Ростов-на-Дону развеселил нас еще в Москве, когда мы перед поездкой рассматривали карту этого города. На ней обнаружилось столько улиц с оригинальными названиями, что нам оставалось только подтягивать челюсть. Это ж какими юмористами надо быть, чтобы назвать, например, 49 улиц Линиями с соответствующими номерами? Да-да, зря мы плюемся нашими шестнадцатью Парковыми. Вот, в Ростове-на-Дону, кроме этих сорока девяти Линий, имеются еще 21 улица с названием Улица, шесть Автосборочных переулков, пять Поселковых переулков, три Баррикадных улицы, пять улиц Доватора проезд, шесть Кольцевых улиц и три Круговых. Помимо этого, как мы заметили, ростовчане очень любят давать им всякие романтические имена: в городе есть улицы Благородная, Воздушная, Гармоничная, Добрая, Необычная, Особенная, Славная, Удачная, Долгожданная, Озаренная, Творческая, Поэтичная, Рассветная, Закатная, Чудная, наконец, даже Счастливая, имеются переулки Дивный, Ласковый, Нежный, Приятный, Загадочный, Удобный и Отважный. К космосу жители Ростова тоже не равнодушны. На карте города мы обнаружили улицы Вселенной, Невесомости, Галактическую, Орбитальную, Планетную, Астероидную, переулки Андромеды, Космический, Лунный, Межзвездный, Небесный, Метеорный, Млечный, а до кучи к ним бульвар Млечного Пути. Ну, и, конечно, как же без разных вкусностей? Как вам, например, улицы Абрикосовая, Айвовая, Благодатная, Вересковая, Ежевичная, Земляничная, Клубничная, Персиковая, Витаминная, Жасминовая, Медовая, Мятная, Оливковая, Пшеничная, Хлебная, Урожайная? А переулки Арбузный, Бахчевой, Виноградный, Вишневый, Клюквенный, Облепиховый, Ореховый, Инжирный, Одуванчиковый, Овощной, Салатный и Корневой? Впрочем, улицы Буквенная, Книжная, Вертикальная, Горизонтальная, Волнистая, Колосистая, Пирамидная, Встречная, Знакомая, Крайняя, Средняя, Односторонняя, Открытая, Сезонная, Деловая, Детская, переулки Быстрый, Громкий, Кислородный, Зимний, Знойный, Морозный, Снеговой, Местный, Компактный, Неровный и Ровный нас своими названиями тоже необычайно порадовали. Впрочем, как и улица Греческого Города Волос, которой мы дали заслуженное первое место во всем этом списке! :))
Увы, посетить их все мы не могли даже чисто физически. А потому нашей главной улицей в Ростове-на-Дону стала Большая Садовая, ибо именно на ней скопилась большая часть городских достопримечательностей.
Правда, с Большой Садовой ростовчане тоже зажгли. Это - самая длинная улица в городе, насчитывает почти двести домов, и во многих источниках мне встретилось не просто сравнение ее, допустим, с какой-нибудь улицей Москвы, что было бы вполне обосновано - с той же Тверской, например, или с Ленинским проспектом, - а сравнение со ВСЕЙ Москвой! Да-да, считается, что на ней собрано все то, что разбросано по всей столице: университеты, здания местных властей, музеи, театры, кинотеатры, главный универмаг и прочие заведения. Вот такая мощная улица! :))
Впрочем, это действительно - одна из самых главных улиц города. Она практически целиком отремонтирована и приведена в порядок, здесь можно увидеть красивую архитектуру, например, доходные дома прошлого века. Но нам она больше всего запомнилась памятниками.
Пожалуй, самый важный из всех памятник - это памятник основателям крепости святителя Дмитрия Ростовского, то есть, другими словами, той самой крепости, из которой потом вырос город Ростов-на-Дону.
Памятник являет собой пятерых усатых дядь, а именно - атамана и основателя Темерницкой таможни Данило Ефремова, безымянного казака из личной охраны Данилы Ефремова, первого коменданта крепости Ивана Сомова, управляющего Темерницкой таможни Василия Хастатова и военного инженера, строителя крепости Александра Ригельмана, склонившихся над планом крепости.
