114 материалов по 66 объектам, 1 065 фотографий
- GPS
- Испания, Plaza de Anaya, Salamanca
Духовное чудо Саламанки
Сейчас церковь зажата между подступающими к Пласа Майор домами, но красивой каменной резьбой на одной из входной дверью все же можно полюбоваться.
С южной стороны выделяется вход, украшенный архивольтами. В одной из ниш находится рельефное изображение, воссоздающее сюжет: Святой Мартин делится своей туникой с нищим. Барельеф не меняет свой внешний вид вот уже более 700 лет.
Мы не заходили в эту церковь, всё невозможно увидеть за один день в Саламанке, но пишут, что она сохранила много сокровищ, среди них готические гробницы и запрестольный образ работы Альберто де Чурригера.
Мы направились дальше, чтобы убедиться в ещё одной исключительности города — наличию двух кафедральных соборов. Не частое это явление. Например, в такой насыщенной католическими памятниками стране, как Испания, таких городов всего шесть.
Первый кафедральный собор построен в романском стиле, второй — в готическом с элементами ренессанса и платереско, но они удивительным образом сочетаются и дополняют друг друга.
Какова же их история?
Прибыв в город, отвоёванный от мавров, в 1085 году, граф Раймундо де Боргонья и его супруга, высокородная донья инфанта Уррака (дочь короля Альфонсо VI) сперва были заняты насущными проблемами: обнести город стеной, дабы уберечь город от мавров, построить себе дворец, занять население работой. Спустя 17 лет благородная чета основывает Старый собор, подчинив его юрисдикции все церковные приходы в Саламанке и её окрестностях.
Строительство собора начинается в 1140 году и за работу принимаются сразу несколько архитекторов. Среди них испанец Juan Franco и француз Pierre d´Aix. Это было время, когда только-только романский стиль уступал место ранней готике. Громаду собора возводили по частям: фундамент, неф, боковые стены, крытая галерея и своды. Одна из примечательных башен с флюгером в виде петуха — башня Петуха (torre del Gallo) и купол возводят уже к 1200 году. Поэтому в конце строительства заметно влияние готики – появляются ребристые своды, держащие огромный вес стен, остроконечные арки. А в башне угадывается влияние Византии – видимо, по пути к Сантьяго де Компостелла византийские паломники останавливались в Саламанке в большом количестве и среди них были искусные мастера.
Эх, не удалось увидеть всё великолепие убранства старого собора. По материалам побывавших здесь я узнала, что сохранилось несколько великолепных фресок XIII века. Среди них фреска, украшенная гербами королевств Леона и Кастилии, датированная 1262 годом.
Или целый набор гробниц, тоже относятся к XIII веку.
Кстати, самые первые студенты Саламанки проходили обучение не в отдельном кампусе (его тогда просто не существовало), а здесь, в Старом соборе. Есть здесь и часовня, которая служила местом проведения «выпускных экзаменов».
К XV веку Старый собор оказался уже слишком маленьким для выросшей университетской Саламанки, и его было решено снести. В 1491 году капитул принял решение о строительстве нового собора, но работы начались только в 1513 году — комиссия изучала кандидатуры архитекторов. Самым достойным оказался Хуан Хиль де Онтаньон (Juan Gil de Hontañón), предложивший проект, согласно которому Новый собор пристраивался к Старому, причем сносилась только одна стена Старого собора. С первого дня работ мастеру-строителю отравляли жизнь бесконечными тяжбами архитекторы, не прошедшие конкурса. Стройка постоянно приостанавливалась, на площадку приезжали комиссии и ревизоры, в проект вмешивались. Весь XVII век строительство было приостановлено ввиду недостатка финансирования. И только в 1713 году стройка снова возобновилась под руководством одного из членов знаменитой династии Чурригера. Отличительной чертой их стиля является обильная скульптурная декорация, из-за которой здание кажется очень нарядными. Хотя оставались недоделки, храм, наконец, был открыт 15 августа 1733 года. Но 1 ноября 1755 года в День всех святых произошло Великое лиссабонское землетрясение. Это было одно из самых разрушительных и смертоносных землетрясений в истории, унёсшее жизни около 90 тысяч человек за 6 минут.
Саламанка, располагавшаяся достаточно близко от очага сейсмической активности, тоже «ходила ходуном», и перепуганные жители укрылись в недавно построенном Новом соборе. В целом церковное сооружение выстояло, но его купол обрушился, а колокольня покосилась. Архитекторам пришлось возвести купол заново (уже в классическом стиле), а также укрепить основание звонницы. Каждый год 31 октября в канун Дня всех святых в Саламанке соблюдается традиция подниматься на звонницу, чтобы поблагодарить господа за спасение собора. Ответственной за инициирование этого обычая стала жившая в соборе семья Марикелос. С тех пор поднимающегося на колокольню человека именуют Эль Марикело. Эта традиция существует и по сей день, хотя прерывалась с 1977 по 1985 год, когда скончался последний представитель рода Марикело.
Новый собор Саламанки является «последним вздохом готического стиля», потому что был построен на ранних этапах эпохи Возрождения. Главный фасад, выходящий на узкую улицу Calle Cardenal Plá y Deniel – пламенеющая готика в очень ярком проявлении, а вот колокольня и купол – уже барокко. Он великолепен и является доминантой над городским пейзажем и виден практически из любой точки города благодаря своим огромным размерам, своему 80-метровому куполу и колокольне.
Прогулка вокруг обоих соборов представляется очень интересной. Фасады украшают сцены Рождества Христова и Богоявления, Голгофа и вход в Иерусалим, все это обрамлено фигурками святых, цветами, мистическими символами — это платереско яркое, впечатляющее, беспримесное. Каменная резьба его порталов и колонн восхищает. Поистине филигранная работа средневековых испанских мастеров. На капителях – всякие зверушки, чудища, мордочки и фигурки — и ни одна не повторяется. И здесь так же, как на фасаде Университета все пытаются отыскать лягушку, есть свои причуды архитекторов. Только найти надо космонавта или мартышку с мороженым))) откуда они появились?
Дело в том, что в 1992 году во время реставрации портала, что выходит на площадь Анайя, один из реставраторов, а именно Мигель Ромеро, проявил творческую инициативу, украсив стену подобной фигурой. Хотел ли автор пошутить над святыней? Вовсе нет: реставрация была частью временной выставки, проходившей в самом соборе под названием «Возрасты человека». И подобные включения элементов современности при каждой реставрации соответствуют местным традициям. Ромеро хотел таким образом увековечить знаковое для XX века событие — покорение человеком космоса. К слову, вполне вероятно, что в роли «Святого космонавта» выступает Юрий Гагарин )))
Не зашли мы и в Новый собор. Явно оставляя это историческое,
архитектурно-художественное и духовное чудо для следующего своего визита в Саламанку.
А я верю, что он непременно будет.
А мы продолжаем знакомиться с городом...
- Адрес:
C. Benedicto XVI
37008 Salamanca
Испания
Дешёвый ✈️ по направлению Саламанка
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: