В Ростове Великом мы были всего несколько часов проездом из Москвы в Ярославль. Стоит этот ладно скроенный красавец на берегу сказочного озера с волнующим и таинственным названием «Неро», больше подходящим для какой-нибудь эльфийской, но никак не российской карты.
Любителям эффектных фотографий подскажу, что лучшие виды Ростова можно снять именно с противоположного берега Неро, особенно рано утром, когда над водой клубится крепко сбитый, словно жирные сливки, туман. Вот только у меня-то таких снимков, по понятным причинам, не будет. Кстати, некоторые исследователи считают, что именно Неро скрыло под своими водами легендарный град Китеж. Также Неро населено русалками и жар-рыбами, пылающими под водой так же как жар-птицы на земле. А если вы всего этого во время поездки в Ростов не видели, значит вам просто не повезло.
Когда начинаешь интересоваться Ростовом более-менее серьезно, из глубин истории, словно со дна легендарного озера, всплывает огромный пласт не очень хорошо нам известной дохристианской культуры. Ведь основан Ростов был фино-угорским племенем меря. И хотя в летописи город впервые упоминается в 862 г., тут любому понятно, что определенное количество лет наш красавчик себе без зазрения совести скостил.
Столица мерян, стоявшая в этом месте в VII-XIII вв., называлась Сарским городищем. Знающие люди до сих пор могут показать место в излучине реки Сары в 15 км к югу от современного Ростова, где стоял это город. Меря были язычниками, поклонялись священным рощам и священным синим камням. Один такой камень по сей день можно увидеть на берегу Плещеева озера, куда он попал с Ярилиной плеши, переименованной ныне в честь Александра Невского в Александровскую гору и считающуюся одним из российских «мест силы». Камни эти в дождь меняют свой цвет с серого на синий. Такого же цвета, согласно фино-карельской мифологии, была накидка Укко, верховного божества-громовержца, повелителя грозы, хозяина неба и дождей. Бесстрастная же наука говорит, что цвет священных камней меняется из-за того, что в дождь происходит преломление и отражение света от поверхности биотита и кварца, из которых состоят такие камни.
Версия про то, что сам Укко-громовержец в дождь накрывает эти камни своей накидкой, лично мне нравится больше. Что касается того, скрыто ли в этих камнях какое-то волшебство или нет, решайте сами. Однако есть достоверные сведения, что в 1788 г. камень с Плещеева озера решили положить в фундамент строящейся церкви. Однако телега с камнем ушла под лед озера примерно на 1,5 м, а через 70 лет 12-тонный камень «всплыл» на берег немного севернее мест своего «утопления».
Вот на этом сайте я вычитала, что именно меря изобрели «русскую» печь, делали прекрасные повозки-таратайки, умели варить ржаное пиво, брагу и медовуху «пуре», память о которой хранится в странных для русского уха названиям деревни Пурешки, села Пурех и реки Пурешок. Даже происхождение названия Москва трактуется здесь как производное от мерянского «моска» — конопля, что, конечно, весьма спорно, но так много делает понятным в жизни моего родного города.
Удивительно, что несколько веков здесь вполне мирно уживались сразу два города, два мир, две параллельные реальности и два совершенно разных взгляда на жизнь. Меряне-язычники жили в своем Сарском городище, а параллельно рос княжеский христианский Ростов. Даже в XII в. в Ростове всё еще существовали два конца — Чудской с языческими капищами и Русский с христианскими церквями.
Однако вернемся в современный Ростов. Количество его жителей исчисляется смешной для Москвы цифрой в тридцать одну тысячу человек. Что интересно, зовутся обитатели Ростова ростовцами, а вовсе не ростовчанами, которые живут на Дону. Говорят ростовцы с замечательным окающим говором, а свою знаменитую финифть «ударяют» на первый слов, от чего получается это слово особенно красивым.
На 31 000 ростовцев приходится целых 326 памятников, треть из которых входит в перечень памятников федерального значения. Поэтому приехать сюда лучше как минимум на все выходные. Мы же проскочили этот чудесный городок «по касательной», успев посмотреть только Кремль и немного покататься по улочкам вокруг.
Улочки на меня произвели самое хорошее впечатление – чистенькие, симпатичные, уютные, с крепкими купеческими домами в нарядных наличниках. Этакий удивительно опрятный, зеленый уездный город с роскошными торговыми рядами и яркими вывесками. А торговые ряды, между прочим, до сих пор исправно служат городу по прямому назначению.
Что касается Кремля, который на самом деле и не Кремль, то есть не крепость, а Митрополичий или Архиерейский Двор, то его я могу охарактеризовать эпитетом «великолепный».
Кремль, безусловно, главный туристический объект Ростова. Удивительно, но когда в 1787 г. митрополит переехал в Ярославль, всю эту роскошь фактически забросили и лишь в 1883 г. здесь догадались открыть музей. Вход на территорию платный – 50 р. Для посещения отдельных памятников и выставок нужно покупать свои билеты или единый на все за 550 р. Мы при такой системе немного запутались и в итоге посмотрели следующее:
— переходы по стенам кремля с видом на озеро Неро (интерьеры храмов Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на сенях), Белая палата («Музей церковных древностей»), Сени Белой палаты – 120 рублей. Этот билет советую купить обязательно.
— смотровая площадка на Водяной башне — 120 рублей. Надо сходить!
— музей финифти – 100 рублей. В обязательном порядке советовать не буду.
В итоге «набор» взрослых билетов потянул на 390 рублей. Подробнее о том, что есть в Кремле и сколько стоит смотрите на Сайте Кремля План Кремля есть у меня в фотографиях.
