Найди гробницу Санти с дьявольской дырою...
Таинственных стихий четверка жаждет боя.
Уже сияет свет; сомненья позабудь,
И ангелы чрез Рим тебе укажут путь
Первые главы романа мы опустим. В ЦЕРН нас всё равно никто не сопроводит, слишком секретная это научная организация, хотя до создания практического полигона теории Большого взрыва там ещё не добрались, и антивещество, способное четвертью грамма снести всё живое в небытие в пределах целого города — тоже. Отправимся сразу в Рим, и даже больше — сразу в Ватикан, где на вертолётной площадке приземлились герои романа. Виттория Ветра в коротеньких шортах, как мы помним, вызвала особое раздражение у дисциплинированной стражи святого Престола.
Вообще, представитель швейцарской гвардии играют в романе достаточно заметную роль, так что упомянем их в нескольких словах. Воины альпийских кантонов Цюрих и Лозанна были отличной наступательной и оборонительной дружиной, неплохо зарекомендовавшей себя в самых разных переделках. Швейцарская гвардия в том числе и поэтому по праву считается старейшей армией мира, сохранившейся до наших дней. Сильные и крепкие парни, воспитанные в суровом климате, были отличными наёмниками в силу нейтралитета своей родины, иными словами, при всяческих злонамеренных кознях европейских государей подыгрывать никому бы не стали.
В настоящее время швейцарская гвардия только с виду (по одёжке) кажется карнавальной ратью. И хоть их костюмы, фасоном соответствующие эпохе Микеланджело, похожи на карнавальные, не стоит обманываться — эти ребята действительно достойны восхищения. Отбор в гвардию — строжайший. И надо не только принадлежать к строгой католической семье, но и быть холостяком от 19 до 30 лет, не ниже 174 сантиметров роста, владеть несколькими иностранными языками, приёмами рукопашного боя и навыками ведения современных антитеррористических операций.
Напичканная суперсовременным оружием и самыми изощрёнными знаниями, небольшая армия Ватикана является полноценной с точки зрения боеспособности и решения стоящих перед ней задач, где церемониальная занимает не самое главное место. Так что, фотографируясь с красавцами гвардейцами, имейте в виду — это не ярмарочные вояки. Это профессионалы.
- Первая остановка: Пантеон, храм всех богов и усыпальница Рафаэля Санти
Большинство наук, которым покровительствовали музы, родилось именно до Рождества Христова. Стремление к просвещению активно «проповедовали» дохристианские мыслители, они же формировали источники знаний, каноны искусства и философские школы — Геродот, Тит Ливий, Эврипид, Пракситель, Софокл, Аристотель, Архимед. Галилей, Коперник и «иллюминати» лишь подхватили растоптанное временами церковных гонений знамя прогресса и жажды Истины, к поиску которой по их мнению и должна вести живая вера.
Хотя, как знать… Голая наука, порой опровергая, порой и подтверждая религиозные постулаты, без духовности оставляет человека один на один с его же страстями и младенческим неосторожным любопытством, «сующим пальчик в розетку». Именно об этом говорил камерарий Карло Вентреска… И ради одной его речи, обращённой ombri e umbri (кардиналам конклава и всему миру через камеру ВВС) стоит прочесть увлекательный роман об Ангелах и Демонах, что сражаются за каждую человеческую душу.
Но не будем отвлекаться на пересказ книги, а проследуем под огромный купол Пантеона. Гробница Рафаэля Санти (как захоронение его самого) находится в одной из ниш. Ищите подсвеченный белый саркофаг, скрытый за стеклянным щитом.
К слову, согласно общераспространённой версии, мастер, чей бюст мы можем видеть слева сверху от гробницы, велел похоронить рядом с собою свою безутешную невесту Марию, племянницу кардинала Бибиена. Она скончалась от слёз, не дождавшись свадьбы, поскольку синьор Санти всю жизнь любил и почитал своей музой простую красавицу — дочь булочника Форнарину. Именно её скульптура, изваянная Лоренцетти по завещанию Рафаэля, стоит над его гробницей символом вечной красоты. И небесной любви, поскольку это всё-таки Мадонна.
- Вторая остановка: Piazza del Poppolo, Капелла Киджи и "Дьявольская дыра"
Поняв свою ошибку, герои на такси рванули по улице Scorfa к piazza del Poppolo, где профессор Гарварда, специалист по символике, моментально обнаружил множество деталей, намекающих на участие в архитектурном решении площади ордена Иллюминати, а с ними, (почему нет?) и тамплиеров (как учителей) и масонов (как последователей).
Один обелиск египетский чего стоит… Римляне по праву победителей и с высокомерием господ мира украшали свои площади трофеями покорённых цивилизаций, лишь отчасти сознавая, какой мистический смысл они вкладывают в это наследование.
На Piazza del Poppolo римляне приволокли именно тот обелиск со стелой, который стоял у дворца фараона, когда туда ходил Моисей, требуя отпустить евреев из Египта.
Ещё одно мистическое значение, казалось бы, одной из самых тихих площадей Вечного города — ее почти кладбищенская умиротворённость. И это неслучайно. Молва доносит, что люди здесь исчезали невесть куда, а по ночам раздавались звуки игры на лире под душераздирающие вопли. Кошмары прекратились лишь после того, как в 1099 году по приказу папы Пасхалия из гробницы на площади, которая ещё и служила местом отправления культа и поклонения Гее — Земле — был вынут прах проклятого императора Нерона и выброшен в воды Тибра. На месте гробницы была поставлена та самая церковь с капеллой иллюминати, буквально нашпигованная их символами.
Да и сама площадь имела форму эллипса… А эллипс, как известно, был «вычислен» как траектория орбит планет Галилеем, ещё один повод поссориться с церковными иерархами, считавшими круг идеальной геометрической фигурой, отражающей величие божественного замысла. Хотя, откровенно говоря, если не смотреть на площадь с высоты птичьего полета и не захватить с собой циркуль, то площадь кажется вполне круглой. В верхней точке дуги арки, именуемой Porto del Poppolo, согласно Брауну, «видно ещё одно вырезанное в камне символическое изображение — известная всем по долларовой купюре масонская "Лучезарная дельта».
Что ж, заглянем в саму церковь… Первый алтарь науки! Четыре мраморные пирамиды в первой слева от входа капелле — описанное в романе место первой кровавой драмы. Увы, но, похоже, как и в романе, капелла скорее всего будет закрыта на очередную реставрацию и вход в нее будет занавешен плотной белой занавеской с символами вовсе не «иллюминатов», самых обычных строителей.
Поговаривают, что нездоровый ажиотаж после выхода книги Брауна рассердил Ватикан. Люди перестали приходить в этот храм как паломники, а всё больше с фотоаппаратами… Вот и решили закрыть на ложную реконструкцию. Правда — нет, кто их знает!
Если Вам повезет, и вокруг не будут валяться включённые рабочие фонари, стремянки, строительные каски и бутылки с водой, а «дьявольская дыра» не будет аккуратно прикрыта целлофаном, то осмотрите ее внимательно. Спуститься вниз, к сожалению (а для кого-то и к счастью) не удастся.
И ангелы тебе чрез Рим укажут путь… Первый из ангелов находится здесь же. Он указал точное направление библейскому пророку Аввакуму, предсказавшему гибель земли, а Роберту Лэнгдону и его спутнице — путь к следующей точке.
- Третья остановка: Ватикан. Площадь Святого Петра
Его, знака второй стихии Воздуха, догадки о его местонахождении, остро не хватает, чтобы встретить заранее преступника и попробовать предотвратить новое ритуальное убийство от имени зловещей секты, желающей реванша за притеснение учёных в глухие до зова разума средние века. Ну так опустите смиренно глаза свои. Имеющий их да увидит эллиптическую мраморную плиту-медальон у самых ног. Не церковь, конечно, этот «алтарь науки», но разве это так важно?
«Блок из белого мрамора имел форму эллипса примерно трёх футов в длину, а рельефное изображение Западного ветра было представлено в виде головы ангела. Ангел надувал щёки, и с его губ срывались порывы ветра, устремляющегося прочь от Ватикана» West Ponente. Вообще-то, все медальоны Бернии "дуют" в сторону обелиска. Но это так, не сочтите за мелкую придирку.
Вот уж, воистину, кто сеет ветер, пожнёт бурю. Пять «клубов» ветра и две звезды убедили профессора в том, что он имеет дело снова с «законспирированной» скульптором подсказкой для ордена просвещения.
Второй кардинал был убит так же почти ритуальным способом, ему проткнули лёгкие. Но мы с вами обойдём вокруг египетский обелиск, привезённый в Рим ещё императором Калигулой. Обелиск с полым христианским навершием, куда, согласно преданию, вмонтирован кусочек от подлинного креста, на котором распяли Иисуса. Эллиптические барельефы работы Бернини — выбирай на вкус… Почему Брауну приглянулся именно тот, что создавал прямую линию главных ворот в Собор Святого Петра — точка обелиска — улица Conciliazione?
Да и одно из пяти направлений дыхания Западного ветра было выбрано скорее по наитию. Иначе бы церкви со скульптурами знаменитого мастера герои могли бы искать и по сию пору.
