Очень интересное место для посещения — мастаба Мерерука. Непосвященных фарангов, несколько напрягает вездесущесть арабов с просьбой о бакшише: возле каждого входа в мастабу стоит смотритель с протянутой рукой. Это место он купил у вышестоящего смотрителя и каждый день отдает ему положенную мзду. Сколько звеньев в этой цепочке бакшишепросителей известно одному аллаху.
Когда проникаешься и пропитываешься насквозь арабским духом, то жить становится веселее и проще. Даже самому иногда бакшиш перепадает.
Я старался войти во все увиденные двери и осмотреть все внутренности мастабы.
Рядом с пирамидой Тети находится мастаба Мерерука, его зятя и визиря. Это самая большая мастаба в Саккаре, в ней 32 помещения. Кроме самого Мерерука, там похоронены его жена и сын. Погребальные камеры расположены под землей. Мастаба великолепно декорирована цветными рельефами. Она имеет просторный главный зал с шестью колоннами. В северной части зала находится «ложная дверь». Это символический вход в иной мир. Перед «дверью» — алтарь, на него клали подношения. Рядом — статуя самого Мерерука. На нем юбка широким клином — свидетельство высокого положения.
Рельефы на стенах гробницы рассказывают в основном о повседневной жизни египтян. На них изображены сцены охоты, рыбной ловли, весь процесс подношений умершему — выпас скота, заклание быка, разделка туши. В последней сцене Мереруку подносят куски мяса.
В изображении человека у древних египтян были строгие каноны. Голова должна была составлять одну восьмую часть туловища, ее рисовали в профиль. Тело изображали в фас, ноги — в движении. Сходство рисунка с оригиналом не было портретным, но несло в себе индивидуальные черты. В соответствии с типажом людей изображали высокими или низкими, толстыми или тонкими.