В поисках мест Ваджрайогини, занесло меня в октябре 2015 года в небольшой, но интересны городок Сангку, что на восток от Катманду, недалеко от Нагаркота и Налы. Дело было после землетрясения 2015 года, поэтому на фотографиях можно увидеть последствия его. Жаль что не удалось посетить город до землетрясения, ну да может уже восстановили, проверю потом.
Ну и хочу добавить, что поездка 2015-го получилась очень насыщенной, хотя и непродолжительной. Кое-что из той поездки я уже опубликовал.
В поисках мест Ваджрайогини в долине Катманду
Место, где Будда скормил себя тигрице
Как я побывал на большом буддийском мероприятии в Непале
Итак. Сангку (альтернативное название: Саква, Санкху) — древний неварский город, расположенный в северо-восточном углу долины Катманду, примерно в 17 км от столицы Катманду. Сангку, также известный как Shankharapur (Шанкхарапур), похожий по форме на ритуальную буддийскую трубу из раковины (санкха), был ранее разделен на три деревни с местной управой, а именно: Pukhulachhi, Suntol и Bajrayogini. В современных реалиях все три считаются теперь одним муниципальным образованием. На момент переписи 2011 года в нем проживало 4333 человека, проживающих в 928 отдельных домохозяйствах.
..Это место также известно как место 84-х Махасидхов, потому что здесь находятся четыре из пяти пещер, в которых, как говорят, практиковали в древности великие индийские подвижники Дхармы. Говорят также, что одна из пещер была пещерой в которой практиковал Нагарджуна, а образ великого мастера, который изначально находился в пещере, через какое-то время проявился на некотором расстоянии от пещеры.
..По легенде Нагарджуна по одному из туннелей под ступой Сваямбху, которая тоже находится в долине Катманду, спустился в страну Нагов, откуда достал Праджняпарамиту-сутру, главные поучения Будды уровня Махаяны. Сама оригинальная Праджняпарамита (текст) хранится в районе Тамель. Я не уверен, но возможно в одном из храмов рядом с маленькой копией ступы Сваямбху.
Мистический храм Шантипур на вершине холма Сваямбху
Уменьшенная копия ступы Сваямбху
Город имел восемь ворот на всех пограничных въездах города. Но многие пришли в упадок и исчезли, а пять из них были восстановлены, а именно: Бхау Дваха, Мхьямачаа Дваха, Дхунла Дваха, Махадйо Дваха и Наари Дваха. Возле этих ворот раньше располагались "паати" (дома отдыха), водные источники "дхунге дхара" (Носик воды; Непальский: «Dhunge» = Камень, «Дхара» = Носик) и пруды рядом с ними. Но только немногие эти строения всё еще существуют. И возможно после землетрясения их сохранилось ещё меньше.
.1. Bhau Dhwakha (Ворота невесты) — главные въездные ворота Сангку, а также ворота, через которые в город вводятся новые невесты.
2. Sangal Dhwakha или Mhyamachaa Dhwakha (Врата дочери) — это ворота, из которых можно попрощаться с дочерью, которая вышла замуж.
3. Dhunlla Dhwakha или Dya Dhwakha — Эти ворота важны для праздника Ваджрайогини. Все виды ритуальных шествий, включая колесницу Ваджрайогини, проходят через эти ворота.
4. Mahadyo Dhwakha or Si Dhwakha: мертвые тела из Сангку вывозятся на похороны через эти ворота.
5. Naari Dhwakha — Во время праздника Шалинади через эти ворота в город и из города попадают Святой Бог Мадхав Нараян и его последователи. «Наари» — местное название реки Шалинади.
...Говориться, что до времени правления королевской династии Малла Сангку было отдельным королевством. Историческая площадь Дурбар (Лаяку) до сих пор сохранилась.
...Согласно легенде Манисаиламахавадана, Ваджрайогини поручила священнику Джогдеву и первому королю Санкхадеву построить город Сангку в форме ритуальной трубы из раковины. Самая старая надпись, найденная в Сангку датируется 538 годом нашей эры.
..Есть и другие истории, в которых говорится, что местный храм Ваджрайогини был построен королем Пракашем Маллой в 1655 году. Это одна из главных достопримечательностей Сангку.
..Говориться, что один из отцов-основателей тибетского буддизма Гуру Ринпоче (Гуру Падмасамбхава) совершил паломничество в Сангку, где он встретил Шакьядеви — дочь местного короля (одну из своих пяти тантрических подруг) и отвез ее в в пещеру Янглешо в Парпинге, что тоже находится в долине Катманду. В Янглешо они вместе реализовали один из уровней Махамудры. Также Гуру Ринпоче оставил несколько терм (скрытых буддийских поучений) в Сангку и окрестностях.
Великий буддийский переводчик Вайроцана, который был одним из 25 основных учеников Гуру Ринпоче, оставив Тибет после того, как его учения были оклеветаны, остановился в Непале и поднёс золотую статую монастырю Сангку. Гуру Ринпоче оставил несколько терм в Сангку и окрестностях.
Сангку также почитается индуистами. В течении месяца город является местом поклонения Богу Мадхаву Нараяну. Преданность последователей культа — это дань Богу через пост, медитацию и ритуальные омовения как для женщин, так и для мужчин. Он начинается в полнолуние непальского месяца Пуш и заканчивается в полнолуние непальского месяца Мага.
..А приехали мы в Сангку на крыше автобуса, потому что сесть внутрь, когда автобус проходит мимо ступы Боуднатх не представляется возможным. Знай только успевай от проводов уворачиваться, когда на крыше едешь. Обратно с конечной остановки сесть не проблема в автобус, а вот выйти из него в Катманду тот ещё челендж!
.Продолжение как всегда следует...