Этот храм мы увидели издалека,
когда наш путь лежал совсем к другому храму — Св. Вацлава.Мы решили после осмотра собора св. Вацлава побывать у храма св. Горазда.
Храм был закрыт, и мы осмотрели его только снаружи. Прочитали табличку, где была написана информация на трёх языках, в том числе и на русском:
Больше нам ничего не удалось узнать. Я даже не собиралась писать об этом храме, но сегодня мне совершенно случайно в интернете попался материал, посвященный двум замечательным людям, имеющим непосредственное отношение к строительству храма св. Горазда в Оломоуце.
Судьба обоих трагична. Их земной путь пришелся на переломные годы, когда менялись границы государств, менялось мировоззрение людей, менялась даже вера.
Далее я привожу выдержки из большой статьи о русском архитекторе и церковном деятеле Коломацком Всеволоде Владимировиче (Архимандрите Андрее).zarubezhje.narod.ru/av/a_152.…
Один из них — архитектор и строитель храма, Коломацкий Всеволод Владимирович
— родился в 1896 году в селе Саражинцы недалеко от Киева в семье крестьянина и церковного певчего. Был певчим в церковном хоре, посещал церковноприходскую школу в Саражинках, после чего был принят на пятилетнее обучение в Киевско-Подольское духовное училище.В 1911-1914 годах проходил обучение в Киевской духовной семинарии.
Его обучение однако было прервано Первой Мировой войной и объявлением всеобщей мобилизации.
Не попав добровольцем в армию из-за сильной близорукости, Всеволод получает военные знания в Киевском военном училище, после чего ему предоставляется возможность участвовать в боях за свое отечество.
1 января 1916 года становится добровольным членом 127-го пехотного путиловского полка чехословацких легионеров. Так жизненный путь Всеволода Коломацкого в первый раз пересекается с еще не существующей пока Чехословакией.
В боях был неоднократно ранен и получил ряд военных наград: медаль за героизм IV степени, Георгиевский Крест за героизм IV степени, орден святой Анны IV степени, орден святого Станислава III степени, орден святой Анны III степени, орден святого Станислава II степени, орден святой Анны II степени, Георгиевский крест III степени, Чехословацкий военный крест, медали за победы и медали союзников.
Сложная эволюция войны и ее перерождение в войну гражданскую влечет за собой отход чехословацкого легиона из России через Сибирь, Владивосток и Америку на свою родину. Всеволод Коломацкий вступает в ряды белогвардейской армии генерала Деникина. Почти 5 лет жизни в сражениях заканчиваются для Всеволода горьким концом: эвакуация в августе 1920 года из Крыма в Галиополь, который находится на территории современной Турции. Оттуда ему благодаря документам чехословацкого легионера удалось перебраться в Румынию. К сожалению, здешнее правительство на то время не относилось к русским беженцам доброжелательно, грозила репатриация и верная смерть.
При необыкновенных, порой приключенческих обстоятельствах в конечном итоге В. Коломацкий попадает через границу на Подкарпатскую Русь, которая тогда еще была частью Чехословакии. Как бывшему легионеру ему без промедления было предоставлено гражданство республики Чехословакия и в 1922 г. по окончании ускоренных офицерских курсов в г. Кошицe, он становится офицером 119 полевого полка, который располагался в Мукачево.
После обоснования и обустройства в Мукачево Всеволод Коломацкий решается на еще один значительный жизненный шаг: несмотря на то, что он в свои годы был очень талантливым и опытным военным, перед которым открывалась в армии исключительная карьера, связанная в том числе с хорошим денежным содержанием и высоким общественным положением, он решает, вопреки здравому смыслу бренного мира, уйти из армии и стать православным священником.
Его шаг в любом случае означал крутой спуск по социальной лестнице, а с точки зрения внешнего мира — буквально безумие.
В январе 1924 года В. Коломацкий рукоположен в сан диакона, а в последствии и в иерея, и определен на служение в село Русское между Мукачево и Ужгородом.
