28 материалов по 14 объектам, 533 фотографии
- GPS
- Чили, Padre Le Paige 380, San Pedro de Atacama, Chile
Социальные образы памяти в археологическом музее Ле Пэжа.Ч40
Этот совет является частью дневника «МЫ ВСЕ СПЕШИМ ЗА ЧУДЕСАМИ… Белое солнце пустыни, ледяные горы айсбергов и чудо-остров»
«Этот музей является одним из самых фантастических музеев Чили. Из-за очень небольшого количества дождя в этом районе окаменелости и артефакты сохраняются дольше обычного. Также здесь можно найти шаманские предметы, используемые для приготовления и сушки галлюциногенных растений. Бельгийский священник Густаво Ле Пейдж приехал сюда в 1955 году, и стал автором некоторых уникальных находок, хранящихся сегодня в музее».
Ле Пейдж (или Ле Пэж) был археологом-любителем и провел 35 лет, раскапывая и находя артефакты в этой пустыне. В 1963 году при поддержке Universidad Catolica del Norte исследователь открыл первый павильон музея в приходском здании города Педро де Атакама. Затем в 1984 году был открыт существующий ныне музей и Институт археологических исследований с целью сохранения важного наследия бельгийского священника. Значение этого музея выходит за рамки национальных границ.
У музейной гидши очень хороший английский, и она дает нам достаточно много интересной информации.
youtu.be/7tAQNbFlKxc
Начинает она с отдания чести его основателю, потому что создание музея целиком и полностью заслуга бельгийского священника Ле Пейджа, осуществлявшего археологические раскопки в районе Сан Педро де Атакама. Именно благодаря ему, коллекция музея сегодня составляет такое множество экспонатов, возраст некоторых из которых датируется 11 000 лет. Ненадолго останавливаемся возле карты двух Америк, где можно наглядно проследить путь расселения местных жителей.
На следующей карте указаны места раскопок и становится понятно, где географически они производились.
.
Небольшая экспозиция собрана по вековым вехам, и содержит церемониальные предметы, керамическую и деревянную утварь. Кроме того, освещен быт индейцев, растения, культивируемые ими.
.
Из бытовых хозяйственных предметов заинтересовали резные ложки и кувшины.
.
Все они свидетельствуют о высоком уровне здешней цивилизации, в том числе атакаменьо. Я сделал фотографию стенда, где говорится о влиянии андской цивилизации Тиуанако, с которой мы столкнемся позже в Боливии.
Необычной, вернее отличной от других индейских племен, была и религия у атакаменьо, и среди основных их богов были Бог Ветра и Пустыни. Но самыми главными артефактами музея можно считать коллекцию мумий и черепов с разного рода деформациями. Однако, то ли она не находится в широком доступе, то ли мы что-то пропустили в рассказе гида, мы не осмотрели ни мумии, ни черепа.
Еще до поездки я смотрела какую-то телевизионную передачу, в которой велся рассказ о музее мумий, но я не вспомнила об этом в Чили, решив, что в программе речь шла о Перу. И только приехав домой, я перечитала статью об экспонатах музея в разделе эзотерики, ведь, по словам самого Ле Пейджа, он сумел раскопать возле вулкана Ликанкабур мумифицированные захоронения людей с «инопланетными формами лица». Чтобы был понятен объем экспозиции, приведу цифры – только черепов там собрано около 4 000, а есть еще и бесчисленное количество мумий, оружия и посуды.
Мне всегда интересно узнать, что двигало человеком из другой страны, который приезжает в незнакомое место и начинает изучать чужую культуру. Но главное я ценю в таких людях то, что они не увезли найденные артефакты к себе на Родину, купив их за бесценок, не составили из них частную коллекцию. Многие из них бескорыстно предоставили миру возможность любоваться и изучать свои находки, и думаю, что здесь нашло свое отражение личность таких людей и их жизненная позиция и устремление разделить с миром историю предков.
Спустя столько лет при дополнении моих тогдашних записей, я с интересом узнала, что старого музея больше нет, но одновременно приходится с грустью констатировать, что новый музей все еще не достроен.
