02.08.13.
День выдался насыщенный, непростой, но невероятно драйвовый и запоминающийся.
Проснувшись, мы уже четко осознавали, что сегодня будет предпринята еще одна попытка прохода через Буорхаинскую косу. И восточный ветер, включившийся Всевышним ночью на 4-5 часов, и прошедший небольшой караван с ледокольным буксиром вселили надежду.
Быстро позавтракав, начали сниматься со стоянки. Так как стоянку мы себе ранее организовали на отмели в непосредственной близости от косы, то сняться с этой самой отмели было, как всегда, не просто. Старая, уже проверенная двумя годами «кочевых» путешествий традиция гласит: если коч не снимается с мели пятьюдесятью известными способами, то применяется способ полста первый – людская тягловая сила. Итогом, Рогожин и Волобой облачившись в гидрокостюмы достаточно быстро столкнули поочередно оба коча с мели.
Оба экипажа, побросав все и забыв об основной задаче, похватали фотоаппараты, и каждый отщелкал серию «Нерпа и пингвин встретились однажды в море Лаптевых».
Дальше, принимая во внимание некую разреженность льда, мы решили уходить от косы сильно мористее, так как, уже в течение трех дней всячески исследуя и её саму, и карту, и лоцию, понимали, что справится с нагромождениями льда плотно сидящего на мели и найти в этом ледовом хаосе дорожку — просто нереально. В итоге ушли сильно в море, даже несколько дальше, чем линия прошедшего каравана. Также, далее сильно забрались на север, значительно дальше 10-й изобаты, по которой ходят обычно крупнотоннажные суда, пересекли 72 параллель, и, понимая определенный риск, но веря в прогноз и удачу, начали закладывать свой маршрут по очень большой дуге.
Практически все время перехода, капитан «Святителя Николая» Кирилл Савчук простоял на рее впередсмотрящим и выискивая проход во льдах. Льды, надо признаться, нас несколько пугали и напрягали, так как размер, толщина и высота льдин, к северу оказались значительно и всесторонне больше, виденного ранее… Встречались даже небольшие айсберги, некоторые из которых в высоту легко переплевывали наши малогабаритные суденышки.
В удачу верили до последнего, но были готовы и к очередному ледовому тупику, поэтому Кирилл заранее уже афишировал план, в случае неудачи оставаться в районе, докуда дойдем и дальше вставать на якорь у какой-нибудь приличной льдины, и ждать следующих изменений.
Уже практически обогнув и маяк на самой северной оконечности Буорхаинской косы, и даже пройдя её часть, в какой-то момент «коридоры» перестали открываться визуальным наблюдением с реи. Морально были готовы вставать на якорь, но решили отыгрывать все варианты до последнего.
Итогом была первая маленькая, но очень значимая победа! Мы вырвались из ледового плена мыса Буор-хая, прошли, обогнув, Буорхаинскую косу и перешли в Янский залив – большую акваторию дельты реки Яны. Правда, к моменту нашего прихода в Янском заливе также появился лед, притащенный многодневным северо-восточным ветром, но сориентировавшись, мы выбрали относительно свободный от ледовых полей курс на юг – юго-восток.
Дальнейшая задача – снова нагонять график из-за потерянного времени в Тикси и в районе мыса Буор-хая, поэтому, с 22 часов снова встали в привычный распорядок вахт и продолжили свой путь.
Сегодня первый раз Солнце зашло за горизонт, и пусть это было буквально на пять минут, но тем самым и оно дало нам понять, что нужно спешить. Посему, пока погода позволит, будем идти без остановок, чтобы выкроить хотя бы день-два на посещения Большого Ляховского острова в проливе Лаптевых и постараться зайти в село Русское устье на Индигирке.