Замок Юссе, возвышающийся на краю леса Шинон, построен на месте древнего поселения, о чем свидетельствуют галло-римские захоронения, обнаруженные в окрестностях. В VI веке на этом месте была воздвигнута крепость Юссэрум. Только пройдя ее можно было попасть в Тур или Шинон.
В начале XI века все еще деревянной крепостью владел жестокий и кровожадный викинг по имени Гуэлден. За пытки и мучения, которые терпели здесь его пленники, он даже получил устрашающее прозвище Дьявол Сомюра.
Так начинается практически каждое описание замка Юссе. Мне отчего-то захотелось узнать нечто большее о «жестоком и кровожадном», и тут я немедленно уткнулся в какую-то обескураживающую пустоту. Не то чтобы она была полная и непролазная; то тут то там в ней появлялись островки информации, но и они являлись либо недозревшим плодом чьей-то буйной фантазии, либо бездумной копией плода чьей-то буйной фантазии. Одни ограничивались простым упоминанием имени, другие развивали свои мысли на тему жестокости, а самые оголтелые даже отнесли заурядного викинга к основателям династии рода Блуа. Википедия, скромно потупив умные, всезнающие глазки, притворилась блондинкой с пушистыми ресничками и окунулась в чарующий мир тишины, а мне оставалось либо плюнуть на треклятого викинга, либо угробить на него день-другой….
Через день-другой.
Датские и норвежские викинги во второй половине IX века под предводительством Хрольда Пешехода начали оккупировать богатые, но беззащитные на тот момент земли франков. На франкский манер имя предводителя северян звучало как Роллон. Словоохотливая легенда сообщает о каких-то совершенно несуразных размерах северянина-великана и о том, что ни одна лошадь не выдерживала его веса (отсюда и ожидаемое пристрастие к пешим прогулкам). За 13 лет отряд Роллона кровоохотливо порезвился в северных землях франков, а порой увлекшись блеском позолоченной мишуры оказывался непосредственно у стен Парижа.
Королевская власть в стране в это время была ничтожной. За век от гигантской Империи Карла Великого во владениях монарха осталась лишь крохотная область заключенная между городами Лан, Нуайон, Суассон и Реймс (по моим подсчетам это всего несколько процентов от владений Карла). Осознав невозможность противостоять армии варваров, в 911 году Карл III Простоватый согласился признать за викингами часть земель в устье Сены. Хрольф (Роллон) любезно согласился принять франкское имя Роберт, а вместе с ним христианство и дочь короля Гизель. Он принёс вассальную клятву королю и стал первым герцогом Нормандским. Теперь вместо грабежа и насилия в его обязанности входило гордо носить титул, оборонять свои и прилегающие земли от набегов себеподобных, а также активно плодиться и размножаться. (Видимо не настолько простоватым был тот Карл, что сумел обратить дикого викинга в не менее дикого друга).
Непосредственно о Гуэлдене узнать ничего не удалось, но факты подсказывают, что примеру Карла III последовали и многие его вассалы. Они были намного мускулистее и мечистее своего сюзерена, но также не находили никаких причин махаться с безумными викингами в чистом поле. Гораздо проще было покрутить перед бородатой физиономией очередного Хрольфа титульной грамотой, подложить под него свою бесхозную дочурку и натравить на опостылевшего соседа. Судя по тому, что Гуэлден носил цвета графа Блуа, именно в этих землях он нашел титул, даму сердца, вид на жительство и право на занятие индивидуальной трудовой деятельностью.
Итак, с появлением викинга в истории замка Юссе мы вроде бы разобрались и можно идти дальше (если кто знает об этой истории что-то достоверное и правдоподобное, напишите пожалуйста, буду благодарен).
В 1040-м году на месте простенькой деревянной крепости появилось первое каменное сооружение, построенное наследником Гуэлдена I.
Затем четыре века замок Юссе был свидетелем непрекращающейся разборки между домами Анжу, Блуа, Пуату, королями Франции и англичанами.
