Санкт-Файт — древнюю столицу Каринтии, этот очаровательнейший городок, называют солнечным не потому, что здесь много солнца, а его, действительно, здесь много — солнечные лучи просто пронизывают всё насквозь, брызжут вместе со струями фонтанов.
"Солнечный" в названии города — вовсе не художественный эпитет, не фигура речи, а вполне законный технический термин. Дело в том, что в этом крошечном (всего 12 тыс. населения), старинном городке запущен суперсовременный проект под названием "Солнечный город Санкт-Файт". Заключается он в том, что к 2020 году город достигнет полной энергетической самообеспеченности за счёт использования возобновляемых источников энергии, в первую очередь, солнечной. Для этого было начато строительство крупнейшей фотоэлектрической электростанции в Австрии.
Солнечная энергетика давно уже не фантастика. Многие страны активно работают в этом направлении, Австрия в том числе. И мы уже привыкли видеть целые поля солнечных батарей, проезжая по автобанам, а в городах — на зданиях. Но во дворе и на крыше нашей гостиницы! — это было неожиданно.
Эрнст Фукс, создавая этот дворец в стиле фантастического реализма, и представить себе не мог, что его креативнейшее для того времени творение модернизируют солнечными батареями. Но оно всё же останется постмодерным символом города.
А вот настоящим супермодерным символом Санкт-Файта я бы назвала электромобиль на Хауптплатц — Главной площади города.
Седая старина и авангард — смотрятся здесь совсем не футуристически. Город активно живёт в XXI веке и, похоже, хорошо в нём себя ощущает.
Что только не видела эта площадь за века своего существования! И горе, и радости — всё проходило здесь: ярмарки и бунты, праздничные шествия герцогов и королей, рыцарские турниры и выступления самых знаменитых миннезингеров.
И казни бунтовщиков проходили тоже здесь. Интересно, что властители не очень-то разбрасывались правом смертной казни. Санкт-Файт получил городское право, а вместе с ним и право иметь собственного судью и 12 присяжных ещё в 1224 году, но только с 1447 г. городу доверили право приговаривать к смерти.
Фонтан-чаша установлен в восточной части площади в 1566 г., но чашу использовали римскую, которой 2 тысячи лет! В центре чаши — бронзовая фигура шахтёра, который с незапамятных времён был важной профессией в округе. С 1399 г., когда город получил права на добычу железа в Хюттенберге, что немедленно привело его к экономическому расцвету, шахтёр и вовсе стал поильцем и кормильцем, поэтому так трогательно автор его изобразил и горожане любовно зовут "Schüsselbrunnbartele".
Конечно, это были не те медные рудники, что в Швеции, которые сделали ее на какое-то время сверхдержавой. Нет, но вполне достаточные для экономической основы благосостояния Санкт-Файта.
Нумизматы знают Санкт-Файт по его замечательным и редким монетам, которые чеканились здесь, аж, с 1205 г. в течение полтысяч лет! Чеканка монет — тонкое искусство, которым славились здешние мастера.
Пройдем дальше, на запад к мраморной Чумной колонне, воздвигнутой здесь в 1715 г., в благодарность богу за избавление от этой страшной болезни. На её вершине — всевидящее око зорко следит за тем, чтобы горожане творили добро.
На самом деле, жизнь маленького городка мало изменилась со времён Средневековья. Рядом с площадью, за углом, течет беспрерывно, много веков подряд Пожарный ручей. По Средневековым правилам каждый город, городок, поселок, деревня, в общем, любой населённый пункт должен был иметь такой пожарный ручей, как и каждая семья — кожаное пожарное ведро.
Главную роль в архитектурном ансамбле города, конечно же, играет великолепная Ратуша.
Основа здания — готическая, но от неё сохранился только фронтон и металлическая плита с цитатой из "Саксонского зерцала" — старейшего юридического справочника Германии, составленного в XIII в.
Весь остальной декор фасада — барочный. Светлый и лёгкий, в виде бюстов, гирлянд и военных трофеев, создан уже в XVIII в.
Но самое интересное нас ожидает внутри. Проходим через открытую дверь портала и попадаем в прелестный аркадный дворик.
Как только Брунеллески создал первый такой ренессансный дворик во Флоренции, мода на них распространилась с невероятной скоростью по всей Европе. В XVI в. каждый, уважающий себя город для ратуши или сеньор для своего дворца, непременно заказывали подобное архитектурное творение. Уже в этом тысячелетии его укрыли стеклянным куполом — образовалось прекрасное место для концертов. И хранения скульптуры, ради которой мы здесь.
