Итак, продолжаю рассказ о западном Крыме.
Предыдущая заметка здесь: turbina.ru/authors/acvazul-V2…
Итак, город — бальнеологический курорт Саки.
Историки пока не могут дать точного ответа на вопрос о том, когда впервые появилось поселение на месте нынешнего города Саки. Во времена Крымского ханства Саки представляли собой небольшую деревню, входившую во владения знатного крымского рода Мансур. Происхождение названия возможно от названия племен саков проживавших в этих местах в древние времена.
В 1827 году в Саках была основана первая в России грязелечебница, а десять лет спустя здесь открылось отделение Симферопольского военного госпиталя.
В годы Крымской войны недалеко от Сак, между озёрами Сакским и Кызыл-Яр, высадилась огромная армия войск коалиции, та самая, что держала многие месяцы в осаде Севастополь. А в начале февраля 1855 года здесь сосредотачивались войска генерала С. А. Хрулева перед штурмом укреплений неприятеля в Евпатории. Во время обстрела противником селение Саки было разрушено.
После Крымской войны в ходе второй волны эмиграции крымских татар в 1860—1864 годах, согласно «Памятной книжке Таврической губернии за 1867 год», Саки покинула большая часть крымскотатарского населения и вновь заселены татарами, греками и русскими переселенцами. Застраивался разрушенный и брошенный населением посёлок медленно. В 1858 году здесь поселились переселенцы из Полтавской губернии, позднее появились и греки, выходцы из Константинополя.
Мне понравилась церковь Святого Ильи в Саки.
2 октября 1903 года на центральной базарной площади при многочисленном стечении народа в торжественной обстановке церковь св.Илии была освящена.
В основу архитектурного образа церкви легли мотивы русско-византийского зодчества.
Обратите внимание на масонский символ — (глаз) на одной из арок в росписи.
27 ноября 1929 года на основании Секретного Постановления Президиума Евпаторийского райисполкома решено «санкционировать закрытие церкви с использованием здания в культурных целях».
В период 1929-30 гг. проходят на всех предприятиях Саки и окрестных деревень рабочее собрание с вопросом ликвидации церкви.
8 апреля 1930 года прихожане села Саки, Михайловки: Пономарчук М., Чинокалова Е., Пантухина О., Пархоменко П., Гнутый Ф., и много других верующих окружили церковь, с палками в руках заставили прекратить производство работ.
Раздавались антисоветские лозунги. Зачинщиков задержали…этот инцидент стал известен в Москве.
По распоряжению М.И. Калинина, в Крымский ЦИК была напрвлена телеграмма: «Ликвидацию церкви в селе Саки Евпатарийского вышлите доклад, церковь передайте верующим».
Местные органы власти в ответ сообщили, что «Сакская церковь была закрыта по требованию (якобы!) 1,5 тысяч трудящихся и капитально перестроена под клуб. Считаем закрытие клуба невозможным». (А просьба открытия храма, посланная Калинину поступила от 28 женщин…).
Использование храма под клуб пагубно сказалось на его состоянии, он претерпел радикальную перестройку, что повлекло за собой значительную утрату архитектурно-конструктивных и декоративных элементов интерьера.
Открытие церкви Святого Ильи состоялось в годы Великой Отечественной Войны (1942 года) немцами по просьбе верующих жителей Сак.
Полная реставрация церкви началась только в 1990 году трудами и заботами вновь назначенного архиепископом Леонтием настоятеля протоиерее Валерия (Ивановича) Цуркана.
Я побывал во многих православных храмах нашей страны.
Писал о них и на Турбине. Храм в Саки мне понравился именно росписями стен.
Они очень яркие какие-то и светлые.
Н.В.Гоголь был в этом городе и лечился здешними грязями.
Недалеко от ул. Морской, где мы жили есть объект береговой охраны, он же музей, он же реконструкция скифской усадьбы, он же объект археологических раскопок — КАРА-ТОБЕ.