- Четвертая остановка: церковь Santa Maria della Vittoria
Нас ожидает эротический сон святой Терезы, обозначенный скромности ради как «экстаз». То ли привиделось святой появление Ангела, то ли некто просто ангелом представился, но результат известен:
«Его огромное золотое копьё, наполненное огнём, пронзило меня несколько раз, проникло в мои внутренности, и по моему телу разлилась такая сладость, что мне хотелось, чтобы она никогда не кончалась».
Скульптурой ангела, что поднимается над изнемогающей от «божественного света» Терезой, она была украшена всё тем же маэстро Бернини спустя почти тридцать лет после своего освящения. Золотые лучи для этой сцены — фон просто замечательный.
С того места, которое было бы более «логично» в свете иллюминастических секретных взглядов Бернини, с площади, украшенной вместо обелиска фонтаном Тритон, до «алтаря науки» придётся идти пешком минут пять-десять. Египетский обелиск, непременный атрибут узнаваемого окружения «знакового» храма, мы там не найдём. Знаковый обелиск был перемещён с целью его сохранности, на месте поставили фонтан. В этой точке «Ангелов и демонов» все как-то довольно далеко друг от друга.
Между прочим, главным сокровищем этой церкви считается не выбранный Брауном шедевр Бернини, а скульптура «Явление святому Франциску Мадонны с младенцем» зодчего Доминикино.
- Пятая остановка: Площадь Navona, фонтан Fontana dei Fiumi (Четыре реки)
Сфотографировать аллегорические фигуры фонтана Четырёх рек — задача непростая. Fontana dei Fiumi постоянно облеплена желающими увековечить свою довольную физиономию в банальной позе прихлёбывания живительной влаги. Какие именно реки изображены здесь? Нил, Дунай, Рио-де ла Плата и Ганг. С одной стороны, всё понятно — Африка, Европа, Америка, Азия.
Толстогубый дикарь среди кактусов, да ещё на куче золота может символизировать только малоизведанный континент, откуда везли сказочные богатства доколумбовой эпохи. С веслом в руке под пальмой — конечно же, индийская священная река Ганг. Будучи европейцем, увенчать лавровым венком, да ещё доверить укрощение коня, Бернини мог только своей родной стороне света. Почему лошадь, спросите? А разве не на берегах Дуная выращивали в те времена самых сильных и резвых скакунов?
Конечно, утонувшего кардинала нам не спасти. Но вот бронзовая голубка с пальмовой веточкой в клювике на самой вершине? На самом ли деле ангельская птица, символ Святого Духа, снисходящего к смертным, указывает в нужном направлении — к Храму Света под самым носом у Ватикана? Автор поместил тайное убежище иллюминати именно туда, в замок Святого Ангела. А голубка на вершине обелиска у него сидела… клювом опять к западу! Уже в третий раз Ангел симпатизирует этому направлению, а компас... Ну, на этот раз почти точное попадание.
Удивительно ещё и то, что Роберт Лэнггдон в запале эмоций принял за устроившуюся на ночлег голубку, бронзовую птичку с оливковой веткой в клюве. С целой здоровенной веткой! Да и сидит птичка не на насесте, а на шпиле. Не очень удобно спать, если, конечно, птичка не при исполнении обязанностей «языческого ангела мира».
- Последняя остановка: Castel Sant'Angelo (Замок Святого Ангела), "Храм Света"
Позднее твердыню использовали и для защиты от варварских набегов, когда Рим опоясали крепостными стенами, включив в них усыпальницу с её толстыми стенами как оборонительный бастион. Сверху цилиндрического барабана диаметром 21 метр был в стародавние времена насыпан огромный земляной холм, усаженный деревьями.
Нынешнее название замок получил уже в христианскую эпоху, в 590 году, когда, согласно преданию, на его вершине появился сам Архистратиг небесного воинства Архангел Михаил, возвестивший городу об окончании страшной эпидемии чумы. Он явился тогдашнему папе Григорию Великому на мосту, вкладывая в ножны свой огненный меч. Видение было истолковано как «окончание Божьего гнева». Великолепная бронзовая скульптура была отлита в XVIII веке, а веком ранее всё тот же неутомимый Бернини создал галерею из двенадцати ангелов по две сторона моста.
Замок, охраняемый Светом. Бывшая тюрьма, могучая крепость, где почётный караул несут Ангелы, главный из которых чётко указывает на Храм Света своим мечом — вот, вот, ЗДЕСЬ! Папы, кардиналы, учёные, вечное соперничество науки и религии. Кругом символы, кругом! Пройтись по Пути Просвещения — это потрясающий аттракцион! Не для среднестатистического туриста. Для просвещённого, пытливого, азартного.