Строительство Старого собора Санта Мария было начато в 12 веке. Саламанка в те годы была пограничным городом и собор проектировался не только как церковное сооружение, но и как настоящая крепость. Сейчас это не очень заметно из-за сноса зубцов стен и прочих фортификационных деталей. К 16 веку собор стал маленьким для города и его было решено снести. Для проведения служб во время строительства Нового собора, который возводился рядом, Старый временно оставили. Но ничего не может быть более постоянным, чем временное. Так произошло и со старым собором. Новый строили слишком долго, что к моменту окончания строительства Старый собор начал представлять историческую ценность и был оставлен. Теперь оба здания имеют общую стену и являются единым комплексом. Вход в Старый собор осуществляется через одну из капелл Нового.
Попадая в Старый собор спускаешься по ступенькам вниз и попадаешь в более старый исторический слой, который по понятным причинам находится ниже.
Справа от входа полустертая фреска, где святой отдает половину своего плаща нищему.
Возвращаясь в основной, проходим мимо массивных колонн к главной достопримечательности собора. Его можно увидеть в главной апсиде. Это красочное ретабло из 53 отдельных картин на сюжеты из жизни Христа и девы Марии. Создан этот шедевр в 1430-50 годах силами трех итальянских братьев художников. Главным был итальянец Делло Делли, который написал 12 основных изображений. Перед картиной деревянная статуя, покрытая позолоченной бронзой с инкрустациями Virgen de la Vega — символ города. Это изображение Богородицы было создано в 12 веке по византийскому образцу.
Из собора есть выход в квадратную в плане крытую галерею, с двух сторон окруженную капеллами. Эти помещения используются, как кафедральный музей.
В плане интересных фактов заслуживает внимания вторая по ходу слева капелла Санта Барбара, основанная в 1334 году. Здесь имеется маленькая картина со сценами Страстей Христовых и образом святой Варвары (16 век). Эта часовня для Университета служила местом сдачи финального экзамена. Прежде чем сдать на степень, студент должен был провести здесь ночь в одиночестве за подготовкой. Наутро приходили экзаменаторы. Если ему сопутствовал успех – то студент выходил из главной двери собора на площадь, где собирались в ожидании его друзья. Если же не сдавал – выходил из другой двери.
Первая же капелла является Талавера (Сан-Сальвадор) является самой древней. Она перекрыта куполом из 16 ребер, которые поддерживаются колоннами и образуют «звезду» – этот тип купола мусульманского происхождения и он очень странен для такой ранней эпохи для севера Испании. Стены здесь украшены росписями с гербами погребенных.
Пройдя таким образом весь путь от прекрасного к мрачным погребениям вернемся в Новый Кафедральный собор.