В середине сентября 2009, в ходе поездок по Дальнему Востоку, я очередной раз оказался в Хабаровске -- приехал автостопом из Комсомольска-на-Амуре. Приехал в город вечером, уже затемно. В турклубе «Горизонт» никого не должно было быть в этот вечер – все активисты на выходные отправились на турслёт на природу. Решил отправиться в мечеть, ведь я никогда не был в мечети в Хабаровске, заодно и проверю её сущность. Адрес выяснил заранее по интернету (есть сайт мусульман Дальнего востока www.furkan.ru).
Надо сказать, что как раз в это время шёл мусульманский месяц поста Рамадан, когда мусульмане до захода солнца не едят, не курят и не пьют (но это правило не относится к путешествующим), а после захода солнца, желательно, собираются в мечети и осуществляют совместную молитву и трапезу.
Хабаровский Дом Аллаха спрятался на окраине города, среди частного сектора, на неосвещённой и глухой Костромской улице (в районе остановки, которая называется, почему-то, «Сингапур»). Я пришёл – было почему-то пусто. На столе стояли фрукты и другие объекты, но едящих не было. Лишь сторож сидел в будке во дворе мечети. Съел одно яблоко, осмотрел помещение, взял почитать книгу и стал ожидать джамаат (коллектив). На двери мечети висело печатное предупреждение, что оставаться на ночь в мечети строго воспрещается, кроме как с личного особого разрешения имама мечети или главы религиозной общины. Для порядка тут были напечатаны и их телефоны. Нарушителей было обещано оштрафовать почему-то на 2000 рублей, не больше ни меньше!
Вскоре коллектив стал появляться. Этот народ отличался от населения Владивостокской мечети. Многие были азербайджацами, а другие – таджиками. Значительное число было шиитов, они при молитве подкладывали под голову маленький камень (из сушёной глины), как это все могут видеть в Иране повсеместно. Собралось сто человек, и имам создал особую молитву – намаз «Таравих», который читается в священный месяц Рамадан поздно вечером. Бородатых людей почти не было среди посетителей.
Святая молитва «Таравих» читалась здесь иначе, чем во Владивостоке. Если уже в привычном нам городе молитву читали долго, протяжно, и потом с разъяснением по-русски всего прочитанного, причём с таким планом, чтобы за месяц прочитать с начала до конца весь священный Коран, — здесь молитву читали очень быстро, скороговоркой, так что от большинства и смысл ускользал. Да и какой смысл, смотри не затормози, так быстро нужно совершать поклоны, как в ускоренном фильме. Зато быстро вся процедура была закончена. Шииты в большинстве молились вместе с нами, но три каких-то самых отдельных шиита совершали молитву особо, позади всех в уголочке. Наверное у них были свои причины так поступить.
Вечером в мечети, за ужином, остались несколько человек – имам (таджик, умный, уверенный и учёный, лет тридцати), несколько других мужей и какой-то азербайджнец в пиджаке, в котором я заподозрил КГБшника. Он всё имел нездоровый интерес к моей бороде. Всё казалось ему, что борода у меня слишком большая, и надеялся обличить меня в «ваххабизме». Что это такое – «ваххабизм», никто по-настоящему и не знает, но это хорошая кормушка для наших северокавказских милиционеров: не нравишься им – вот ты и ваххабит, поди докажи что ты не он, если никто не знает, каков должен быть ваххабит. Нет, верней, знает – вот я писал в своём постинге про Чечню: ваххабит это тот, у кого закатаны штаны, у кого под ними нет трусов, у кого имеется борода и загранпаспорт, тот, кто имеет знания по-арабски (большие, чем просто «саляму алейкум»), кто имеет в кармане чётки, кто подстригает усы, носит в рюкзаке или на голове – тюбетейку, и у кого при себе есть любые географические карты, упаси Бог, с пометками.
Так вот, азербайджанский пиджак задавал глупые вопросы про бороду, потом впрочем ушёл. Среди всех соратников имама был один лишь с бородкой, остальные бритые. Имам советовал мне жениться, и сообщал, что это очень важно, приводя в пример Святого Пророка, да будет мир с ним, и его изречения. Что же касается ночёвки, то многократно извиняясь, что опасается облав ментов, имам оставил меня-таки на ночь, но не в самой мечети, а в вагончике сторожа рядом с нею. Сказал, что в будущее время, если мне нужна будет долговременная вписка, чтобы я по возможности позвонил ему заранее по указанному телефону.
Так я заночевал при мечети в Хабаровске. Нужно отметить здесь, что готовых зданий мечетей на всём российском Дальнем Востоке только три: в Хабаровске, Якутске и в Находке. Ведётся строительство в Уссурийске; процессы замерли в нулевых стадиях во Владивостоке, Южно-Сахалинске, Петропавловске, Артёме, Нерюнгри и ещё в нескольких городах. Во многом проблема в противодействии властей, в их опасениях, что зданием будут пользоваться, для распространения своих идей, эти самые неуловимые «ваххабиты».
На другой день я поехал автостопом в сторону Владивостока, желая посетить Бикин, Ружино и Дальнереченск -- ещё не изученные мною города. Что и успел сделать за один день.