Условия были характерными для того времени: многочисленная паства, много духовной работы, но никакого денежного вознаграждения и неурядицы с храмом.
Некоторое время длились споры о принадлежности храма, но однажды при св.богослужении, по словам о.Всеволода, при каждении во время пения „Херувимской песни" возникла мысль, построить собственную церковь. Немедленно во время проповеди предлагает это верующим и события начинают набирать ход. Четыре крестьянина из деревни согласны выделить часть своих земельных участков под строительство. После получения всевозможных разрешений и поиска необходимых материалов, может строительство начаться. Сруб готов за 4 дня... Таким образом в 1926 году, появляется первая (деревянная) церковь о. Koломацкого.
Молва о священнике, который даже сам сможет построить церковь, разлетелась по Подкарпатской Руси как молния. Было ясно, что как только отец возвел одну церковь, будет должен строить и следующие. Просьбы поступали одна за другой. Скоро с его помощью были построены и другие церкви в Мукачевской епархии.
Вершиной его трудов на Подкарпатской Руси бесспорно является постройка кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы в Ужгороде, который был одновремеменно посвящен памяти российских солдат павших в боях Первой мировой войны.
Строительство ужгородского собора закончено в 1932 году, в период экономического кризиса, проявления которого на Подкарпатской Руси были очень тяжелыми. Годом позже епископ Горазд обращается к владыке Серафиму с просьбой о командировании отца Коломацкого для постройки церквей в чешской и моравско-слезской епархии.
На протяжении лет с 1934 по 1940 года, благодаря его трудам, возникает на Моравии в Средней Европе неповторимый комплекс православной архитектуры русского стиля.
Отец Коломацкий здесь строит на пустом месте сразу несколько церквей, которые мы можем без преувеличения назвать его воплощенными в материю духовными детьми — он сам выбирал земельный участок, проектировал, составлял бюджет, приобретал материалы, руководил стройкой, непосредственно участвовал в строительстве как рабочий, а также сам или с архиереем водружал крест и освящал церковь.
Постепенно возникают небольшие, но очень изящные церкви в Ржимицах, Худобине, Стременичке у Боусова, Оломоуце, Тржебиче и в Челеховицах на Гане,
Особенно стоит упомянуть кафедральную церковь в Оломоуце. При ее отделке отец Коломацкий упал с подмостков с такой высоты, что очевидцы этого события считали его разбившимся насмерть. Отец однако встал, отряхнул с себя пыль и вновь стал забираться наверх...
Летом 1942 года отец Коломацкий проводил отделку в кафедральном соборе Святых Кирилла и Мефодия в Праге (бывший римско-католический костел святого Карла Боромейского), который епархия епископа Горазда получила в свое распоряжение в 1935 году.
19 июня 1942 года группа чешских парашютистов, направленная из Лондона, совершила успешное покушение на фашистского управляющего протекторатом Чехии и Моравии Рейнхарда Гейдриха. Убежище им предоставили именно в церкви на Реслове улице в Праге. Ни владыка Горазд, ни отец Коломацкий о том ничего не знали.
Тем не менее, после покушения направил епископ Горазд отца по служебным делам в Брно (о. Коломацкий потом весь остаток жизни вспоминал владыку Горазда как своего спасителя). Вскоре, после предательства одного из парашютистов, место убежища раскрыли.
Последствия были трагическими. Владыка Горазд, который о разоблачении места укрытия парашютистов узнал будучи в Берлине во время архиерейского освящения архимандрита Филиппа (Гарднера), священнослужители собора Владимир Петржек и Вацлав Чикл с семьями, староста прихода Ян Сонневенд и многие другие были арестованы и 4 сентября 1942 года в Праге расстреляны. Остальные причастные к этому событию погибли в концентрационных лагерях.