Это не древние стены крепости как кажется на первый взгляд, а просто береговое укрепление и объект наблюдения за западным побережьем Крыма времен "холодной войны" 50-х годов 20-го века. Я сейчас имею ввиду зубчатый дот — новодел.
Эта часть побережья военными всегда считалась десантоопасной, ибо здесь не только легко подойти к берегу, но также несложно высадить солдат и даже военную технику. Так считали и в 1854г., во время Крымской войны англо-французское командование, готовя к высадке свой десант; так наверняка было в средневековье и в античные времена…
С холма же Кара-Тобе отлично просматривается весь залив и реально контролировать все передвижения вдоль и на побережье.
Этот наблюдательный пункт уже в 60-х годах потерял своё стратегическое значение и был заброшен военными.
Археологи пришли сюда в 1983 году после того как дорожные строители разрыли стены явно древнее, чем зубчатый дот военных наблюдателей времен СССР.
С тех пор каждый год ведутся раскопки на Кара-Тобе. А в 2000 году энтузиасты во главе с Владимиром Агарковым решили создать археологический музей, чтобы сберечь найденное и изученное, а так же показать посетителям новые и старые находки.
Кстати, стены рядом с дотом древние.
Местные жители называют это место по-прежнему Кара-Тобе. Так назвали его еще в средние века татары: «черная шапка», «черная тюбетейка», «черный холм». Его хорошо было видно и на фоне ровной степи, и на фоне морской глади.
Ни много ни мало, а 2400 лет назад за высокими крепостными стенами на Холме (как он тогда назывался — неизвестно) шумела жизнь. Море тогда почти вплотную подходило к нему и с башен крепостной стены хорошо видна была синяя даль. За спиной простиралась не степь, как сегодня, а дубовые леса со зверьем и чистыми быстрыми речками. Греческое население крепости насчитывало, по всей вероятности, несколько сотен человек, часть которых составляла собственно военный гарнизон, часть — их семьи; также жили и трудились в ней ремесленники, мастеровые, торговцы и прочий люд.
Жила эта крепость немало: по предположениям археологов, несколько веков. Мирные дни сменялись разрушительными набегами скифов. Об этом говорят следы пожаров, многочисленные наконечники стрел и копий, а также человеческие останки умерших явно не своей смертью людей. У одной из башен тогда же разыгралась настоящая трагедия: найдено особенно много останков и оружия, видимо, тут произошла решающая битва. У крепости менялись хозяева: то греки, то скифы… Потом пришли понтийцы.В те времена (во II в.д.н.э.) случился на полуострове самый значительный скифский бунт под предводительством царя Скилура. Но царь Понты Митридат VI Евпатор имел весьма внушительную армию: около 400тыс. человек! Для подавления восстания он отправляет из Синопа своего лучшего военачальника Диофанта Синопского с армадой кораблей. Они прибывают к западному побережью Крыма — к Херсонесу. Совершив марш-бросок к столице скифов — Неаполю Скифскому (в черте нынешнего Симферполя), он усмиряет Скилура. Договорившись жить в мире, Диофант с победой отправляется восвояси. Но в следующем году (109 г.д.н.э.) место царя Скилура занимает его сын — Палак. Он молод, воинственен, безрассуден и вовсе не желает делить полуостров с понтийцами. Скифы снова захватывают Керкинитиду (часть нынешней Евпатории), Калос-Лимен (Черноморское), а также окружают Херсонес. Поздняя осень. Не хочется отправлять Митридату войска из Синопа в Таврику, но это просто необходимо, ибо все его западные крепости в осаде, а жители и армия останутся на всю зиму без провианта. И снова приходят в Крым сотни кораблей с хорошо вооруженными и обученными воинами Диофанта. Снимают осаду Херсонеса и отправляются к Керкинитиде. Освобождают и ее, и Прекрасную Гавань (Калос-Лимен). Где-то на побережье, близ глубокой балки готовится решающее сражение между Понтой и скифами с его союзниками росами (царь Тасий). И в который уже раз Диофант подтвердил свою славу опытного и умелого полководца. На три года он остается в Керкинитиде наместником Митридата VI Евпатора. И вот как раз предположительно в те годы он закладывает новую крепость, размещает в ней гарнизон и называет ее Евпаторией в честь своего царя. По сей день спорят археологи, где она могла находиться: то ли под Херсонесом, то ли недалеко от Керкинитоиды, то ли близ Калос-Лимена… Но почему бы ей не быть на нашем «Черном холме» — Кара-Тобе? Тем более что никаких других крепостей в этом месте больше не упоминается… Дело в том, что неподалеку с самых давних времен велась добыча соли, а имея такую большую армию, Митридату нужно было ее еще и прокормить. У скифов покупали хлеб и мясо, ловили рыбу, но и мясо и рыбу нужно было сохранять. Для этого использовали соль (которой, кроме того, успешно торговали). Так что совсем не удивительно было Диофанту именно здесь, близ соляных промыслов, обосновать новый город-крепость.
