собор и выходу к каналу Грибоедова.
.
И снова снимаю потрясающие купола собора.
И сам собор частично.
И невозможно даже представить, что такую красоту в советское время могли разобрать. И здесь по пословице – «Не было бы счастья, да несчастье помогло», в смысле того, что началась Великая Отечественная и стало не до собора.
«Спас-на-Крови несокрушимый.
Сияет золото креста,
И огненные Серафимы
Несут под куполом Христа».
- Адрес:
Россия
Санкт-Петербург
Набережная канала Грибоедова, 2Б
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 8 фев, 12:39удалитьКрасивый собор, у меня тоже его фото какой-то давности.
А Иран? Жду! А то все данные состарятся! ;)) - 8 фев, 13:04удалитьСпасибо! ;))
Как раньше говорили — "По заявкам трудящихся!" ;)) - 8 фев, 19:57удалитьТак точно, Александр!
- 8 фев, 22:02удалитьВиктор, непременно. С вашей скрупулезностью описаний, вам будет где разгуляться. Я сделала это общо, без подробностей, а там столько всего и есть, о чем поразмышлять и рассказать и снаружи и внутри!
- 9 фев, 01:10удалитьТанюша, спасибо! Находясь в этом Храме все эпитеты не смогут выразить то, что что удалось Создателям!
- 10 фев, 05:16удалитьБыла дважды в этом храме. Последний раз совсем недавно. Не хотелось уходить, ноги словно приросли к полу. Красота пленяет и думаешь не о смерти императора , а только о ней.
- 10 фев, 10:59удалитьДа, стоя под сводами собора, думаешь о том, ЧТО возможно человеку, как можно таким чудом увековечить себя для благодарных потомков. Поражает только одно, как могла кому-то в голову прийти мысль снести такую красоту?
- 10 фев, 13:34удалитьРуки бы , наверное, отвалились у тех кто сносил. Бывают чудеса на свете!
- 19 фев, 13:29удалитьТворения рук человеческих вне политики, но за приходится платить по итогу
- 10 фев, 11:53удалитьЯ побывал в Храме всего один раз относительно недавно и был потрясен его мозаиками! Чудо из чудес!
- 19 фев, 13:30удалитьСпасибо, Сергей! Такая красота не может не оставить след в памяти!