Все священнослужители, включая отца Коломацкого, были отправлены на принудительные работы на предприятия Рейха. Церкви были опечатаны, имущество конфисковано, епархия была административно закрыта, богослужения запрещены.
Так завершился 20 летний миссионерский труд владыки Горазда.
Подробный рассказ об этом человеке можно прочитать в статье, вышедшей в интернет-СМИ "Православие и мир" к 70-летию гибели епископа Горазда pravmir.ru/zhizn-i-smert-svya…
Отец Всеволод Коломацкий был направлен на работы на территорию сегодняшней Польши, недалеко от Вроцлава и единственный из священнослужителей епархии епископа Горазда был досрочно отправлен домой. Причиной тому была непригодность из-за плохого зрения.
Всеволод Коломацкий вернулся в Прагу и стал работать художником-мультипликатором.
Каждую неделю он должен был являться в Гестапо, где подвергался жестоким допросам, его дергали за усы, унижали ...
Конец войны и восстание пражан против оккупантов в мае 1945 года прожил отец согласно своему характеру: на баррикадах. На счастье выжил и сразу же после прихода Красной Армии начал восстанавливать разрушенный кафедральный собор.
30 ноября (13 декабря) 1945 года в Ладомирове архимандритом Саввой (Струве) был пострижен в монахи под именем Андрей — апостола славян. В качестве игумена о. Андрей был на некоторое время назначен предстоятелем Успенской церкви на Ольшанах в Праге, а потом священником во вновь открытой семинарии в Карловых Варах. Когда под давлением государственного аппарата семинария была переведена в Пряшев, то отец Андрей переезжает вместе с ней.
Период с 1947 по 1952 года мы можем обозначить как зенит жизни отца Коломацкого. Его жизнедеятельность является очень многоплановой: он служит как духовное лицо в пряшевской семинарии, преподает на факультете литургику, будучи архимандритом замещает в многочисленных делах архиереев экзархата, а с 1950 года автокефальной церкви, редактирует переиздание Ладомировского „Великого Сборника" и, конечно же, строит церкви. Отчасти, это храмы на Моравии, например, в Кромержиже, где строительство было закончено в 1947 году (кроме этого отец принимал участие в строительстве церквей в Йиглаве, Опатове, Пржерове и позже в Опаве, всего на Моравии 13 церквей), а отчасти — это церкви в восточной Словакии.
Храм Св. Духа в Межилаборцах, сооруженный в период с 1947 по 1950 года, является, наверное, кульминационным строительством отца Андрея. Он был воздвигнут как мемориал российским солдатам, павшим на полях II Мировой войны, прежде всего в боях за близлежащий Дукельский перевал. Кстати, в контрольной комиссии по приемке этого храма почетным председателем был генерал Советского Союза Людвик Свобода, в дальнейшем президент Чехословакии...
Я опускаю часть повествования об этом удивительном человеке и его трудной судьбе.
Вы можете прочитать всё его на сайте zarubezhje.narod.ru/av/a_152.…
Привожу итоговую часть статьи:
"В 1973 году ему довелось за все время с августа 1920 года, в первый и последний раз побывать на Родине, в частности, в Одессе и Москве, конечно же, под тщательным контролем КГБ.
Срок земного пребывания отца Андрея постепенно истекал, но... возможно ли подвести итог этой поразительный жизни?
Его современники подчеркивают, что за ореолом строителя храмов скрывается безмерно тяжелая жизненная история. Отец Андрей прошел тремя войнами, в 24 года должен был покинуть родину, в 31 овдовел, похоронил своих близких, терпел сильную физическую боль (при одном из ранений, была раздроблена бедренная кость и на склоне лет врачи хотели отцу Андрею ампутировать ногу), пережил много горьких моментов и в церковной жизни, преследовала его тайная полиция, чрезвычайно тяжелым крестом был для него его сын Даниил. Количество храмов, в строительстве которых отец Андрей принимал участие, приближается к 90. Полагаю, что это число не имеет аналогий в XX веке.