Памятуя о возрождении национального самосознания во многих странах сегодня, я даже не исключаю, что этот долгострой как-то связан с тем, что Ле Пейдж был европейцем, который пытался найти «новые идеи исторической преемственности», а граждане страны все чаще поднимают вопрос необходимости закрепления конституционного статуса коренных народов и даже признания нации как полиэтнической. Туристу, приехавшему на пар-тройку дней трудно разобраться со всеми этими играми, но мне кажется, что уникальная коллекция не должна пропасть!
Подсмотрела умную мысль у одного чилийского исследователя, и с ней трудно не согласиться – «плохо, когда социальная память угасает или разлагается. Пока существует память, исправлять ее письменно или даже просто исправлять бесполезно». С удивлением для себя прочла там же, что еще в 2001 г. в Чили была создана Комиссия по установлению исторической правды и новых отношений к коренным народам, состоящая из группы известных лидеров и специалистов коренных народов (антропологов, археологов, историков, географов и т. д.).
Только вот что-то говорит мне, что этот поиск «исторической правды» скорее дело политическое, чем научное. В любом случае, тогда, в 2013 году ни один гид нам не говорил об этом.
В этих местах Чили исторически проживали индейцы, а пограничные страны точили зуб на эту территорию (Перу, Боливия и Аргентина), и здесь тоже кроются подводные камни, забыть про которые местному населению трудно. «Чилинизация» местного населения, вне всяких сомнений, шла насильственно по типу «правильной» ассимиляции в ущерб культурной «идентичности».
Прочитав материалы исследования, я была в шоке, что подаваемый нам как «благодетель и модернизатор города», Ле Пэйдж, собственно ничем не отличался от колонизаторов прошлых времен, да и надо помнить, что он был священником. И приехал он в Атакаму не из Бельгии, а из бельгийского Конго, а что он там делал, авторы предпочли не рассказывать. Музей, организованный Пейджем в своем приходском доме, все же носил частный характер с общественным доступом, а, по мнению нынешних сторонников восстановления исторической справедливости «присвоение наследия — это своего рода присвоение памяти».
Дошло даже до того, что эта «родовая лихорадка» затронула находящиеся в экспозиции музея мумии, потому что местное население считает уместным и требует их традиционного захоронения. С их точки зрения уничтожение могил – уже кощунственно по отношению к памяти, и никто не имел право разорять доиспанские гробницы. А другие считают, что именно священник «вернул им их историю». В общем, поди разберись…
В любом случае, Пейдж умер и похоронен здесь, а в музее ему посвящена одна из комнат. Мы же тогда всего этого не знали и с любопытством смотрели на изящные изделия, сделанные руками атакаменьо. Мы слушаем девушку-гида, которая показывает нам карты предположительного расселения людей на американских континентах.
Она бегло характеризует мир Андов, и взаимное проникновение и влияние трех соседних стран. Эта память пригодится нам, когда мы поедем в Перу и Боливию. Лично мне показалось, что музей был собран с любовью, и если бы у нас было времени побольше, то можно было бы там побродить, рассматривая витрины и читая тексты, но на вторую половину дня у нас был запланирован тур в долину Jere и лагуну Чакса, а еще надо было успеть перекусить – Послеобеденный тур в долину, лагуну и закат в пустыне. Ч.41
Продолжение следует...
- Адрес:
Padre Le Paige 380,
San Pedro de Atacama,
Chile - Дополнительная информация:
Время работы:
Понедельник-пятница с 9 до 12 вечера & 2 вечера до 6 вечера;
по выходным с 10 утра-12 вечера & 2 вечера-6 вечера
Дешёвый ✈️ по направлению Сан-Педро-де-Атакама
- 5 дек 2020, 08:27удалитьИ здесь все закручено вокруг политики! Далекое прошлое, но нет же...
- 5 дек 2020, 12:00удалитьДа, Майнур, или кто-то играет чувствами национального самосознания. В общем, вечное "Разделяй и властвуй!".
- 6 дек 2020, 09:41удалитьЭто сегодняшние тренды отрицания, а тогда мы искренне восхищались подвижническим образом жизни Ле Пэжа, создавшего музей древностей...