Гермес Трисмегист — скульптура Эрнста Фукса. Скульптура необычна, как и все создания этого автора. Обходим ее со всех сторон.
Есть в ней что-то. Нет, не от фантастического реализма, а что-то сокровенное, магическое. Веет от Гермеса, или мне это только кажется? — древнеегипетскими, древнегреческими и иудейскими мотивами.
С другой стороны площади, в тёмном переулке спряталась от солнца церковь Св. Вита. Или Св. Файта, именем которого назван город. Да, да того самого, которого пляски. Фонетические разборки лингвистов закончились в пользу Файта. Поскольку по-немецки пишется Veit и произносится что-то среднее между звуками В и Ф, то в названии города по-русски решили писать начальную Ф. Но вот, странно, в имени святого пишут — В. :-)
Так, с фонетикой понятно, теперь о сути. Почему вообще у города имя Вит, он же Витус, он же Файт? Кстати, этим именем названы десятки городов. Только в Австрии — 7 населённых пунктов! Поэтому полное название города — Санкт-Файт-ан-дер-Глан, т.е. Санкт Файт на реке Глан.
По легенде, в 901 г., во время вторжения венгров в Каринтию, герцог Ратхольд храбро сражался, защищая свою землю. Но его силы таяли, враг наступал и, когда казалось, венгры вот-вот победят, в небе над полем боя появился Св.Вит (как они его узнали? бог знает), один взмах руки которого вселил мужество в христианских воинов Ратхольда и они одержали победу.
В знак благодарности Св.Виту за помощь в битве, герцог повелел на месте сражения поставить церковь. Постепенно вокруг неё вырос город, который, как и церковь, стали называть именем святого — Санкт-Файт.
И так город рос, рос и дорос до того, что с 1202 г. стал столицей герцогства Каринтия. А уже к середине XIII в. вокруг города была возведена оборонительная стена. В 1335 г., мужская линия Горицко-Тирольской династии, правившей в Каринтии, пресеклась. На исторической сцене появилась одна из самых интересных и экстравагантных женских фигур средневековья — Маргарита Тирольская, герцогиня Каринтии, более известная нам как Безобразная герцогиня, вслед которой вот уже столько веков несутся чудовищные легенды.
Как только умер ее отец, все договоры, заключенные им с соседними правителями о признании Маргариты его наследницей, тут же были нарушены. И Лихтенштейны, и Виттельсбахи, и Габсбурги тут же вторглись в ее владения и попытались разорвать их на части. Но Маргарита так просто не сдалась.
Для того, чтобы лучше в этом разобраться, отправляемся на место действия. Всего в нескольких километрах от Санкт-Файта, на равнине, за поворотом дороги, неожиданно, вдруг на скале перед нами появляется замок Хохостервиц. Останавливаемся, чтобы пофотографировать этого красавца издалека со всеми его четырнадцатью воротами.
По легенде, Маргарита осадила крепость, но взять ее так и не смогла. В 1336 г. она вынужденна была подписать мирный договор, по которому Каринтия отходила Габсбургам. С тех пор эта прекрасная горная страна с великолепными долинами, садами, пашнями, виноградниками, рудниками, соляными копями и цветущими городами — коронная земля Австрии. Маргарите оставался только Тироль. И то — ненадолго.
В XIV в. замок ещё не был таким, как сейчас. Основные строительные работы здесь велись с XV в., когда турки начали нападать на Австрию.
За 20 лет между 1473 и 1492 г.г. турки пять раз осаждали и штурмовали Санкт-Файт. В ходе одного из этих набегов владелец замка — последний представитель семьи Остервиц был взят в плен, где и умер, не оставив наследников. В 1480 г. город осадили венгры, а в 1497 г. он почти полностью сгорел.
И, как итог всех этих несчастий, — в 1518 г. император Максимилиан переносит столицу Каринтии из Санкт-Файта в Клагенфурт. Город опустел, уехали представители власти, двор, суд. Остались только ремесленники и торговцы. С тех пор так тихо и живёт. Реформация и Контрреформация, к счастью, прошли здесь без особого фанатизма, сведений о каких-либо жертвах в анналах города не обнаружено.
А замок в 1571 г. приобрел наместник Каринтии Кристофер Кевенхюллер. Именно он укрепил и перестроил его, сделав одним из лучших фортификационных сооружений своего времени. Замок сохранился почти в неизменном виде с XVI в. и семья Кевенхюллер до сих пор им владеет.