После захвата острова Родос в 1522 году Османской империи христианам было запрещено жить в Старом городе, они все были выселены за его пределы. В Старом городе можно было жить только туркам и евреям. Причём западная часть была населена турками, а восточная часть — преимущественно евреями и поэтому получила название Еврейского квартала. Сейчас в бывшем еврейском квартале находится синагога Самая старая синагога Греции, церковь Богородицы Бурго Храм, где дети играют в футбол ,
церковь святого Пантелеймона Храм, таможня, полицейский участок и снова храм , рыцарские гостевые покои Святой Екатерины .
Первые упоминания об евреях на Родосе относятся к 142 году до н.э. Частенько бывал на острове царь Иудеи Ирод I Великий (около 74—73 гг. до н. э. — 4 до н. э.), жертвовавший на строительство различных зданий на острове. К моменту прибытия в 1280 году переселенцев сефардов из Испании на острове насчитывалось несколько сотен евреев.
Нелояльная политика к еврейскому населению со стороны госпитальеров, правивших на острове с 1309 года, закончилась изданием указа Великого Магистра ордена Пьера д’Обюссона (1423 — 1503) о том, что все евреи Родоса должны креститься или покинуть остров в течение 50 дней. Часть евреев стало католиками, но большинство уехало в Ниццу. Через двадцать лет, после захвата острова турками, началось обратное движение. Кроме того на Родос начали переселяться сефарды из Салоник, Измира, Стамбула и Иерусалима. С времен господства госпитальеров на острове остались евреи, которые использовались при строительстве укреплений города.
Существует предание, что захвативший остров турецкий султан Сулейман Великолепный освободил евреев Родос от налогов на сто лет.
С 1522 по 1839 год евреи Родоса, впрочем как и христиане, имели юридический статус зимми, который предусматривал право на жизнь, собственность и свободу вероисповедания ( запрещая строить новые культовые здания). При этом должен был платиться особый подушный налог, запрещено было вступать в брак с мусульманками и владеть рабами-мусульманами, а также предписывалось ношение особой одежды или отличительных знаков. Зимми не имели права владеть оружием, служить в армии и ездить на лошади. Евреи Родоса пользовались административной и судебной автономией (правда только по гражданским делам).
В конце 1839 года статус зимми был упразднён. Турецкие власти гарантировали евреям Родоса личную безопасность, свободу вероисповедания и экономической деятельности. К началу двадцатого века в Родосе было 6 синагог, численность еврейского населения составляла около 3 600 человек.
Богатых было не много, поэтому бедняки начали уезжать на рубеже XIX и XX веков в поисках лучшей доли в Египет, США, африканские страны Родезию (ныне Зимбабве и Замбия) и Бельгийское Конго (ныне Демократическая Республика Конго), страны Южной Америки. В годы первой мировой войны и греко-турецкой войны 1918– 1923 годов из Турции, Греции и Болгарии на Родос переселилось несколько сот евреев.
Хотя итальянцы не жаловали еврейскую общину острова, но репрессии ограничивались депортацией за пределы острова, а также добровольной эмиграцией людей от ужасов войны, когда остров подвергался налетам союзной авиации антигитлеровской коалиции. Очень много пострадало жилых помещений в Старом городе. Центральная площадь Еврейского квартала, площадь Еврейских мучеников (Plateia ton Martiron Evreon), была создана на месте разрушенных во время второй мировой войны зданий.
Сейчас на площади работают ресторанчики,
люди гуляют по торговым улочкам, умываются в фонтане, изображающем морского конька, и любуются попугаями. Как будто не было войны, налётов авиации и жестокости нацистов. Тишина, спокойствие и благоденствие.Когда итальянцы капитулировали в 1943 году перед союзниками в Италии, это не означало, что Родос также капитулировал. Просто немецкие войска сменили итальянцев. Своих бывших союзников немцы не пожалели, многие итальянцы были расстреляны , в том числе на острове Кос , входящем в Додеканесский архипелаг, или отправлены в концентрационные лагеря.
Чёрные дни наступили и для еврейского населения острова Родос. 23 июля 1944 года с острова было депортировано 1673 евреев. Сначала их путь лежал в материковую Грецию, а оттуда в Освенцим и трудовые лагеря. 42 еврейских семьи (около 200 человек) были спасены генеральным консулом Турции на Родосе Селахаттином Улькуменом (Selahattin Ülkümen, 1914-2003). Официально Турция являлась нейтральной страной. Когда 19 июля 1944 года гестапо потребовало сбора всего еврейского населения для последующей депортации — вмешался Улькумен. Он заявил, что депортация граждан Турции и их родственников будет грозить Германии огромным международным скандалом. Турция поставляла Германии шерсть, кожу, продовольствие, а самое главное — хромовую руду, в которой остро нуждалась немецкая военная промышленность. Военный комендант острова, командир штурмовой дивизии "Родос", генерал-лейтенант Ульрих Клеман (Ulrich Kleemann, 1892 -1963) не стал спорить с турецким дипломатом. Селахаттин Улькумен прожил долгую жизнь, а вот его беременная жена погибла во время немецких бомбёжек после того как Родос оккупировали британские войска.
Из депортированных евреев выжил лишь 151 человек, да и оставшиеся в живых не рвались возвращаться на остров. В 1947 года на Родосе жило чуть более 50 евреев. Кто знает, может среди 135 греческих евреев, взорвавших два крематория в Освенциме и затем погибших от рук эсэсовцев, были евреи с Родоса...
На площади Еврейских мучеников в 2002 году был установлен памятник в память о депортированных евреях островов Родос и Кос.