Если, кто-то не в курсе, то дело было так. Петр Первый во время своих Азовских походов в самом конце 17 века вместе с армией проходил по донским землям. Ну, и испил водицы из здешнего родника, коий потом назвал Белый Колодезь, да так проникся вкусом воды да окрестностями, что решил основать тут крепость для защиты южных границ Российской империи. Но сразу дело у него не пошло, и только, спустя почти 50 лет его дочь Елизавета Петровна основала вместо крепости Темерницкую таможню для того, чтобы собирать мзду с привозимых сюда по Дону из Турции товаров. Таможню назвали по реке Темерник, которая впадает в Дон на территории нынешнего Ростова, а вскоре рядом появились пристань, пакгауз, карантин и помещение для служащих гарнизона. Сейчас в честь этой самой таможни в Ростове-на-Дону, кстати сказать, есть целых два памятника и оба - на Большой Садовой улице: первый - этакий весьма симпатичный кораблик, рядом с которым любит собираться местная молодежь, дабы испить пивка, второй - Елизавете Петровне с двумя барельефами, посвященными строительствам таможни и будущей крепости.
Так вот. Таможня таможней, а крепость крепостью. Идея о строительстве последней продолжала будоражить умы российских правителей, так как турки и татары своими набегами всех уже заколебали. И в 1760 году ее все-таки решили возвести, что и сделали на месте таможни. Крепости дали имя святителя Дмитрия Ростовского, она была девятилучевой в виде звезды, имела в окружности три с половиной километра, была вооружена 238 орудиями, взять ее было не просто, и сослужила неплохую службу во время русско-турецких войн. А потом Крым присоединили к России, и свое значение крепость утратила. В общем, постепенно крепость растащили "на кирпичи" для строительства жилых домов, и теперь от нее вообще ничего не осталось (правда, на месте, где стояли редуты, имеется нечто вроде щитов).
Но зато отстроили город Ростов, который сначала так и называли, а потом переименовали в Ростов-на-Дону, дабы не путать с Ростовом Великим.
Кстати, видимо, в честь тех самых событий в окрестностях, где находилась крепость, многое говорит о прошлых военных временах. Например, на Пушкинской улице с милейшим пешеходным бульваром посередине, даже урны установили в виде пушек. :)
Но вернемся к памятникам. Неподалеку от памятника основателям крепости стоит совершенно не относящийся к тем делам памятник-фонтан юноши с гуслями. Очень красиво стоит, а все потому, что рядом с ним находится филармония.
Если же пройти еще немного, то можно увидеть девушку с ведром. Это тоже вам не хухры-мухры, а памятник ростовскому водопроводу, проложенному здесь в 1865 году.
Ну, а коли дойти почти совсем до пригородного железнодорожного вокзала, то можно полюбоваться на мужчину с газетой - памятник читателю местной прессы под названием "Вечерний Ростов". Признаться, я не удержалась и решила посмотреть, о чем это он там читает. :))
Также к памятникам, пожалуй, можно отнести два ростовских театра: музыкальный, построенный в виде... рояля с открытой крышкой, и драматический имени Горького - в виде... трактора.
Здание драматического театра возвели еще аж в 1935 году. А как тогда без тракторов? :)) Театр вмещал около 2200 зрителей и считался чуть ли не самым лучшим в стране. В одном из первых спектаклей на его сцену выводили даже целую конницу, а в Лондонском музее истории он на пару с собором Василия Блаженного представлял Россию (впрочем, может, и сейчас представляет, точно сказать не могу, ибо в Лондоне я пока не была). Но во время войны фашисты театр взорвали. А когда его восстановили, то он стал уже не таким, как прежде: в два раза меньше, и, как мне кажется, на трактор уже не особо похож.
Ну, а чтобы закончить с памятниками, расскажу вам еще о нескольких интересных, которые уже, правда, стоят не на Большой Садовой улице, а разбросаны по всему городу. Взять хотя бы речной вокзал. Пришли мы туда в очень туманное время, поэтому даже Дон осмотрели не особенно качественно, ибо противоположный берег банально терялся в дымке.
Но памятников там разглядели аж целых два. Первый - это Михаилу Шолохову, без которого в Ростове совсем никак, так как он родом из здешних мест. Памятник мне не очень понравился: Михаил Александрович выглядит на нем, на мой взгляд, как-то не пропорционально. Тем более, на его лоб не так давно явно садилась какая-то неуважающая писательский труд птица и оставила там свой след.
Второй памятник - жительнице города, но не конкретной, а жительнице в целом. Более оригинальный. Во-первых, если смотреть на памятник сзади, то до самого последнего момента вам будет казаться, что на голову ростовчанка надела шляпу, и только когда вы обойдете его спереди, станет понятно, что это не шляпа, а ее шевелюра. Во-вторых, памятник стоит на клумбе, и там до сих пор - в середине ноября - цветут анютины глазки.
