Огромная, сияющая, прекрасная, похожая на огромный бальный зал с фонтанами. ( Своей формой площадь обязана стадиону построенному Цезарем на Марсовом поле.)
Площадь, расширенная Домицианом, была местом проведения конных состязаний, ярмарок, карнавалов, праздников. В XV-м веке сюда переехал рынок и просуществовал 300 лет. В XVII—XVIII веках в августе по выходным окрестные улицы перекрывались, а все пространство между домами затоплялось: для этого фонтаны намеренно переполнялись водой. Представляете, летним вечером ярко освещенные дворцы отражаются в воде. Вместо фонарей на площади факелы, усиленные отраженным светом. Интересно, были там уличные музыканты?И вот 3-го августа в ярком свете дня, садимся на скамеечке у первого фонтана и просто сидим, наслаждаемся журчанием воды на незатопленной площади. Спереди морда и какое-то чудо-юдо, сзади дракон, глаз не оторвать. И что это за чудо-юдо? Открываем путеводитель, нашли: это фонтан "Мавр" работы Джакома делла Порта, подправленный Бернини. Читаем описания фонтанов и про соперничество Бернини и Барромини. Прямо позади фонтана Четырех рек работы Бернини расположена церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне работы Борромини. Посмотрели и то и другое. Интерьер с мраморными барельефами вместо фресок просто великолепен. А чем Бернини не нравился фасад? Ну не знаю. Известно, что Бернини при проектировании фонтана ошибся в расчетах и об этом узнал Борромини… В общем, оформление площади проходило не скучно.
К церкви примыкает посольство Бразилии - палаццо Памфили, фамильная резиденция папы Иннокентия X. Взойдя на папский престол, он поселил там вдову своего брата, свою любовницу, которая обобрала его до такой степени, что его не на что было хоронить. Поэтому его прах покоится в скромной урне над входом в Сант-Аньезе, а не в Ватикане, как все остальные.
Еще не забыли заглянуть в церковь Ностра-Синьора-дель-Сакро-Куоре (не впечатлились), обратили внимание на жилой дом рядом: там ряд нарисованных окон. Сейчас из одного из них выглянет Софи Лорен. Или "Брак по-итальянски" снимали в соседнем доме?
Задним числом, просматривая фотографии, вижу, что на площади было много людей. А казалось, что кроме нас там никого не было. "Площадь словно вымерла. Возвышающийся перед Лэнгдоном шедевр Бернини внушал мистический страх. Над пенящейся чащей клубилась водяная пыль, освещенная снизу расположенными под водой яркими лампами. Все это казалось каким-то волшебством. Воздух вокруг фонтана был насыщен электричеством". Насчет мистического страха автор перебрал, а все остальное соответствовало действительности.