В Рязань мы собирались давно, да всё никак собраться не могли. И, как часто бывает, всё состоялось как-то вдруг. Видимо, иногда не нужно торопить события, а стоит просто дождаться, когда благоприятные обстоятельства сложатся сами собой.
Что мы на тот момент знали о Рязани? Да практически ничего, даже, как оказалось, представляли себе город совсем иначе. Но спроси — тут же выдавали, что там "грибы с глазами, их едят, а они глядят". И казалось мне, что эту прибаутку уж точно знают все. Но выяснилось, во-первых, что как минимум трое моих друзей её вообще не слышали (надо же!). А во-вторых, присказка эта — не просто рифма, а имеет под собой интересную историю. Так уж сложилось, что в своё время ордынцы, совершая набеги на Москву, не миновали и Рязанского княжества, лесистая и плодородная местность которого была богата в том числе и грибами. Местным собирать грибы запрещалось, так вот и становились те "немыми, но глазастыми" стражами — коли помятые да со сбитыми шляпками, считай, прошли чужаки, а значит надо быть настороже. Помнилось ещё, что Рязанская область очень пейзажная даже в самых обыденных местах. Как-то мы "захватили" её по краю, да в дождь ещё попали, а в качестве бонуса — и на двойную радугу... Чудесно проведя день в Константиново и Пощупово, в город прибыли мы уже затемно. Здесь, возле кремля, было сонно, малолюдно и как-то тихо, даже несмотря на не шибко трезвую компанию молодёжи, что собралась на вечернюю гулянку на машинах на площадке у вала. Я уж думала, что теперь так ночами "гулять" не модно, тем более оставляя после себя груду пустых бутылок. Сразу вспомнился белорусский Полоцк, где последний раз я и видела нечто схожее, разве что тару не кидали где попало... Зато была подсветка! Не слишком насыщенная, но достаточная чтобы прогуляться. Местами даже затейливая. Но не всегда работающая, а жаль — идея была отличная! Очень скоро поняли мы причину столь нехарактерной для субботнего вечера тишины в городе. А просто оказались мы хоть и в историческом центре Рязани, но вовсе не в географическом и даже не не в туристическом. Вот так вот! За движухой надо топать на улицу Почтовую, которая как раз и есть центр туристической жизни города, притом до глубокой ночи. Ту вам и достопримы, и старинная архитектура, и рестораны с заведениями, и огоньки нарядные, и люди весёлые. Правда, пока доберёшься сюда, десять раз " в штаны наложишь", ибо пути навигатора воистину неисповедимы. То в заросли кустов направит, то в яму какую норовит засунуть, то на облюбованную алкашами тёмную стройку заведёт... Так что, рекомендуется ознакомиться с картой местности заранее, во избежание недоразумений, так сказать. Но в итоге пресимпатичные вещи увидите. Лучше, конечно, их днём осматривать. Даже подворотни при свете дня как-то симпатичнее и менее угрожающе выглядят. Кстати, найдите на фото дверь:) Даже почтовый ящичек имеется — вот угораздило кого-то в таком доме жить, поди домой возвращаться вечерами всяко боязно. Кстати, на Почтовой площади стоит скульптура былинного героя Евпатия Коловрата. Вот сознаюсь, что как-то долго я воспринимала слова "евпатий-коловратий" едва ли не за ругательство, конечно потом случился ликбез, а теперь вот и визуализация. Будем знать, что он из местных, оказывается. А если обернёмся, то увидим мы с вами некогда белоснежную русалку. Что делает она здесь, на правом берегу бывшего русла реки Лыбедь, давшей название живописному бульвару? В начале 90-х годов прошлого века Рязань принимала у себя всероссийский симпозиум монументалистов, в рамках которого участниками было задумано выполнить ряд уличных скульптур из белого известняка и оставить в дар городу. Создавались они в противовес существующей традиции советских времён, когда чаще на улицах можно было видеть гипсовые изображения пионеров, рабочих и спортсменов. Поэтому по тем временам появление в городе столь неординарных изваяний было воспринято неоднозначно, но, тем не менее, они стали украшением бульвара и посещаемой достопримечательностью. А ещё в Рязани есть цирк, что само по себе и не удивительно — мало ли где его нет... И я бы, не являясь поклонником данного жанра, может и не обратила бы на него внимания кабы не роскошная большая площадь перед ним с замечательными тематическими скульптурами и фонтаном. . Раз уж заговорили о высоком искусстве, то тут самое время вспомнить Рязанский областной театр драмы. Типичное здание, характерное для архитектуры 60-х годов 20 столетия. Вокруг жилые дома, впереди площадь с фонтаном. И снова интереснейшая история "за плечами" (вспомним Калугу). Открылся в 1878 году при содействии Гаврилы Державина, уже к началу 19 века считался одним и передовых в России. Рязанский театр дал путёвку в жизнь таким именам, как Эраст Гарин, Владимир Гиляровский, Анатолий Эфрос. Сцена местного театра не раз видела самих Еромолову, Пельтцер, Грибова, Быстрицкую, Смоктуновского... А мы любовались фонтаном "Маски", который и в дождь был весьма привлекателен. Выполненный из красного гранита, с рассеивающимися струями, в своё время считался весьма оригинальным. И ещё мне очень понравились фонтаны в сквере "Торговые ряды". Вроде бы простые, "зеркальные" (у обоих рядов), но очень гармонично вписывающиеся в окружающий пейзаж. А какие там розы! С каждой поездкой всё больше восхищаюсь розоводами российских городов, которые будто соревнуются друг с другом — у кого краше да наряднее получится. Правда, вот тут тот редкий случай, когда я радуюсь, что интернет пока не умеет передавать запахи. Ибо аромат у сей розы — приторно-удушающий, но визуально очень хороша! Но вернёмся на чуть-чуть к "скульптурной" теме. Вот чего не отнять у рязанцев, так это внимания к памятным историческим событиям. Замечательный белоснежный монумент Сергию Радонежскому, памятные стелы участникам Отечественной войны 1812 года, героям Гражданской войны, памятник советско-польскому братству по оружию (у него, кстати, до недавнего времени был аналог и в Польше), дерево молодожёнов, памятная доска подвигу медицинских работников ВОВ — всё отражение истории и жизни города . В Рязани много и интересной парковой скульптуры, нам даже пришлось выбирать к каким именно съездить. Решили, что обязательно должны увидеть знаменитых Шурика и Лиду. Известные каждому российскому зрителю студенты расположились с учебниками во дворе государственного университета. Правда, в выходные дни подойти близко и присесть рядом не получится — ворота закрыты. Ну и, конечно, уехать не увидев "грибы с глазами" тоже было никак нельзя. "По грибы" идти нужно в Нижний городской сад, где, кстати, можно ещё и погулять — такое атмосферное место с интересным ландшафтом, меняющим то и дело высоту, соединяясь с Верхним. Очень такое подходящее место для романтических фотосессий. Скульптура появилась тут сравнительно недавно — в начале 2000 — х. Занятно, но количество фигур в композиции равняется 12-ти, каждая олицетворяет собой определённый месяц года. Быть может, вы обратили внимание на фото в начале материала у главного гриба блестит носик, а рядом сидит "золотой" лягушонок — сразу понятно что именно нужно потереть на счастье. Кстати, о лягушонке тоже есть своя легенда. Рассказывают, что он притаился в корзине с отборными грибами, которые с гордостью демонстрировал гостям хозяин богатого дома, и выскочил в неурочный момент, напугав и удивив тех. Хозяин не растерялся и вышел из положения, сказав, дескать, а что ж такого — в Рязани, как известно, грибы то с глазами. А чьи уж там глаза — вопрос второй:) Сам парк чистенький, ухоженный, то и дело попадаются скворечники, видимо, сделанные школьниками в рамках какого-нибудь мероприятия, посвященному заботе о птицах. Один мне особо понравился, я подошла его сфотографировать и увидела, что ... это самый настоящий улей! Ну что ж, кто первый встал...как говорится:) Ещё, будете здесь, непременно дойдите до резного терема — архитектурной жемчужины города. Это Летний клуб дворянского собрания Рязани, построенный в "курортном" стиле в 1905 году. Тем временем припустил дождь, навеяв романтическо-меланхоличное настроение. И мы решили переждать его в кафе напротив с уютным названием "Старый парк" ("Старый парк" - атмосферное место в Нижнем городском саду). Интерьер заведения очень пришёлся к настроению, и мы душевно и вкусно посидели под шум дождя и мелодичный негромкий смех пожилых дам, расположившихся на крытой веранде за кофе. Ещё я вам расскажу вот какую историю. А Рязань то, оказывается, родина сахарного леденца-петушка на палочке. Некогда в Рязанской губернии проживал сахаровар Шишков, поставивший тут один из первых свекольно-сахарных заводов в России. Однажды в тех краях были с визитом высокие гости,в числе которых и будущий император Александр II. Вот для них то в дар и изготовил Николай Петрович леденцы без добавления мёда и патоки. Леденцам тем придали форму петушков, тем самым заложив и моду на их форму на долгие годы. Более подробно всё это рассказывают в соответствующем музее, а мы лишь сфотографировались на троне с петушком. А я таки завершу тему городской скульптуры Рязани, которую уж точно нельзя считать более-менее раскрытой без упоминания о памятнике уроженцу Рязанской области Сергею Есенину. Монумент в принципе не приспособлен для ознакомления путём оседлания. Но...