Новый кафедральный собор в Саламанке (Catedral Nueva de Salamanca) назвали Новым ровно 500 лет назад, в 1513 году, когда его закладывали. Обычная история: Старый собор стал мал для разросшегося города и король Фердинанд Арагонский дал указание построить Новый. Но при этом Старый собор не стали разрушать, а на его северную стену "облокотили" одну стену Нового собора, что ещё и укрепило Старый.
Строительство началось в то время, когда готический стиль уже не очень нравился, попросту говоря, вышел из моды, и поэтому в Соборе готическая основа с элементами Ренессанса и барокко. А Ренессанс этот в Испании — особенный! Называется он — платереско: удивительно тонкая, ювелирная работа зодчих! Более всего это видно в наружном декорировании Собора, оформлении его, причём в изобилии, орнаментами с растительными мотивами, медальонами с гербами, скульптурами святых, фигурами животных, фантастических птиц и ещё чего-то немыслимого.
Двумя главными архитекторами собора были Хуан Гиль де Онтаньон (с 1512 по 1531) и его сын Родриго Гиль де Онтаньон (с 1538 по 1577). В 17 в. строительство не велось и только в 18 в. возобновилось под руководством знаменитых архитекторов — братьев Чурригера. В 1733 г. строительство в основном было закончено и собор был торжественно освящён. А уже в 1887 г. королевским декретом он был объявлен национальным памятником.
Главный западный фасад собора потрясающе красив. Жаль, что выходит он на узкую улицу Pla y Deniel и делать фото очень сложно. Три его портала — роскошны! Украшения каменной резьбой — изумительны! Особенно хорош — центральный.
Это портал Рождества со сценами, расположенными в трёх ярусах. В самом верху — Распятие, по сторонам которого — скульптуры святых Петра и Павла.
Ниже — рельефы с изображением сцен Рождения Христа и Поклонения волхвов. Каждая сцена, как отдельная картина, и выделена резным каменным орнаментом.
Мы специально приходили сюда в разное время дня и даже ночью, чтобы полюбоваться фасадом при разном освещении.
Южный фасад — первый фасад, который мы увидели и который меня очаровал своей простотой и изяществом. С этой стороны хорошо видны колокольня и купол в стиле барокко. Каменное кружево украшений портала в лучах солнца казалось не работой средневековых мастеров, а творением ангелов.
Портал северного фасада великолепно смотрится ночью, когда возле него нет туристов, озабоченных поиском скульптурки астронавта.
Это шутка реставраторов, которые в конце 20-го века вставили астронавта и ещё несколько забавных скульптурок в рельефные украшения портала. Меня они не очень-то и интересовали, но попались на глаза сразу же. Пришлось сделать фото:-)
Интерьер собора — полностью готический, ряды пучков колонн как бы уносятся вверх и от них веерообразно расходятся нервюры сводов: создаётся впечатление каменного леса. Высота, простор — потрясающее впечатление!
Интересная особенность собора — в нём нет главного алтаря: созданный Альбертом Чурригера алтарь был уничтожен в 1743 г. Но сохранилась замечательная работа братьев Чурригера и их родственника Хосе Лара — резные сиденья в хорах, выполненные из орехового дерева с 1725 по 1730 г.г.
В Соборе множество капелл. Мне больше всего понравилась Дорада капелла — Золотая капелла. В ней 110 скульптур святых, ангелов, пророков. Здесь погребён основатель капеллы — архидиакон Франсиско Санчес де Паленсуела, и его родители. Закрывает капеллу прелестная решётка работы Эстебана Буэнамадре.