История Революционного движения в Латинской Америке насыщенна и трагична. Причём последняя страница этой истории не перевёрнута до сих пор. Пример этому — Сапатистская армия национального освобождения в Мексике. Движение берёт начало в 80-х годах прошлого века, когда объединились несколько оппозиционных организаций, включавших последователей различных радикальных движений. Оно получило поддержку в юго-восточной части страны, среди индейцев – крестьян штата Чьяпас. Объединяясь и уходя с оружием в сельву, бедные крестьяне защищались от «эскадронов смерти», организованных крупными землевладельцами и терроризировавших крестьянство. Эмилиано Сапата и Панчо Вилья – популярнейшие в Мексике герои, вошедшие в народный эпос предводители революции 1910 – 1920 годов. Армия получила имя Эмилиано Сапаты и сокращённо называется EZLN (Ejército Zapatista de Liberación Nacional) русская аббревиатура — САНО (Сапатистская армия национального освобождения) .
Эмилиано Сапата. Сын бедного крестьянина, командир революционных армий, разработчик аграрной реформы и один из Отцов Нации
В восьмидесятые годы ряды сапатистов пополнялись беженцами из Гватемалы и других центральноамериканских стран.
В январе 1994 года в Чьяпасе вспыхнуло вооружённое восстание, повстанцы захватили такие муниципальные центры как Сан-Кристобаль, Маргаритас, Альтамирано и Окосинго. На подавление восстания правительством были брошены армейские подразделения и полувоенные карательные формирования. Разгорается герилья (народная война), под напором войск сапатисты отступают в горную сельву на границе с Гватемалой. Армия и «эскадроны смерти» убивают мирное население, заподозренное в связях с партизанами. В городке Актеаль есть ошеломляющий памятник жертвам карателей. О нём отдельный материал Памятник жертвам герильи
События вызывают огромный резонанс в Мексике, в столице и других городах начинаются демонстрации с требованиями остановить военные действия, в 1995 году начинаются переговоры сапатистов с властями. Сейчас штат Чьяпас официально называется "Свободный и Суверенный Штат Чьяпас", и формально там действует самоуправление. Сапатистское движение существует и в соседних штатах, Оахака и Веракруз. С самого основания EZLN его лидером является Субкоманданте Маркос, личность которого до сих пор является загадкой. На всех публичных мероприятиях он всегда появляется в пасамонтане – чёрной шапке с прорезью для глаз, тем не менее Маркос считается духовным наследником Че Гевары, лицом и символом современного антиглобализма и анархо-коммунизма.
В 2000-е годы сапатисты провели несколько крупных мирных акций, продолжая влиять на политику страны, в 2006 начали «другую кампанию», призывая народ отказываться от выборов, а в 2011 вышли на улицы Сан-Кристобаля проведя массовый “Марш за справедливый и достойный мир”.
Я побывал в Сан-Кристобале и горных деревушках Чьяпаса весной 2007 года. Индейское население настороженно относится к чужим, фотосъёмка осложнена и общим индейским поверьем, что фотограф может украсть душу, однако кое-что снять удалось. Многие портреты индейцев сделаны через стекло автобуса, поэтому прошу прощения за качество. Мы изучали мексиканское пчеловодство, поэтому посетили пасеки сельскохозяйственного кооператива по производству мёда и кофе.
К сожалению, названия деревень восстановить в памяти не удалось, если кто-то поможет, буду благодарен.