07 октября. Дастакерт (Армения) – Джолфа (Иран)
От места ночевки в районе поселка Дастакерт до границы с Ираном – 130 километров. Из них – 45 горной грунтовки и 85 – по не менее увлекательному шоссе, где нам довелось немного посоревноваться с машиной армянской ДПС. Парни ездят быстро, но мы оказались проворнее.
Чтобы выехать из Армении, надо заплатить. Опять?! – возмутился Максим: – Кто здесь еврей, я или вы?! Если на въезде мы отдали примерно по 1500 рублей за каждый квадроцикл, то за выезд взимается плата около 600 рублей. Причем, внятно объяснить за что конкретно, и почему именно столько, никто не берется. Похоже, что «тарифы» имеются только в головах самих служащих. Подчеркнуто доброжелательно и совершенно не спеша, снимаются копии со всех документов (копирование оплачивается «жертвой»), ставится немыслимое количество подписей и разноцветных печатей в разных кабинетах. Армянские пограничники заботливо намекнули, что провоз в Иран любых алкогольных напитков сурово наказуем. Миша от души «отблагодарил» служивых едва початой бутылочкой Мартеля, а Дядя вылил литр спирта в бензобак, бормоча в бороду: не достанься же ты никому!
Стоит проехать сотню метров и пересечь мостик через Аракс, как оказываешься в совершенно другом мире. Строго, но очень быстро проверили наши документы. Моментально вычислили принадлежность Максима к государственной службе, без тени сомнения спросив: — Где проходите службу и в каком звании? И, услышав ответ, пожелали удачной дороги и открыли шлагбаум.
Погранзона в Иране довольно широкая. Едва мы попытались свернуть с основного шоссе, идущего от границы вглубь страны, как нашу маленькую колонну вмиг настигли два кроссовых мотоцикла Suzuki 250 песочного цвета, в тон с камуфляжем и шлемами иранских полицейских. На уверенном английском и очень доброжелательно нам дали понять, что по этой дороге нам ехать не нужно, а направление, в котором мы так спешим, они сейчас покажут. Выведя нас на нужный азимут, попросили представиться, записали на клочке бумаги наши имена и фамилии персидскими буквами, пожали руки и были таковы.
По рекомендации иранских погранцов мы заехали в Джолфу. Наша техника вызывает здесь фурор. Стоит остановиться у магазина или на заправке, собирается человек сорок (я не вру, Максим считал!). Через сто метров останавливаемся у другого магазина в поисках карты страны. Собирается не меньшее количество, только теперь это женщины в хиджабах, которые все же не могли скрыть, что некоторые из них очень даже симпатичные. Они без спросу забираются на квадрики, фотографируются, но все это происходит в очень забавной, позитивной обстановке. Мы тоже поснимали немного, чтобы не пугать никого нашей «оптикой» — на мобильный телефон.
После путешествия по армянским горам квадроциклы требуют тщательной мойки. Иранские автомобилисты никогда не доводят свои машины до такого состояния, как наши квадроциклы. Один из клиентов автомойки, по приметам, вполне состоятельный иранец даже предложил заплатить за нас, восторгаясь нашим мега-километровым марш-броском из России в Иран.
Бензин здесь стоит не просто дешево, а практически даром – около шести рублей за литр. – Это же просто праздник какой-то! – констатировал Макс, заливая под самые пробки все наши емкости.
С банковскими картами – «big problem!». Нигде не принимаются к оплате никакие банковские карты, кроме Bank Of Iran, зато везде рады вечнозеленому Франклину. Только это нас и спасает. Говорят, что снять наличку с карт можно только в трех городах Ирана: Тебриз, Тегеран и Бандер-Аббас. Мы сможем «попытать счастья» только в двух – только ради этого в столицу ехать не хочется.