Он был Божьим Даром от терпящей православной Руси среднеевропейским славянам. Как будто за каждый разрушенный храм в России о. Андрей должен был построить новый за ее пределами. Успел их построить почти столько, сколько лет длилась его жизнь."
Прихожане вспоминают, как 75-летний о. Андрей помогал на стройках. Был веселый, жизнерадостный, никакого следа грусти или горечи. Также был он гениальным рассказчиком. Умел удерживать внимание слушателей в течении 4-6 часов.
О. Андрей был большим знатоком Достоевского и был убежден, что "красота спасет мир". Когда случалось путешествовать вне городских пейзажей всюду видел храмы. Подметил красивую местность и уже рисовал набросок храма. В его мысли были тысячи церквей...
Не мог спокойно видеть разрушающиеся костелы в пограничной области, тотчас в каждом представлял православный храм.
Очень почитал преподобного Серафима Саровского и св. прав. Иоанна Кроншдатского (еще задолго до официальной канонизации добавлял к известной фотографии чудотворца Кроншдатского ореол и дарил верующим). Также первым стал почитать в святости и написал икону владыки Горазда.
О. Андрей был консервативным, глубоко русским человеком, но одновременно умел великодушно открыть сердце людям стоящим во вне, очень тонко чувствовал потребности чешского православного миссионерства.
Отец был островком дореволюционной Руси в Чехословакии, но одновременно гениальным миссионером. Надписи в его храмах всегда на двух языках, церковно-славянском и чешском.
Православный храм в Оломоуце
был построен в 1937-1939 году архитектором Коломацким Всеволодом Владимировичем (1896-1980).О деталях строительства этого храма подробно написано на сайте ruslo.cz/articles/88/
С 1 мая 1937 года отец Коломацкий поселился в Оломоуце, чтобы применить свои знания и богатейший опыт на благо строительства. Неделей позже состоялось очередное собрание прихожан, на котором присутствовал также епископ Горазд. Члены собрания единодушно одобрили предложение освятить новую церковь во имя св. Горазда, ученика св. Мефодия. Как свидетельствуют архивы, этим хотели оценить и труды епископа Горазда, как продолжателя дела св. Мефодия.
Владыка Горазд, в миру Матей Павлик,
родился в 1875 году в Грубей Врбке на южной Моравии в римско-католической семье. Был римско-католическим священником, но по окончанию 1 Мировой войны и возникновения самостоятельной Чехословакии вышел из католической церкви в основанную церковь Чехословакии, которая требовала добровольного соблюдения целибата духовенства, использования родного языка во время богослужений и проведение церковных реформ имеющих православное направление.В 1921 году был в Белграде посвящен в сан епископа митрополитом Антонием Храповицким, которого очень почитал и считал своим духовным советником.
Владыка Горазд стал первым православным епископом на территории Чешских земель со времен изгнания учеников Кирилла и Мефодия в конце 9 столетия.
Для православных Чехов он является возродителем Чешского православия. Был казнен немецко-фашистскими оккупантами в Праге 4 сентября 1942 года.
В воскресенье 5 сентября 1987 года в кафедральном храме святого Горазда в городе Оломоуце при большом стечении народа, в присутствии всех членов Святейшего Синода Православной Церкви Чехословакии во главе с Блаженнейшим митрополитом Дорофеем и архиереев Константинопольского патриархата, Русской и Сербской Православных Церквей, состоялось прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского.
Облачение сщмч. Горазда хранится в Пражском кафедральном соборе свв. Кирилла и Мефодия.
Память святого Горазда празднуется 22 августа/4 сентября. pravoslavie.cz/gorazd.htm
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо, Света, за дополнение.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо, Лена, за ваш комментарий. Действительно, начинаешь уже удивляться, когда видишь таких самоотверженных людей как отец Андрей. И сравниваешь с теми, кто сейчас пытается доказать нам свою приверженность православию.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.