Но все это время он был лишь ничтожной крупинкой в огромном котле событий, которыми кипела вечно воюющая и что-то делящая страна. Хоть какая-то информация о самом замке появилась с выходом на светскую арену очередной приблудной дочери Карла VII и Агнессы Сорель. С печальной и кровавой судьбой средней дочери Шарлотты можно ознакомиться, побывав в замке Бриссак, а вот младшенькая Жанна ненадолго и не так звонко впорхнула в историю замка Юссе. В 1460 году замок упоминается в качестве уютного гнездышка для молодой, недавно поженившейся пары, в которой роль мужа неохотно исполнял Антуан Бюэй, а роль жены королевских кровей Жанна.
В тех случаях, когда короли соглашались признавать своих бастардов, на страну немедленно начинали сыпаться сплошные напасти и убытки. Только законных дочерей у плодовитого Карла насчитывалось аж 10, и всех их с невероятным приданым предстояло выдать замуж за лучших сынов Франции и ближнего зарубежья. Облегчение для казны наступало только в те моменты, когда принцессы так и не доживали до свадебного платья (правда это происходило едва ли не в половине случаев). Но когда к законным отпрыскам добавлялись еще и приблудные невесты, королевство начинало трещать по швам.
Так на свадьбу Жанны король от щедрот выделил около 40 тыс. золотых экю и вздохнул посвободней, надеясь на то, что устроил судьбу дочери. Однако новоиспеченному супружнику королевское приданное показалось малой каплей радости в неспокойном море удовольствий, которое щедро растеклось по всей красавице Франции. Лишь жалкие крохи удалось выделить на реставрацию фасада замка и добавление нескольких игривых башен, а остальное ушло на дикий загул, в который немедленно впал, ошалевший от счастья молодой шалопай. Он сумел промотать королевские деньги в ничтожно короткие сроки, и уже в 1485 году его потомки были вынуждены продать замок, поскольку более не могли содержать его.
Так Юссе достался знатной бретонской семье д'Эспине, которая внесла новые и весьма значительные изменения в архитектуру замка. Привезенная Франциском I, мода на все итальянское побудила владельца снести Северное крыло, что нарушило единство всего ансамбля, но зато открыло шикарный пейзаж, до поры до времени схоронившийся за стеной. На освободившемся пространстве был выстроен итальянский павильон с видом на место слияния рек Эндр и Луара, а также разбиты сады, которые террасами спускались вниз к самой воде.
Помимо прочего был серьезно видоизменен интерьер, в который по мере средств и вкуса добавились дорогие гобелены, картины и мебель из ценных пород дерева. В 1521 году Шарль д’Эпине и его жена Лукреция де Понс заканчивают строительство ренессансной капеллы в парке. В замке на всякий пожарный случай оборудуются роскошные королевские покои, но заветного «пожара» в истории Юссе так никогда и не случилось.
Мне же более всего глянулся чердак, на котором в творческом беспорядке разбросана всякая приятная глазу всячина….
Однако истинный расцвет замка пришелся на конец XVII, начало XVIII века, когда после смены нескольких владельцев он обрел нового хозяина в лице Томаса Бернини Валентино. Для создания проекта садов он нанял еще мало кому известного дизайнера Андре Ленотра. По конечному результату видно, что молодой человек очень многому научился у своего прославленного отца, садовничавшего в Версале, и не опорочил достойного имени.
Таким образом к началу XVIII века Юссе превратился в настоящую сказку, которую оставалось только правильно оформить и окончательно занести в замковую летопись французской истории. И человек способный это сделать довольно быстро сыскался. Шарль Перро был другом семьи Бернини. Поэтому он часто бывал в замке и здесь, по его собственному признанию, на него находило настоящее вдохновение. Писателя приводил в неописуемый восторг контраст между зловещим, угрюмым, будто кишащим всякой нечистью шинонским лесом и белоснежным, украшенным садами замком. Далеко не в одной сказке Шарля Перро встречается описание Юссе, однако в качестве некого гимна замку была выбрана его «Спящая красавица».
