Италия, и в частности Рим, во все времена притягивали наших известных соотечественников писателей, музыкантов, художников. Они черпали здесь вдохновение. Многие из них общались здесь между собой, образуя кружки, устраивая встречи. И очень часто эти встречи проходили у Зинаиды Волконской, урождённой Белосельской-Белозерской.
Она родилась 3 декабря 1789 года в Дрездене.
Росла без матери, которая умерла при родах. Но её отсутствие восполнялось любовью отца и многочисленной челядью: няньками, воспитателями, гувернерами.
Ее отец – князь Александр Белосельский-Белозерский – русский посланник в Дрездене, а затем при дворе короля Сардинского в Турине. Он был не только дипломатом, но и писателем, коллекционером и библиофилом. Прекрасно знал мировую литературу и переписывался с Вольтером. Князь дал своей дочери блестящее домашнее образование – основные европейские языки, глубокое знание истории, философии, литературы и искусства.
Природа оказалась на редкость щедрой к Зинаиде: красота соединилась с умом и талантами, у нее рано обнаружился литературный и музыкальный дар. Ее готовили к салонной, светской жизни – к балам, танцам, музицированию, домашним спектаклям, стихотворным турнирам, литературным беседам, и всем этим искусством она овладела в совершенстве.
В середине 1790-х годов Белосельские возвратились в Россию и обосновались в Петербурге.
Не заметить красоту и ум Зинаиды Белосельской-Белозерской было невозможно, и в 1807 году она стала фрейлиной при дворе вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери Александра I. Молодой царь оказал ей знаки особого внимания и одарил дружбой.
Познакомившись с ней поближе, он был по-настоящему покорен ее умом, пленен ее изяществом, ее умением быть утонченно-возвышенной в чувствах. Как просвещенный монарх, он не мог не заметить этих достоинств. И даже тогда, когда они отдалились друг от друга, император по-прежнему перед ней благоговел.
В 1809 году отец Зинаиды умирает, а 1811году она выходит замуж за егермейстера Двора Никиту Волконского, это брат будущего декабриста Сергея Волконского. 11 ноября того же года рождается сын Александр и сам российский монарх становится его крестным отцом.
А дальше следуют три шумных года (1813 – 1815), проведенные в свите императора в период заграничного похода, после победы над наполеоновской армией.
Кочуя по европейским столицам, Зинаида Волконская пользуется неизменным успехом: ее талант артистки и певицы отмечают все. Но она не хочет быть только украшением чужих салонов, она хочет иметь свой салон, быть законодательницей мод, стать новой Коринной, наподобие главной героини одноименного романа мадам де Сталь, – древнегреческой поэтессы VI–V века до н. э. Поэтому московское общество нарекло Зинаиду Волконскую Северной Коринной.
В 1820 году Зинаида Волконская уезжает в Италию, в Рим.
Здесь она снимает апартаменты на втором этаже дворца Поли (Palazzo Poli), фасадом которого является знаменитый фонтан Треви.
Этот дом становится средоточием русских художников, которых направляет Академия художеств для совершенствования мастерства. Здесь образовался первый русский артистический салон в Италии. Там бывали и Карл Брюллов, и Сильвестр Щедрин, и Федор Бруни. Там бывал итальянский композитор Доницетт, устраиваются оперные вечера, итальянские ужины на манер античных, когда собравшиеся возлежали на низких кушетках и в римских тогах, и служители тоже были одеты в античные костюмы.
"Римский салон З. Волконской 1820 – 1822 гг. был для юных художников тем местом, где они могли весело провести время, обрести полезную информацию и связи с представителями итальянской культуры, попрактиковать в доброжелательно-непринужденной обстановке итальянский язык, а иногда и получить выгодный заказ. Но и для княгини тесное общение с русскими художниками не прошло бесследно. В это время в ней пробуждается глубокий интерес к русскому искусству, истории, литературе..."
Все было замечательно в Риме, но натура Зинаиды Волконской никогда не могла довольствоваться тем, чем обладала княгиня. Ее постоянно одолевала страсть к перемене мест. К тому же ее захватила идея сблизить русскую и европейскую культуры, а воплотить ее можно было наилучшим образом лишь в Москве.
В ноябре 1824 года 35-летняя Волконская появляется в Москве. Она обосновалась в огромном доме своей мачехи на Тверской, где потом при перестройке встал магазин Елисеева. Интерьер и убранство особняка на Тверской стали предметом восторженных похвал всех, кто там бывал.
Салон Волконской посещало много знатных и известных людей: Петр Вяземский, Адам Мицкевич, Евгений Баратынский, Антон Дельвиг, Иван Козлов, молодой Федор Тютчев, Дмитрий Веневитинов... Именно в Москве судьба столкнула Волконскую с Пушкиным, который ею был очарован.
В 1827 г. Пушкин, посылая кн. Волконской свою поэму "Цыганы", приложил послание к ней:
"Среди рассеянной Москвы
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется, и пылает гений
Певца, плененного тобой,
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани
Цыганке внемлет кочевой".
Увлёкся Волконской и Адам Мицкевич. Если Пушкин откровенно воспел Зинаиду Волконскую в своем послании, то Мицкевич был более сдержан в проявлении своих чувств:
"Что смогу рассказать из нездешнего края,
В смертный дом возвратясь?
– В полпути был от рая,
Полугрусть, полурадость согрели мне душу,
Я вполголоса райскую музыку слушал,
Полусвет я в раю увидал с полутьмою,
Приобщился, увы! только полуспасенью!"
Заслуга Зинаиды Волконской была в том, что она сделала попытку, и попытку удачную, соединить европейскую культуру с русской, воплотить в жизнь идею культурного сближения России и Европы. Она в меру своих сил прокладывала мост между двумя культурами, так, к примеру, она знакомила россиян с Италией со страниц московских журналов, пропагандировала итальянскую музыку на своих домашних спектаклях.
Профессор Иван Цветаев отмечал, что первая мысль создания музея изящных искусств принадлежит именно княгине Волконской.
Но всему хорошему когда-то приходит конец. Умирает Александр I, на его гроб, на похоронах она кладёт букет незабудок. Смерть императора вызвала восстание декабристов на Сенатской площади. Многие из заговорщиков и восставших были родственниками Волконской или частыми гостями ее дома. Последовали казни и репрессии.
И в 1829 году княгиня с сыном уезжает в Италию.
В письме к Петру Вяземскому Зинаида Волконская пишет: "Эта страна, где я прожила четыре года, стала моей второй родиной: здесь у меня есть настоящие друзья, встретившие меня с радостью, которой мне никогда не оценить в достаточной мере. Сегодня мне нанесла визит одна дама, которая проделала 40 километров для того, чтобы ненадолго увидеть меня. Все мне любезно в Риме – искусства, памятники, воздух, воспоминания".
В 1830 году Волконская приобретает землю в пригороде Рима для строительства дома, "поскольку она не желала находиться в "гетто англичан", как обычно называли площадь Испании. Влюбленная в Рим, она искала саму душу города с его величественной древностью, вдохновлявшей художников и писателей из дальних стран, начиная с немца Гектора Розмера Франца с его полными жизни акварелями "Исчезнувшего Рима" и кончая русским Николаем Гоголем, удивительно описавшим в повести "Рим" три эпохи Города и Гений Италии, что веет над ней в веках:"- писал итальянец Пьетро Каццола.
Рядом располагался древний акведук, который по её настоянию был отреставрирован. Здание было построено римским архитектором Джованни Аззури. Волконская превратила земли вокруг в романтический сад. Были посажены деревья, кустарники, много цветов.
Она спланировала дорожки, пруды и две специальные аллеи: Аллею Мёртвых и Аллею Памяти, которые ныне утеряны. Большое количество статуй, римских ваз, амфор было размещено в саду и встроено в акведук и гроты. Среди них был небольшой бюст царя Александра I, поставленный на колонне красного гранита, использовавшегося при строительстве его памятной колонны в Санкт-Петербурге. Бюст сохранился до сегодняшнего дня. Кстати, именно в Риме у Волконской был установлен первый в мире памятник Пушкину.
В 1834 году в Рим переехал муж Волконской князь Никита Григорьевич Волконский. Княгиня продолжала вести литературный и музыкальный салон. Здесь бывали Стендаль, Вальтер Скотт, Джеймс Фенимор Купер и Гоголь. Лёжа в гроте сада, Гоголь обдумывал "Мёртвые души". Волконская была близка также с Глинкой и Доницетти. Здесь она позировала Карлу Брюллову.
В 1932 году княгиня тяжело заболевает, но выздоравливает и после этого становиться ревностной католичкой, хотя шла она к этому достаточно долго и осознанно. Она понимает, что пришло время раздарить то, что ты накопил и приобрел за долгие годы жизни. И не только серебро и злато, но и собственную душу, бесценные зерна своего опыта, свою накопившуюся нежность и сладость сострадания к сирым и убогим, ко всем страждущим.
Она открыла несколько школ, одну – в своем дворце в 1851 году, другую – на Виа-дель-Бабуино, третья была открыта в квартале Сан-Джованни-ин-Литерано. В основу обучения и воспитания было положено моральное совершенствование, смирение, послушание и приобретение профессиональных знаний. Систему женского обучения разрабатывала сама Зинаида Волконская. Она много жертвует церкви.
Кипучая деятельность Зинаиды Волконской оборвалась 5 февраля 1862 года, на 73-м году жизни. В смертный час она хотела быть одетой в монашеское одеяние, но присутствующий при ее кончине монах Дон Джованни не допустил этого, сказав ей:
–"Вы были княгиней; почему Вы хотите отречься от своей жизни, которая делает Вам честь?"
Ей разрешили надеть лишь белый воротничок, который носили ее подопечные, среди них она и испустила свой последний вздох.
Огромная толпа простых людей стояла вдоль дороги от виллы Волконской до Церкви Св. Винченцо, чтобы проводить в последний путь свою добрую "русскую княгиню".
Князь Сергей Волконский отмечает в своих воспоминаниях:
"...Она делала много добра; беднота римская ее боготворила. Она умерла от простуды, после того как под воротами в холодное зимнее утро сняла теплую юбку, чтобы отдать бедной женщине. Последние ее годы были отданы делам веры и благотворительности... В Риме не запомнят такого стечения бедноты, как на ее похоронах. Прах ее покоится в церкви Св. Викентия и Анастасии, что у фонтана Треви, в первом приделе с правой стороны; там же похоронены муж: ее князь Никита Григорьевич, брат декабриста, и ее сестра Власова..."
А вилла была выкуплена Великобританией и стала резиденцией Посла Её Величества. Кроме этого, в соседних зданиях проживают другие дипломаты высшего ранга. Вход на её территорию закрыт. Поэтому фото виллы взяты из интернета.
Как "полезно" иногда покопаться в корзине компьютера. Устанавливала новою программу и случайно практически все фото удалила в корзину, а при восстановлении нашла другие и материал о Волконской.