Ну вот и свершилось: свой вариант «индийского кино» снимут в ямальской тундре. Про «индийское» я говорю почти без иронии, а всего лишь на основе чтения синопсиса фильма «Белый ягель». Он про любовь, конфликт поколений и даже в каком-то смысле цивилизаций. Парень будет любить одну девушку, а женится на другой. Тут и мама подоспеет, начнет колобродить с народными приворотами и особливо — с Духом Огня... Вот вам и есть типичный Боливуд!..
Да и ладно. Что в этом плохого? Зато с выходом фильма из производства в каждый чум придет высокое искусство, объяснит оленеводам и их детишкам, что такое — хорошо, а что такое — плохо. Тем более, что сценарий писался по мотивам их же соплеменницы — ненецкой писательницы Анны Неркаги. Значит, фильм получится на сто процентов правдивым и реалистичным. Ну, а философские обобщения и тонкую метафизику, которую обещают авторы, надеюсь, зрители не заметят.
Кстати, об авторах. Снимает фильм московский режиссер, преподаватель ВГИКа Владимир Тумаев, а руководителем проекта является Владимир Меньшов. Съемки поддержала местная администрация, а Министерство культуры РФ помогло с деньгами. Так что все пока складывается, как надо. По крайней мере, для съемочной группы.
На выездной площадке у них не скучно, а порой даже весело, особенно, когда ненецкая массовка, включая полуторатысячное стадо оленей, начинает делать прямо противоположное тому, что ей только что объяснили пять раз подряд. Ядреный морозец и нешуточный с поземкой ветер также придают этому процессу незабываемый героический привкус.
Многие артисты будущего фильма – самодеятельные, из местных. Для них это все тоже по кайфу, особенно в части женских, наиболее заметных ролей. Каждая при этом мечтает о карьере Натальи Аринбасаровой (Первый учитель), ну и — деньжат заработать, конечно…
Но пару капель дегтя к этой идиллической картине я все же добавлю. Вот мне интересно, найдет ли в ней отражение тот факт, что и сейчас так же, как и двадцать, тридцать и пятьдесят лет назад к этим романтическим малым народам, бегающим по тундре с хореями наперевес, в общем-то отношение тоже самое, скорее снисходительное, а по большому счету – остаточное. Что потихоньку уходят они из тундры, туда, где хоть какой-то есть намек на цивилизацию и другую работу. Найдет ли достойное художественное обобщение жгучее желание каждой второй девчонки из стойбища выйти замуж за городского, особенно за русского, украинца или белоруса?.. Будет ли рассказано о том, как крупные корпорации, разрабатывающие северные месторождения, ведут себя по-хозяйски и варварски, редко считаясь с интересами аборигенов?..
Может быть, в кино-саге о любви такие вопросы и не уместны. Но будет ли тогда она интересна самим ненцам. Ведь там от индийского кино только фабула, а танцев с песнями, вроде как, и не предусмотрено…
Анатолий Струнин
Ямал, март 2013