некоторых людей это вовсе не смущает, почему-то они совершенно не видят разницы между "сфотографироваться с или на фоне" и "сфотографироваться на нём". Я так и не дождалась момента, когда поток желающих показать миру своё бескультурье иссякнет. Посему, извиняйте, граждание. И стыдитесь, что ли... Если сделать буквально пару шагов в сторону реки, то вы увидите нарядный храм — церковь Спаса Преображения. Яркий представитель русского узорочья, он радует рязанцев с конца 17 века. Поначалу был тут храм деревянный, да погиб в пожаре, второй простоял всего 10 лет и изветшал, вот тогда стольник Иван Вердеревский на свои средства решил отстроить уже каменное здание. Сейчас здесь ведутся службы, а в советское время помещения использовались морской школой ДОСААФ для проведения лекций и занятий. Поскольку стоит церковь на высоком берегу над излучиной Трубежа, то называют её ещё и Спасом-на Яру. Отюда, кстати, хорошо просматривается кремль, куда мы чуть позже вернёмся. А пока давайте не спеша пройдёмся по улицам Рязани. Этот город исключительно располагает к прогулкам. Сентябрь едва подошёл к своему экватору — солнечные лучи то и дело сменялись моросящим дождём. Казалось, будто сама природа ещё не решила — то ли уж оплакивать уходящее лето, то ли умыться перед приходом золотой осени. Но вокруг было чарующе красиво, Рязанская земля снова показывала свою пейзажность, невзирая на городской асфальт, металл ограждений и звуки траснпорта. Ещё вовсю цвели космеи, а пчёлки и не собирались сворачивать своё медовый труд.. Дубы шелестели зелёной листвой и бросались в прохожих желудями. Но грибная пора набирала обороты. Да и липы уже заботливо стелили жёлтым ковром набережную. А внизу всё ещё зазывали путников прокатиться по узкой ленте Трубежа. Голубь задумчиво рассматривал своё отражение в свежей луже. Интересно, жалел ли он тепла или просто печалился о предстоящей зимовке? И вроде лето ещё не сдало своих позиций, позволяя запечатлеть себя привычно зелёным. Но уже потускнели сизые ели и покрепче прижались к чугунным опорам. Клён покрылся первым золотом. В лужах отражалось серое и уже совсем не высокое небо. А проказник ветер играл на мокром асфальте с сорванными листьями. Уж небо осенью дышало... Что-то я совсем в лирику ушла, вот такой вот город. Портрет его будет не полным, если не сказать об архитектуре. И здесь мы наблюдаем некий микс из деревянных и каменных зданий — новых, помпезных, советских, исторических, нарядных и безликих, ухоженных и обветшалых. Но всё это взаимодействует между собой достаточно гармонично, не диссонируя, а располагая невольного зрителя любоваться. Создалось впечатление, что город находится в фазе тотального приведения в порядок, и это обнадёживает. И во всех этих декорациях шла размеренная воскресная жизнь областного центра. Кто-то отдыхал, а кто-то исправно нёс службу. Кто-то рассказывал об истории города. А кто-то живописал её на радость окружающим. Кто-то, видимо, грезил далёкими странами. А кто-то не мог запомнить кого считать совершеннолетним:) Вот ещё интересная история про Рязань. Пошла я выбирать магнитик в коллекцию, вдруг вижу помимо ожидаемых кремля и грибов ещё и мужичка с топором. Оказывается, рязанцев издревле кличут ещё и косопузыми. А почему? Да потому, что славились местные мастера как отменные плотники. И носили они за поясом топоры, отчего живот казался будто набок сдвинутым. Такие вот примечательные моменты. А я бы ещё назвала местных водителей "громкими невтерпёжниками". Ибо по поводу и без истерически сигналили приезжим, друг другу, пешеходам и всему, что движется или стоит. Так что, имейте в виду и не пугайтесь если что.Ну а заканчивать заметку буду тем, с чего на самом деле знакомство с городом началось. Ну и, наверное, не только у нас. Итак, Рязанский кремль. Перебираемся через крепостной ров по Глебовскому мосту. Раньше он был деревянным и вёл к воротам. Сейчас и вместо ворот колокольня, да и мост прочнее. Но есть на месте прежних городских врат прелюбопытная старинная памятная доска, повествующая о том, как выстояла Рязань во время "Крымского смерча", когда войска неприятеля изрядного урона нанесли городам русским да воинам-защитникам. В вольном изложении дело было так. Присылают тогдашнему начальствующему в Рязани окольничему Хабару Симскому депешу от хана — дескать, руки вверх, ворота открыть, ценности сдать.