Площадь Республики бывшая площадь Экседра. Старое название произошло от большой экседры терм Диоклетиана — полукруглой глубокой ниши с полукуполом. Форма античной экседры повторена в колоннаде, ограничивающей площадь с юго-запада. Полукруглые палаццо с портиками были возведены в 1887—1898 гг. по проекту архитектора Гаетано Коха . Сейчас в этих дворцах находится элитная гостиница с термами , как в старые времена.
В центре площади расположен фонтан Наяд, созданный скульптором Марио Рутелли в 1901 году. Сейчас во времена сексуальной революции голыми нимфами на фонтане никого не удивишь, а в те времена разгорелся нешуточный скандал. Благонамеренная публика требовала прикрыть срам или запретить фонтан вовсе, но наяд удалось отстоять. Прототипами морских богинь,возлежащих у символов четырех стихий, были две сестры шансоньетки. Впоследствии они очень любили гулять у этого фонтана.
С другой стороны к площади примыкают термы, а точнее бани Диоклетиана. Их строительство началось в 298 году. Бани вмещали одновременно 3 тысячи человек на площади 13 гектар. Сама площадь в свое время была садом этих терм.
Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири занимает центральный зал терм. В нее и направились мы. Построена она по проекту, предположительно, Микеланджело. Церковь несколько раз перестраивалась после 1700 года: был достроен фасад, в начале XX века он был разобран. Сейчас фасадом служит часть экседры кальдария (помещения для горячих ванн), основное помещение расположено во фригидарии (помещение для холодных ванн). Пол здания был поднят на 2 метра, чтобы предотвратить проникновение грунтовых вод.
Внутри Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири украшена античными колоннами, классическими орнаментами, скульптурами и картинами, в том числе работы французских художников XVII—XVIII веков. В церкви похоронен Сальватор Роза, итальянский художник и поэт XVII века, архитектор Карло Маратта, осуществлявший работы по перестройке церкви. В проходе, ведущем к поперечному нефу расположена статуя св. Бруно, выполненную французским скульптором Гудоном.
Внутри базилики заинтересовали две вещи. Первая это солнечные часы на полу. Их легко узнать, так как они отгорожены по всей длине. Во время нашей экскурсии мы долго думали, что бы это могло быть? Планировалось перерыть гору литературы, но вчера от этой работы спас мой друг shamrovaleksey, написав статью Солнечные часы базилики святой Марии, Ангелов и Мучеников. Ларчик открывался оказывается очень просто.
Второй объект, заинтересовавший нас, была голова. При изучении курса истории мелькала она на страницах учебников или может по другому поводу показалась она мне очень знакомой. Загадку ее разгадать не удалось.
Помещения терм Диоклетиана послужили в наше время и другим учреждениям. В них находится Национальный римский музей с собранием римского и греческого искусства, один из круглых залов перестроен в церковь Сан-Бернардо-алле-Терме.
Выйдя из базилики, мы повернули направо и прошли мимо грандиозных стен терм. В зданиях терм,что мы проходили сейчас находится планетарий. Как многообразно применение таких вроде обычных заведений , как бани. Представляю, как нынешнею общественную баню, наши потомки превратят в планетарий или церковь.
Рядом с планетарием находится небольшая площадь на которой находится здание Гранд-отеля. На этой площади обращает на себя внимание фигура парусника на колонне. Это памятник городу Парижу, построенный на древней колонне.
У памятника , как раз, и протекает парижская улица. По ней, повернув налево и продолжили мы свою прогулку.