Но даже при варианте «лайт» за 50 р. здесь можно увидеть много интересного. Основной ансамбль Кремля, который сохранился до нашего времени, относится к 1670-1683 гг. и сейчас разделен на три части: Архиерейский двор, Соборная площадь и Митрополичий сад. Кремль обнесен достаточно высокими, но «декоративными» стенами.
Дополнительным украшением Архиерейского двора служит небольшой пруд с утками, которые с удовольствием примут в дар любое угощение.
Осмотревшись на дворе, мы полезли на Водяную башню, чтобы как следует рассмотреть окрестности. Вон туда, на самый верх, где оборудована смотровая площадка.
Внутри сначала достаточно узкий проход, а потом несколько лестниц.
Зато с площадки все окрестности видны как на ладони.
Дальше отправились по стенам и переходам. Начали с настоящей жемчужины — церкви Спаса на Сенях. Построили это чудо в 1675 г. как домовую церковь архиереев. Тогда же церковь была расписана. Удивительно здесь все – восьмискатная крыша, вход через широкое гульбище, высоченный подклет, разделенное золотыми столбами и аркадой пространство внутри и, конечно, потрясающие росписи.
Сюжеты росписей, естественно, библейские. В барабане – шесть архангелов с зерцалами и пророки со свитками пророчеств. На парусах – евангелисты. На сводах и в люнетах — основные евангельские события. Стены покрыты росписями в шесть неодинаковых ярусов, на которых рассказывается о земной жизни Христа и изображены различные библейские притчи. На двух верхних яруса расположился цикл Страстей Христовых. Нижний ярус росписей выполнен в виде затейливых цветочных орнаментов. На восточной стене помещен иконостас. Всю западную стену занимает великолепная роспись Страшный суд. Неподготовленному человеку трудно прочесть все, зашифрованные в этой росписи смыслы, поэтому перед поездкой лучше почитать что-то самостоятельно, или найти хорошего экскурсовода, потому что на самом деле на стене ростовской церкви изображена удивительная история, в которой смешались в единый сюжет самые разные персонажи, народы, символы и даже зашифрована история опального патриарха Никона. И чтобы всё это прочитать, неплохо было бы, чтобы кто-то рассказал, почему здесь и люди в голландских костюмах, и в тюрбанах, и в белых саванах, почему часть персонажей изображена с голубой кожей, а также помог разобрать множество других тайных шифров.
Вообще на стенах этой церкви много удивительного. Посмотрите, хотя бы, вот на этого русского князя, сидящего по-турецки в великолепных доспехах и роскошных шальварах у ног Христа.
Продолжается экскурсия по стенам в церкви Иоанна Богослова. Она была построена в 1683 г. и стала блестящим завершением кремлевского ансамбля. Специалисты называют её самым совершенным архитектурным творением Ростова, в чьем облике воплотились стройные силуэты, безукоризненные пропорции, изящная обработка фасадов и совершенные внутренние росписи.
Внутри эта церковь и все, ведущие к ней галереи, полностью покрыты фресками. Краски у них сочные и яркие, сюжеты затейливые.
За свою историю этот великолепный храм очень сильно страдал и от людей, и от стихии. Он перенес несколько пожаров, несколько раз страдал от ураганов, уже в конце XVIII в. был оставлен без богослужений и использовался под винные и соляные склады. В 1807 г. церковь по решению Синода и вовсе решили разобрать и храм сохранился только благодаря усилиям городской общины.
К счастью, сейчас эту церковь полностью отреставрировал, восстановили многоскатное покрытие крыши и первоначальную форму фланкирующих башен, заложили проломные ворота в западной кремлевской стене и открыты проемы ворот под церковью.
Об истории реставрации Ростовского Кремля рассказывает экспозиция, устроенная прямо в галереях. Но для нас это место, прежде всего, связано со знаменитым фильмом «Иван Васильевич меняет профессию. Ведь именно в этих нишах скрывался от преследователей и.о. царя товарищ Бунша.
А по эти переходам бежал Милославский.
Кстати, отсюда открывается шикарный вид на Митрополичий двор и Красные палаты.
Дальше мы пройдем над Святыми воротами, соединяющими Митрополичий и Соборный дворы. Здесь с 1670 года стоит церковь Воскресения. К ней также ведет галерея с фресками и удивительная разноцветная дверь.
Внутри церковь также полностью покрыта росписями XVII в.
На улицу мы выйдем через Белую столовую палату, построено 1675 г. Сейчас здесь Музей церковных древностей и выставка "Русский быт и русские напитки". В экспозиции можно посмотреть обстановку XVII в., столовую утварь и удивительную резьбу по дереву.
Резьба заслуживает особого внимание. Посмотрите на эти лукавые, хитрые лица. Они много говорят о ростовском характере.
Не даром даже, пожалуй самый знаменитый уроженец Ростова, Алеша Попович, прославился больше не силой и удалью, а смекалкой, хитростью, хвастовством да лукавством, которые, впрочем, и сделали его одним из главных былинных русских героев.
Вот и эти лица не так просты. Тут и хитринка, и лукавство, и недоверие. Даром, что нимбы над головами.
А еще в музее есть потрясающая статуя сына Божьего, который просто по-человечески устал.
Напоследок нам остался Музей финифти. Помысел этот существует только в Ростове. Кроме музея в Кремле, есть также музей собственно при фабрике, но туда мы не доехали. Что касается кремлевского музея, то экспозиция там, конечно, достойная, но я такие музеи просто не люблю, как, впрочем, и саму финифть.
Кроме этого фотографии у меня там не получились, поэтому, решая вопрос о том, идти сюда или нет, на меня не ориентируйтесь.
Вот и все. Теперь остается только зайти в сувенирный магазинчик, расположенный в Доме на погребах. Здесь же находится кафе и гостиница.