173 материалa по 95 объектам, 2 318 фотографий
- GPS
- Греция, Ippoton, Rodos 851 00, Greece
- +30 2241 365270
Лаокоон и его сыновья
Доподлинно известно, что это копия, сделанная в Италии со скульптуры, хранящейся в музее Пия-Клемента в Ватикане.
На самом деле это своеобразный кам-бэк ((англ. to come back — вернуться), хотя началось всё в древнем Пергаме, где, если верить легендам, был изобретён пергамент. В 200 году до н.э. в Пергаме была изготовлена скульптура Лаокоона и его сыновей. И мы могли бы гадать да рядить, как выглядела эта скульптура, если бы не три скульптора с острова Родос, которые смогли, не мешая, а помогая друг другу, создать мраморную копию бронзовой скульптуры из Пергама во второй половине I века до н. э.
Их имена сохранились в истории благодаря Плинию Старшему, который в обзоре о греческой и римской каменной скульптуре в своей энциклопедии природных и искусственных предметов и явлений "Есте́ственная исто́рия" (лат. Naturalis historia), составленной примерно в 77 году н. э. и посвящённой римскому императору Титу рассказывал: ".... в случае нескольких работ очень высокого качества, количество художников, которые были наняты на них, оказалось значительным препятствием для славы каждого из них, и ни один человек не смог завоевать всю заслугу, и это невозможно присуждать его в должной пропорции с именами нескольких художников вместе взятых. Так обстоит дело с Лаокооном, например, во дворце Императора Тита, работа, которую можно рассматривать как предпочтительную по сравнению с любым другим произведением искусства живописи или [бронзовых] скульптур. Он вылеплен из единого блока, как главной фигуры, так и детей, и змей с их чудесными складками. Эта группа была сделана в согласии тремя самыми выдающимися художниками, Agesander, Polydorus и Athenodorus, уроженцами Родоса."
Лаокоонт или Лаокоон (др.-греч. Λᾱοκόων) — в греческой мифологии жрец бога Аполлона в городе Трое. Как часто бывает в древнегреческих мифах, существую разные варианты событий, связанных с Лаокооном и его сыновьями. Суть в том, что Лаокоон во время Троянской войны предостерегал сограждан от втаскивания Троянского коня. По одной из версий он даже бросил в Тоянского коня копьём. Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта.
Одна из версий, где змеи душат Лаокоона и его сыновей, отражена в скульптуре.
14 января 1506 года в винограднике на Эсквилине горожанина Феличе де Фредис на холме Оппий, под руинами бань Тита при уборке подвалов на глубине около шести локтей была обнаружена огромная скульптура. Феличе так гордился находкой, что даже на надгробной доске выбил эпитафии, рассказывающую о знаменитой находке.
Выглядела скульптура совсем не так, как современная. Впервые скульптурную группу зарисовал итальянский гравер северной Италии, работавшим приблизительно в период с 1490 по 1519 года, Антонио да Брешиа (Giovanni Antonio da Brescia ) в 1506-1508 годах. Его рисунок показывает, что группа была найдена в хорошем состоянии. Отсутствовали правые руки отца и младшего сына, правая кисть старшего сына, а также некоторые кольца змей.
Феличе де Фредис продал эту скульптуру папе Юлию I (1443 — 1513)I. Но прежде чем приобрести скульптуру, папа прислал на место находки скульптора Микеланджело Буонарроти (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 1475-1564) и архитектора Джулиано да Сангалло (итал. Giuliano da Sangallo; рождённый как Джулиано Джамберти (итал. Giuliano Giamberti), около 1445 -1516), который взял с собой маленького сына Франческо да Сангалло (Francesco da Sangallo , 1494–1576), который в письме, написанном в 1567 году расскажет о момента опознания скульптуры. Его отец сказал: "Это Лаокоон, о котором упоминает Плиний." Так, благодаря мнению одного человека, был опознана скульптура. Кстати, Микеланджело тогда же установил, что скульптура была сделана не из одного куска камня.
Скульптурная группа много раз подвергалась реставрациям. Появились руки у скульптур, при этом время от времени менялись их конфигурации.
Частичный вид на двор Бельведера (Cortile del Belvedere) с Лаокооном. Раскрашенная вручную гравюра Луи Дюкро и Джованни Вольпато, 1787—1792 гг. На этой гравюре мы видим Лаокоона, реставрированного Корнаккини. Следует отметить, что правая рука младшего сына, как и рука отца, поднята вверх. Фото: Grand Tour.(из Интернета)
В июле 1798 года "Лаокоон" увезён в Париж и помещён в Центральный музей искусств, открывшийся 9 ноября 1800 года.
В октябре 1815 года после поражения Наполеона при Ватерлоо "Лаокоон" отправляется из Парижа домой, 4 января 1816 года он снова в Ватикане.
Сделанная в конце XIX в. фотография Лаокоона с реставрацией Кановы: правая рука отца реставрирована Монторсоли, правая рука сына — Корнаккини.
Фото: Джеймс Андерсон. (из Интернета)
Археолог, торговец произведениями искусства и директор Музея Барракко в Риме Людвиг Поллак (Ludvig Pollak, 1898 — 1943) нашел обломок руки в 1903 году в мастерской каменотёса вблизи старого места находки и опубликовал сообщение об этом в 1905 году. Рука видимо отломалась тогда, когда группа была снята с постамента на Родосе и совершала путешествие в Рим, затем крепилась к скульпуре при помощи бронзового штифта. Поллак передал руку в музей Ватикана.
В 1957 году музей решил, что эта рука — согнутая, как предположил Микеланджело, — изначально принадлежал этому Лаокоону, и заменил ее. В 1980-х годах статуя была демонтирована и снова собрана, опять же с включенной рукой Поллака. Восстановленные части детских рук и кистей были удалены.
Статуя в Родосе — итальянская копия с последними изменениями.
Источники: 1). Бернард Фришер "АННОТИРОВАННАЯ ХРОНОЛОГИЯ СКУЛЬПТУРНОЙ ГРУППЫ «ЛАОКООН» ( ancientrome.ru/publik/article…)
2). Лакоон и его сыновья (en.wikipedia.org/wiki/Laocoön…)
- Адрес:
Греция, остров Родос, г. Родос
Дешёвый ✈️ по направлению Родос, остров Родос
- 3 апр 2019, 10:52удалить
- 3 апр 2019, 11:08удалитьВиктор, спасибо за столь объемную информацию.
Впервые я увидела эту композицию у нас в Летнем саду Ленинграда, и была сильно поражена ею,также как и Похищением сабинянок.
Они долго не шли у меня из ума, будоража рассказом учителя.
Вы одновременно и всколыхнули их, и придали новый виток осмысливания! - 3 апр 2019, 11:30удалить
Hanyaнаписала 3 апреля в 12:08
Виктор, спасибо за столь объемную информацию.
Впервые я увидела эту композицию у нас в Летнем саду Ленинграда, и была сильно поражена ею,также как и Похищением сабинянок.
Они долго не шли у меня из ума, будоража рассказом учителя.
Вы одновременно и всколыхнули их, и придали новый виток осмысливания!
Всегда рад, когда материалы бодрят и заставляют думать. Спасибо, Татьяна!