Еще, как ни странно, интересный ростовский памятник - это памятник Кирову. Точнее, сам по себе он вполне обычный, но вот надпись-цитата на нем - это нечто! "...Успехи действительно у нас громадные. Чорт его знает, если по-человечески сказать, так хочется жить и жить..." Как вам? Думаю, памятник возвели явно не позже 1930-х годов. Слово "чорт" на нем написано через букву "о", как было принято тогда, а к тому же, вы можете себе представить, чтобы сейчас это слово кто-то вообще осмелился написать на памятнике? Вот и я нет.
Ну, и в завершении памятник-клумба книге рядом с библиотекой: открытая книга, на страницах которой выросла зеленая травка. Судя по следам на ней, летом тут фигурно высаживают цветы, которые образуют год основания Ростова-на-Дону и год нынешний.
Переходим к другим достопримечательностям. Например, к кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы. Собор весьма впечатляет прежде всего своими немалыми размерами и как будто бы даже исходящим от него светом, что, в принципе, не удивительно, так как сам он белоснежный, а купола покрыты золотом, что и дает этакий эффект. Архитектор сего собора - личность весьма незаурядная, а именно Константин Тон - тот самый, по проекту которого строились храм Христа Спасителя, Большой кремлевский дворец и Оружейная палата в Москве. Внутри Ростовский собор тоже выглядит очень достойно: все в позолоте, светло и красиво. Но вот, что обескураживает, так это факт, что стоит собор посреди рынка.
Да-да, рядом с ним находится официальный ростовский вещевой и продуктовый рынок, коий так разросся, что торговки всякими шмотками стоят уже чуть ли не на территории самого храма.
Можно, как угодно относиться к религии, но все-таки мне кажется, что хоть капля уважения к вере и верующим людям должна быть. Увы, в Ростове с этим сложно. Насколько я знаю, прихожане храма ни раз обращались к местным властям с просьбой перенести рынок, но власти, похоже, с этого что-то имеют, и не чешутся. В результате куполами храма приходится любоваться через "призму" куриных яиц, а к его входу пробираться вдоль рядов, завешанных кожаными куртками и прочим ширпотребом.
Еще одно очень интересное место - это церковь армянского монастыря Сурб-Хач, построенная в самом конце 18 века. Находится она на севере города и добираться до нее из центра на рейсовом транспорте не меньше часа. Но даже, несмотря на короткий световой день, который нам постоянно грозил своим быстрым концом, мы решили съездить туда.
Еще совсем недавно в церкви находился музей русско-армянской дружбы. Сейчас церковь снова сделали действующей, а экспозицию музея перенесли в городской краеведческий. История же о переселении армян в окрестности Ростова-на-Дону весьма интересная. Правда, в краеведческом музее, в который мы потом тоже заходили, придерживаются очень странной политики. Не так давно они получили распоряжение из областного министерства культуры о том, что фотографировать в музее теперь нельзя даже за деньги. Точнее, особо жаждущим туристам разрешается сфотографировать себя на фоне какого-нибудь зала за 50 рублей, а экспонаты - ни-ни! Музейные тетушки сами в шоке от такого распоряжения, ибо, по их словам, деньги на рекламу музея тратятся немеренные, и почему поступил такой запрет из министерства, совершенно не понятно. Ведь младенцу ясно, что фотографируют в основном люди интересующие и часто имеющие выход в интернет, в том числе, в собственные блоги и сайты. А что такое фотографии, размещенные в блогах? Ни что иное, как бесплатная реклама музею. В общем, чиновники, как всегда жгут. А потому о краеведческом музее я даже писать не буду, пусть рекламируют его сами за деньги и дальше, хотя коллекции там очень достойные. А вот о том, как на Дон попали армяне, все-таки расскажу. Армяне не виноваты. :) К тому же, узнав всю историю их переселения, у меня в голове до сих пор не укладывается, как они не обиделись на русских и еще были способны назвать музей при церкви музеем русско-армянской дружбы...
А дело было так. Примерно в 12-13 веках после прихода в Армению турок армяне начали расселяться по миру и появились в Крыму. В то время там базировались в основном татары под руководством местного хана и генуэзцы. С татарами у армян сначала отношения не особо сложились, но не суть. Со временем они пришли в норму, и все зажили более-менее дружно, что продолжалось до 1475 года, когда на Крым напали турки и его захватили, а город Кафу (нынешнюю Феодосию), где жило очень много армян, вообще разграбили. В общем, после этого большинство армян бежало из Крыма, а те, что остались, со временем все-таки смогли восстановить свое влияние в экономической жизни страны, и вместе с греками и грузинами составляли даже немалую часть городского населения в Крыму. Но жить там под турецким началом им было все-таки стремно. В общем, когда в 1774 году после войны России с Турцией, татарское ханство в Крыму признали независимым от Османской империи, армяне сначала возрадовались, а потом снова пригорюнились. Русское правительство возвело на ханский престол в Крыму своего ставленника Шагин-Гирея, но при этом усиленно поползли слухи, что это все временно, и турецкий султан снова готовится к войне с Россией, дабы вытеснить русских из Крыма.
В общем, предложение Екатерины Второй переселить армян из Крыма на Дон пришлось, как нельзя кстати. Конечно, назвать его абсолютно бескорыстным нельзя. Во-первых, Екатерина хотела заселить народом в то время совершенно необжитой донской край, во-вторых, планировала ослабить Крымское ханство, так как большую часть податей там платили как раз армяне. Кстати, узнав о будущем переселении армян хан Шагин-Гирей сильно озлел, но после полученной от Екатерины взятки успокоился и не стал сопротивляться переселению своих бывших подданных. Армянам же (кстати, на Дон, кроме них, еще отправились греки и грузины, то есть, все православные) царица тоже много чего наобещала. Например, компенсировать стоимость всего имущества, которое они оставят в Крыму, выделить жилье и землю, не взимать податей, не брать на военную службу. Но у нас, как всегда, "было чудно на бумаге, но забыли про овраги". Как только армяне перебрались на Дон, ничего из обещанного они не получили. Мало того, переехали они туда к зиме, а зима в тот год выдалась лютая, и многие женщины, старики и дети просто-напросто не выдержали морозов и погибли. Тем не менее, всего на Дон переселилось более 12 с половиной тысяч крымских армян.
Где-то около года они жили вообще не понятно как. Наконец, приняли решение отправить к Екатерине гонца, коий объяснил ей плачевность их положения. Царица поразмыслила и издала новый указ, по которому армянам все-таки предоставили жилье. Новые дома построили примерно в одном месте, неподалеку от ростовской крепости. Так появился город, в котором жили только одни армяне. Назвали город Нахичеван, что значит - Первый привал.
Со временем город разросся, в нем стала процветать торговля и производство, к 1822 году появилось даже 36 заводов, в том числе - водочные, кожевенные, свечные, кирпичные, черепичные, рыбные и шелкомотальные, а за его пределами несколько армянских поселений, где народ занимался сельским хозяйством, садоводством и даже шелководством, для чего вдоль Дона было посажено немало тутовых рощ. Путешественники, приезжавшие на Дон в ту пору, сравнивали экономическое развитие Нахичевана и Ростова, и это сравнение было в пользу первого. В общем, армяне прижились.
В 1838 году Нахичеван переименовали в Нахичеван-на-Дону, чтобы не путать с Нахичеванем, который остался в Закавказье. А ровно через 90 лет присоединили к Ростову-на-Дону, который к тому времени стал уже большим и мощным городом.
Такая вот история. Что же касается церкви Сурб-Хач, то она стоит на берегу реки Темерник, на мой взгляд, сильно отличается от прочей армянской христианской архитектуры, и больше походит на православную церковь, построенную в стиле классицизма.
Хотя кое-какие чисто армянские архитектурные черты мы в ней тоже увидели. Например, фрагменты старой лестницы.
Внутри церковь более чем скромна, но это и понятно, учитывая то, что из нее только недавно убрали музей.
Рядом же с ней установлен знак в честь русско-армянской дружбы (причем, установили его именно армяне) и несколько памятников разным армянским деятелям. Правда, кому именно, осталось для нас тайной, ибо все подписи на них были сделаны на армянском языке.
После осмотра Сурб-Хач мы снова вернулись на Большую Садовую улицу и посетили еще две ростовских "изюминки". Не поверите, но первой из них был... туалет. Да-да, муниципальный, не особо ухоженный туалет на перекрестке с Газетным переулком по десять рублей за вход с человека. Почему же я назвала его "изюминкой"? А все дело в том, что раньше здесь располагалось... кафе. И кафе не простое, а артистическое под названием "Подвал поэтов". Процветало оно в 1920 годов, его стены были расписаны местными художниками, а внутри даже существовала сцена, на которой ставились спектакли, выступали разные поэты, актеры и заезжие литераторы. Из известных лиц здесь были драматург Евгений Шварц - тот самый, который написал "Сказку о потерянном времени" (я от нее в детстве чуть ли не кипятком писала) и поэт Велимир Хлебников. Потом кафе закрыли. Кому же и почему приспичило открыть в нем туалет, мне сказать сложно, но случилось это вовсе не сразу, не в воинственные 1920-1930 годы, когда все ломать, крушить и переделывать было модно, а аж в 1980! Правда, в 1988 году здесь попытались провести выставку авангардных картин, но она вызвала скандал. А туалет постепенно пришел в упадок и сейчас вообще ничем не выделяется.
Хотя между мужским и женским отделениями нынче открыли бар "На Газетном". Мы в него не заходили, но говорят, что атмосфера в нем как раз очень даже артистическая.
Вторая "изюминка" - это подземные переходы на перекрестках Большой Садовой с проспектами. Впервые информацию об этих переходах мы, кстати, нашли здесь, на Турбине.
В 1970-х годах стены в этих переходах выложили мозаикой. И какой!!! Мы осмотрели два. В одном мозаика раскрывала тему детства и взросления. Сначала можно было восхититься панно, где была запечатлена выписка мамы и ее мелкого из роддома. Затем - поход этого мелкого в детский сад. Потом - первая школьная линейка. Дальше - класс с партами и ученик средней школы, решающий задачку на доске. А в конце - школьный выпускной бал.
Другая мозаика рассказывала о боях во время Великой Отечественной. Это было огромное общее панно во всю длину перехода (в несколько десятков метров), где солдаты шли в бой, командир с красным знаменем звал: "В атаку!", горел фашистский танк...
Если бы у нас было времени побольше, то мы бы, конечно, осмотрели все ростовские переходы, ибо в каждом из них - своя тематика мозаики. Говорят, что в каком-то есть даже портрет шолоховской Аксиньи. В общем, замечательные идея и исполнение. Жаль, что новых таких красивых переходов больше не строят, даже несмотря на то, что современный Ростов-на-Дону местные жители (а, может, и не только они) считают третьей столицей России.
Правда, к статусу столицы обычно добавляют географическую привязку - южная. И с этим нельзя не согласиться. Ростов - город-миллионник, в котором работает не один десяток прибыльных предприятий: только Ростсельмаш с его комбайнами в прошлом году получил больше 15 миллиардов рублей выручки. А еще есть Роствертол - производитель вертолетов, ОАО "Горизонт" - производитель навигационных станций и прочих приборов, Легмаш - производитель оборудования для легкой промышленности, Ростпродмаш - того же для пищевкусовой промышленности, Тритарт - лидер в области автоматизации и электроснабжения технологических процессов, Золотой Колос - занимающийся производством и продажей кондитерских изделий, Донской табак - крупнейший в России производитель сигарет. И куча разных других. Цены в Ростове-на-Дону не многим ниже московских. А на продукты питания и на "посидеть в кафе" - точно такие же.
Транспорта в городе невообразимо много, и часто приходится постоять в нехилых пробках, прежде чем добраться куда-либо. Например, мы как-то вечером всего лишь несколько километров по Большой Садовой ехали на автобусе не меньше получаса. Чем вам, спрашивается, не Москва? Правда, от родимой столицы Ростов-на-Дону все-таки пока отличает то, что частный транспорт здесь представлен не только крутыми иномарками. В Ростове еще можно встретить "Жигули", а иногда даже "Москвичей" и "ушастых" "Запорожцев". Но, в целом, это дела не меняет.
Признаться, на нас с Антоном, промотавшихся по городу целый день, Ростов-на-Дону произвел не лучшее впечатление. Типичный большой промышленный город, пусть с парками и скверами, но все равно с ужасной при этом экологией и с привычной столичной суетой. Лично я подустала от всего этого и в Москве. А, кроме того, в Ростове нас все-таки очень удивил факт этакой неблагоустроенности. Да, центр города во многих местах довели до ума. Но стоит свернуть с центральных улиц в сторону, и перед вашими очами предстанут обшарпанные стены домов, граффити, битый асфальт, грязь и лужи. Почему так, честно говоря, не совсем понятно. Как я уже заметила выше, в Ростове немало прибыльных предприятий и, казалось бы, деньги в городском бюджете должны быть. В общем, вопрос: куда их девает местная власть? - для нас так и остался риторическим.