Тот, понятно, возмутился, мол, на каком основании. Хан в ответ — а право имею, вот и справка от Московского князя. А щаз.. подумал Хабар и попросил, так сказать, предъявить документ. Хановы слуги грамоту ему принесли. Он её в руках то повертел да и порвал, посланцев вытолкал и дверь закрыл. Ничего,мол, не знаю. И вообще, идите в ж...пу, гости дорогие, без вас делов полно. И пушкой пальнул на прощание. В итоге ушли войска захватчиков, а Хабара Симского за хитрость и смелость возвысили до боярского звания и всякими почестями осыпали. Я воздержусь от подробного исторического пересказа жизни кремля, ибо есть специальные сайты, где всё подробно расписано, включая и замечательный официальный. Попробую поделиться именно впечатлениями. Касаемо колокольни добавлю только то, что это высотная доминанта кремля (83 метра) и то, что она является уникальной подобной постройкой в России, поскольку как никакая другая строго выдержана в рамках стиля классицизма. Подняться на неё можно, испросив в соборе благословения. Успенский собор, конечно, потрясает. Интуитивно мне захотелось сделать фото из под арки колокольни — так нагляднее становится его мощь. Оказалось, что это это один из популярнейших ракурсов! Перед вами уникальный памятник древнерусского искусства и самый значительный представитель эпохи "нарышкинского" барокко. Собор украшен белокаменной резьбой, не имеющей аналогов. Храм имеет статус кафедрального, здесь проводят службы. Мы долго не могли отойти от него — любовались резными узорами и видами вокруг, очень притягательное место.. Рядом стоит кажущийся совсем небольшим Архангельский собор — памятник архитектуры 15-17 вв. Храм служил в своё время княжеской домовой церковью. Вообще, Рязанский кремль построен очень интересно, там множество стен и переходов. Этим он отдалённо напомнил мне Псковский. Притом он как-то прост для понимания и очень атмосферно благостен. Здесь интересно гулять, а ещё лучше делать это в сопровождении экскурсовода. Я жалею, что мы спланировали время по-другому — молодой человек с таким энтузиазмом и так образно рассказывал своей группе о постройках кремля, что чисто песнь пел! Загляните и в Консисторский корпус (17 в.), на втором этаже которого сохранились фрески, изображающие судебные сцены, что является очень редко встречающимся сюжетом. Неизменно привлекает внимание туристов Дворец Олега. Это самое большое гражданское сооружение кремля и основная историческая экспозиция музея. Поначалу, конечно, кажется, что дворец и правда принадлежал самому князю Олегу, но на самом деле это архиерейские палаты и хозяйственные помещения. Просто возвели это красивое здание на месте, где некогда располагался княжеский двор — вот название и закрепилось как официальное. Давайте остановимся на минутку и у Спасо-Преображенского собора. Посмотрим вблизи на церковный колокол, и пристальнее взглянем на украшение храма — полихромные высокохудожественные изразцы. И вот мы дошли до Спасо-Преображенского монастыря, который находится в кремле, но обнесён своими стенами. Но разве можно пройти мимо золоченых куполов церкви Богоявления... А за ним уже вал и ров. И тут всё как положено — ров глубокий, вал высокий. А зимой с валов на санках катаются... Обязательно нужно увидеть церковь Святого Духа. Храм редкий, двухшатровый с нарядной колоколенкой, построен в 1642 году. Стоит он за кремлевской стеной, но в общий ансамбль входит. Фотографируют его чаще с набережной, а я вот решила сделать панораму из-за стены, зато и дом причта вошёл. Территория Рязанского кремля совсем небольшая, да ещё реставрационные работы и археологические изыскания ведутся. Вроде и оформлена не пышно — лужайки с нечастыми деревьями да несколько простеньких цветников, но вот гуляешь и удовольствие получаешь, и время пролетает как-то незаметно... Кстати, обязательно сходите к хозяйственным постройкам, где раньше располагалась архиерейская кухня, кладовые, кузня, каретный и конюшенный сараи. Подле этих невысоких белых строений цветут пышные высокие кусты космеи и установлены скамьи для отдыха — здесь стоит сфотографироваться на память, очень красиво получается. Вот таким было наше знакомство с Рязанью. Увидели, наконец, и очаровались:) И совсем напоследок ещё одно фото. Помните, на первом снимке материала вид на кремль? Таким он представялется с Трубежной набережной почти от церкви Спаса-на Яру. А сейчас будет наоборот — вид на церковь и Острожный холм от кремля.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: