Сколько тайн хранит этот монастырь — не перечесть! И для нас загадки начались уже с самого начала, с поиска самого монастыря Convento de las Dueñas. На карте — вот он! Стоим прямо возле него, но его не видим:-( Только одна бесконечная стена, вдоль которой мы обошли, как потом оказалось, почти весь монастырь. Не без помощи обитающих под его стенами бомжей, вход всё же найден и мы — в маленьком дворике. Через старинный портал заходим в помещение, где монашки продают свою замечательную выпечку и билеты.
Пока заходим, рассказываю любопытную историю монастыря. Основу здания составляет дворец, построенный в конце XIV в. Самуэлем Абрабанелем — королевским казначеем Кастилии. По происхождению казначей принадлежал к древнему роду, ведущему своё начало, аж, от короля Давида. Из-за антиеврейских погромов 1391 г. он был вынужден принять христианство, но вскоре бежал с семьёй в Португалию, где снова вернулся в иудаизм. Но, вот, загадка: его жена Хуана осталась в Саламанке и подарила этот дворец в 1419 г. сёстрам доминиканского ордена, которые и основали здесь монастырь для знатных дам — дуэний.
Верхняя галерея — самое загадочное место! Здесь нет арок, но капители колон такие объёмные от "сидящих" на них каменных фигур, что они как бы создают арки. А фигуры — необычные, своеобразные, не похожие ни на что, единственные в своём роде! Ничего подобного нет ни только ни в одном монастыре Испании, но и нигде в Европе.
И вот, наконец, мы в клуатре — внутреннем дворике монастыря, со всех сторон окружённом двухъярусными галереями, самом загадочном место монастыря. Вся загадка в декоративных скульптурах верхней галереи. На капителях какое-то нагромождение ужасных, фантастических созданий. Почему? Что за монстры в монастыре?
Здесь и ангелы, и демоны, и гарпии, и какие-то невероятные чудовища. И все они экспрессивные, агрессивно жестикулирующие, — такое впечатление, что они с чем-то или с кем-то борются и корчатся от боли. Кто их создал? Это ещё одна загадка монастыря. Имя скульптора неизвестно.
Почему такая любовь к страшилкам у средневековых мастеров? И неужели это ересь? Наверное, всё же — нет. Если бы эти скульптуры были еретическими, испанская инквизиция ни за что бы не потерпела их, да ещё в монастыре!
Возможно, это какие-то символические животные? Типичные для Средневековья так называемые, нечистые животные? Но нет! Здесь-то и нормальных животных нет: все какие-то полу-: полу-драконы, полу-ослы.
А может, это так изображён ад, где за грехи люди превращаются в таких монстров?
В общем, версий много...
Это место в монастыре называется — Klausur (к сожалению, не знаю, как это называется в православных монастырях) — т.е. закрытое для посторонних место, куда более 400 лет не заходил ни один светский человек. Впервые для публики его открыли в 1962 г.