Мощные удары барабанов, мерное позвякивание колокольчиков. Буддийские монахи, одетые в традиционные монашеские одежды шафранного цвета, нараспев читают хором мантры и молитвы. Время от времени гудят в морские раковины. Приятно пахнет благовониями. Мирские люди, собравшиеся в дацане – буддийском храме – завороженно и благоговейно созерцают действо. По их лицам видно, что они ждут чего-то особенно торжественного.
Это не Тибет. Санкт-Петербург, дацан Гунзечойнэй. В 25-й день 10-го лунного месяца по тибетскому календарю буддисты празднуют «Зула Хурал» (хурал – буддийский молебен, авт.), или Праздник Тысячи Лампад. Это как раз перед Новым Годом. Иногда этот праздник почему-то называют «калмыцкий Новый год»
Праздник посвящен дню ухода в нирвану реформатора и философа Чжэ Цзонхавы (1357 - 1419 гг.). Его почитают наравне с Буддой, так как он является покровителем буддийской школы Гелугпа, к которой принадлежит большинство буддистов России. В этот один из шести больших буддистских праздников читаются священные сутры из Ганжура (священной книги), восхваления Будде Цзонхаве, все его авторские сочинения.
По словам тибетских учителей, “Зула Хурал” - один из великих праздников, время, когда молитвы имеют особую силу. Молитвы возносят не только во имя живущих, близких и родных, но и умерших родственников, для их лучшего перерождения. Во время праздника миряне приносят в храмы тысячи подношений Учителю. Как правило, это молоко, чай, сладости и масло для лампад. Не возбраняется сделать подношения и деньгами.
Петербургский Буддийский храм – дацан Гунзечойнэй - до недавнего времени был единственным в Европе. Построили его по инициативе бурятского ламы Агвана Доржиева, который, уйдя пешком из Бурятии в Тибет в 19-летнем возрасте, выучился и настолько преуспел, что стал одним из наставников 13-го Далай-ламы. Агван Доржиев получил большое влияние на Далай-ламу и стал его ближайшим доверенным лицом. И уже в 1898 г. Приехал в Петербург в качестве личного посланника Далай-ламы, добился аудиенции у Николая II и убедил его дать разрешение на строительство буддийского храма. Но его строительство началось только в 1909 г, и продолжалось 4 года.
Дацан был открыт как религиозное учреждение только в 1990 г. С тех пор здесь регулярно проводятся службы, живут монахи, в основном, из Бурятии.
По свидетельству летописцев С.-Петербурга, первые буддисты на берегах Невы появились во время строительства Петропавловской крепости, с которой, как известно, и началась новая столица России. Это были волжские калмыки - подданные Калмыцкого ханства, еще не вошедшего окончательно в состав России, трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости (после 1706 г.). Жили они неподалеку, в Татарской слободе, расположенной за кронверком (в районе Большой Спасской улицы). А буддийская община в С.-Петербурге стала складываться лишь в самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 г., в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. (А.И.АНДРЕЕВ, Институт истории естествознания и техники (РАН), С-Петербург)
Под усиливающиеся звуки барабанов толпа молящихся высыпает во двор дацана и по традиции начинается обход Храма. Его нужно обойти по ходу Солнца три раза, вращая молитвенные барабаны. Считается, что один оборот барабана тысячекратно усиливает пользу от прочитанной молитвы. После обхода все возвращаются в храм, и начинается кульминация праздника.
Очистив молитвами себя и пространство вокруг, монахи зажигают огонь. Его подхватывают миряне и все вместе зажигают более тысячи масляных лампад – «зула». Лампады будут гореть до наступления рассвета, символизируя Свет мудрости, разгоняющий тьму неведения у живых существ.
© Игорь Шерман