Затем другой всем известный сказочник Франсуа Мари Аруэ Вольтер испил в Chateau d'Usse свою порцию вдохновения. Его произведения, как правило, выходили куда более грустными, но здесь в Юссе он сподобился на вполне себе эпическую поэму о Генрихе IV.
И наконец здесь заканчивал свое самое значимое произведение основатель французского романтизма Франсуа Рене де Шатобриан . Его совсем не романтические "Замогильные записки" признаны зеркалом французской революции. Видимо он слишком часто гулял по лесу и слишком редко выходил на террасу замка Юссе. Но в конце концов каждый находит только то, что он ищет, а Шатобриану на тот момент нужен был мрак.
Уже после апокалипсиса в одной отдельно взятой стране замок перешел во владение к семье Дюра. Клер де Керсен, герцогиня Дюра, памятуя о дореволюционной благодати, устраивает в нем литературный салон, и замок вновь погружается в мир выдуманных историй, благородных людей и рек шампанского.
Для тех, кто тихо, громко или любым другим способом завидует владельцам подобных раритетов и втайне помечтывает на склоне дней вкушать, благословенный Господом Петрюс с видом на Луару, могу с грустью в сердце сообщить следующее – ремонт (уже после общей реставрации) одной только крыши замка Юссе обошелся владельцу в сумму превышающую 200000 евро!
Думаю, никто на меня не обидится, если я не стану водить экскурсию по Юссе. Интерьеры почти всех замков Луары довольно схожи и не блещут оригинальностью. Расскажу только о той части шато, которая целиком посвящена "Спящей красавице". Знакомство с персонажами сказки проходит под музыку Чайковского во время прогулки по опоясывающей галерее. Заглядывая в многочисленные ниши, посетителям предлагается вспомнить детство и окунуться в мир созданный Шарлем Перро.
Эта экспозиция создана владельцами замка совсем недавно, и говорят, что они ею очень гордятся. Хозяева замка, как мне кажется, постарались на славу, довольно умело поиграв со светом и музыкой. Они создали вполне себе милые куклы в роскошных нарядах, но наверное я слишком давно выбрался из того периода жизни, когда сказки будоражили сознание. А вот судя по детишкам, которые вопили от радости, и бурно выражали свои восторги, действо действительно имеет право на жизнь и заслуживает внимания.
А этот бедолага, видимо, плохо себя вел, дразнил хорошеньких принцесс и его поставили в средневековый угол.
Террасы
На первой самой высокой террасе стоит замок.
На второй разбит декоративный регулярный сад.
Мне показалась весьма любопытной информация о появлении на Луаре апельсиновых деревьев, которых здесь по причине холодных зим быть не должно. Когда-то короли Франции, дабы подчеркнуть свою избранность распорядились высаживать апельсины в специальных кадках, а с первыми холодами убирать их в специальные оранжереи.
Вот этим красавцам жилось на Луаре гораздо вольготнее, но они казались всемогущим монархам слишком тривиальными и не изысканными.
Однако королевская челядь восприняла это как новую моду и поспешила немедленно воспроизвести нечто подобное в своих владениях. Так чуть ли не в каждый луарский сад вросли корнями деревья, совершенно не приспособленные к жизни в этих местах. Замок Юссе не исключение. По крайней линии террасы на теплый период года выставляют 45 апельсиновых деревьев в традиционных белых деревянных ящиках.
В XVII веке при строительстве садов часть зарослей с парадного фасада замка раскорчевали, тем самым с замка и террас и по сей день открывается чудесный вид на реку Эндр, поля и леса за ней.
Замок Юссе, Chateau d'Usse — 47°15'4" 0°17'34" паркинг
Рейтинг – 7/10