Портовый город Сандакан является, по сути дела, райцентром, но крупным райцентром. Если Малайзию сравнить с Белоруссией, то Сандакан это примерно Барановичи. А с Россией сравнивать не будем, слишком велика наша страна и слишком много регионов в ней, в отличие от Малайзии.
В отличие от Баранович, Сандакан вытянулся вдоль моря. Километров на десять. И ещё на столько же он раздвинулся внутрь материка. Международный паром ходит отсюда в Филиппинскую извесную мне уже Замбоангу, а билет стоит из Малайзии примерно сто долларов, а из Филиппин аж потораста. Паром ходит трижды в неделю.
Застроен город разными домами, среди которых – и пятиэтажки-«хрущёвки», довольно облупленные, с очень большим количеством белья, сушащегося в каждом окне; и целые кварталы домиков на ножках, где живут рыбаки и простые люди – на полосе отлива. Тут целые улицы идут вглубь моря, электрифицированные и даже цементированные, все на ножках, и среди надводных кварталов – и свои магазинчики, и едальни, и просто места для посиделок. От берега в море на 10-20 домов уходят вглубь эти строения! Есть же и большие, 12-этажные примерно, дома, и частые особняки. Несколько больших супермаркетов и много малых магазинов, как и везде в Малайзии и на Филиппинах. Нищих и бомжей не видно. Ходят городские автобусы.
Город Сандакан, мирный и солнечный, недавно пережил стихийное бедствие. Десять дней назад, 29 января, в итоге больших дождей, на окрестных горах возникли селевые (грязевые) потоки и устремились вниз. Не повезло тем строениям, что были близко к опасной горе. Грязь, смешанная с вырванными с корнями деревьями, воткнулась в первый ряд зданий, снесла некоторые стены и наполнила собой некоторые помещения на первом этаже. Не повезло, в частности, двум мечетям – весь внутренний зал у обоих мечетей был наполнен простой глинистой грязью толщиной почти в метр. Пострадали и другие здания, но только те, что стояли у склона горы. «Историческая тропа», которую построили в Сандакане для привлечения туристов (эта тропа соединяет все боле-мене старинные места города С) – эта тропа оказалась перегорожена стволами деревьев, корнями и ветками, -- всё, что смыло со склона и приклеилось к «культурной тропе».
За один день я накрутил не меньше двадцати км по Сандакану. Обнаружил святые места всех разрешённых в Малайзии религий. Капище индуистов, церкви христиан, ярко разукрашенные и облагороженные в честь китайского нового года храмы китайцев, гурдвара сикхов, очень большая современная мечеть, помимо двух загрязнённых – только буддийского храма я не нашёл, не дошёл до него. Про китайцев скажу особо. В самом Китае не популярна традиционная китайская религия – социалистическое общество усердно пережило все предрассудки, и китайцы в самом Китае почти не религиозны (или не проявляют на людях свои верования). То ли дело китайцы за пределами КНР! Эти сохранили все свои предрассудки и развили их. Поэтому, например, в Малайзии можно посетить настоящий китайский храм, каких не видно в самом Китае.
Войдя в китайский храм, нужно снять обувь. В центре китайского храма можно лицезреть статуи каких-то стариков. Это китайские божества – видимо, они были историческими деятелями древности, а потом вошли в состав пантеона. Бывает, что есть статуя главного бога и божества поменьше. Подробно я не разобрался, но интересно вот что: в одном из храмов я обнаружил, в качестве икон, потреты Иисуса Христа, Будды и ещё двух каких-то стариков (кто бы это был? Может быть, Конфуций и Лао-Цзы впридачу?) Это, значит, на всякий случай, китайцы славятся практичностью, поэтому почитают наряду с главными своими богами и других граждан, вдруг тоже поможет.
В качестве жертвы богам китайцы несут мандарины. Вот почему перед китайским Новым годом во всех супермаркетах такая распродажа мандарин! Видимо, богам так нравится этот фрукт, а на НГ они хотят его особенно. И в России тоже на НГ принято покупать мандарины, не знаю, почему: только ли сезонность виновата или какая-то ещё причина.
Итак, я обошёл город, посетил некоторые религиозные учреждения, а некоторые оглядел снаружи. И проверил йогурты в супермаркете, но все они оказались подставными – чисто сок растворимый с небольшим сгущением. Кисломолочных продуктов тут, как и на Филиппинах, не делают. А на ночлег я отправился в главную мечеть.
Ночлег в мечети в Малайзии, Филиппинах, Индонезии, для мусульман, очень прост. Он носит уведомительный характер. То есть человек уведомляет общество, что сегодня он ночует тут в мечети. А уже дело общества с этим согласиться или показать ему более удобное помещение. Чтобы отказали, такого и представить нельзя. А вот в Сирии, Иордании, Иране могут и не оставить в самой мечети – хорошо, местные жители придут на помощь и впишут как-то и где-то. А в Египте точно не оставят, да ещё и ментам сдадут. Посмотрим, как там будет, пройдёт египетская революция – изменятся ли там нравы, в сторону менее ментовских, или нет.
Большая мечеть в Сандакане имела довольно большого имама с маленькой бородкой. Сей имам знал великое множество молитв, так что местные жители не очень-то мечеть посещали – опасаясь, что моления затянутся. Но человек пятьдесят всё же прибыло на вечерние молитвы, а после них все были вознаграждены за стойкость – на первом этаже были расстелены циновки, и граждане, вместе со мной, принялись за общую трапезу. За едой меня расспрашивали про Чечню, про положение мусульман в России и про всё остальное. Чеченцы – самый популярный народ в РФ, о них знают даже те, кто не могут найти и показать Россию на карте мира. Наибольщее удвиление всегда вызывает та информация, что чеченцев в России менее 1%.
Ну что, Сандакан? Приятный городок, конечно не такой сияющий, как столица штата – Кота-Кинабалу, -- не видно здесь зелёных парков, скамеек, сверкающих туалетов и музыкальных фонтанов, -- но для райцентра вполне пристойный город. Довольно многие знают тут английский язык. И ещё больше людей владеют китайским – судя по количеству надписей, вывесок, газет, табличек с иероглифами, китайцев тут порядка 30%. Гораздо больше, чем на нашем Дальнем Востоке, где многие говорят о «китайской угрозе», -- гораздо больше китайцев на этом, малайском Дальнем Востоке. Но какого-то вреда от тутошних китайцев я не разглядел.
День в Сандакане прошёл. Над мечетью и над городом сгустилась ночь.