Через несколько десятилетий после Диофантовых побед скифы все равно захватили весь западный Крым, а их потом вытеснили пришельцы сарматы. За ними пришли римляне и фракийцы: в I-II вв. в крепости на Черном холме уже стоял римский гарнизон (несколько лет назад мальчишки нашли здесь клад римских монет). Потом в IIIв. пришли германцы (готы), окончательно сокрушившие Скифию; за ними на полуостров вторглись узкоглазые гунны (IVв.); с VIв. эти места вместе с крепостью на Холме переходят к Византии, опорный пункт которой располагается, как у Митридата, в самом начале Каламитского залива — в Херсонесе. Как тогда называли крепость? Тоже неизвестно. Так что пока, как видите, больше вопросов, чем ответов. Но раскопки продолжаются, и будут продолжаться еще долго. Хотя уже найдено довольно много предметов древнегреческой усадьбы IV в.д.н.э. (это как раз начало колонизации Крыма греками); древние землянки скифов, остатки более поздних военных греческих укреплений.
Сегодня Кара-Тобе состоит как бы из трех частей:
1). Музея, разместившегося в отремонтированном и облагороженном бывшем КП — в его экспозиции найденные при раскопках предметы старины,
Билеты за посещение музея не дают. Ну и пусть, ведь студентам, работающим на раскопах, на что-то надо скрашивать тяжелую работу крымским вином по вечерам.
Здесь же предлагают за символическую плату купить осколки найденных раритетов со свечей и загадать желание. Чтобы желание сбылось надо свечу зажечь вновь дома.
2). а также наглядное изображение-реконструкция самой крепости, стоявшей когда-то на этом месте.
3).Археологических раскопок, по которым можно побродить и увидеть воочию остатки древних стен и сооружений;
По нему можно судить, что жили скифы не слишком комфортно:
в крыше отверстие для выхода дыма,
крохотное помещение без окон разделено надвое (в одной части ютились люди,
в другой — овцы, козы и другая домашняя живность).
Убранство самое скромное, так же как и одежда — грубая, из шкур.
Потолок из дерева и соломы. Жернов. Полки. Дверь и "петли двери" были такими.
Сотрудники музея мечтают о том, чтобы рядом выросла целая скифская деревушка и любой желающий мог, войдя в нее, как бы перенестись на полторы тысячи лет назад.
А еще можно каждое лето «высаживать диофантово войско» и обыгрывать историческое сражение со скифами. А потом пить «мировую» крымским вином и дивить курортный люд какими-нибудь «скифскими плясками».
Ещё немного о море и пляже в Саки.
Чёрное море оказалось на удивление не грязнее Средиземного или Красного.
Сама вода совсем не соленая. Если и попадала в глаза вода морская, то она не щипала глаза.
Пляж — мелкая галька, а не песок как в Евпатории. В Евпатории море мельче и вода грязнее.
Вообщем, если выбирать отдыхать в Евпатории или в соседних Саки, то выбор мой за последним.
Следующая заметка здесь....http://turbina.ru/authors/acvazul-V2…