Распрощавшись с Рафаэлем и полумраком Пантеона, мы незамедлительно вышли из храма и отправились на поиски какой-нибудь забегаловки, чтобы как следует подкрепиться после утомительного марш-броска и запастись силами для нового старта.
Вблизи от Пантеона мы наткнулись на маленькую, захудалую закусочную, какая нам, в общем-то, и была нужна. Пока сидели в ожидании пиццы, исподтишка наблюдали за душещипательным разговором примостившихся рядом итальянцев, мужчины и женщины. Наверно, есть в национальных стереотипах доля истины: итальянцы и вправду очень эмоциональны, открыты, добродушны. По крайне мере, такое у меня сложилось впечатление. А вот вам еще одна национальная характеристика: итальянцы, больше частью женщины, дымят как засорившиеся печные трубы. В смысле, курят многие и помногу. А вот что касается еды, пиццу кажный закзывает отдельную, и отнюдь не маленькую. Вообще, как я заметила, итальянцы едят много. Чего только один полноценный ужин из трех подач стоит! И при этом большинство из них стройные, подтянутые. Наверно, все свои килокалории они растрачивают во время еды, когда так яростно жестикулируют.
Следующим пунктом назначения была Пъяцца Навона, почитаемая самой красивой площадью Рима. Она прекрасна в самом деле. В плане это удлинненный прямоугольник, со всех сторон обрамленный миловидными зданиями. Центр площади венчает знаменитейшая скульптурная композиция Лоренцо Бернини - фонтан Четырех рек.Фонтан символизирует единство мира - четырех рек и четырех континентов, которым эти реки принадлежат. Четыре мраморных красавца-атлета вокруг обелиска обозначают реки Нил(Африка), Дунай(Европа) , Ганг(Азия) и Риа-делла-Плата(Америка). По размерам фонтан кажется неохватным, даже с дальним фокусом фотокамеры. Но почему бы не отбросить фотик в сторону и просто не полюбоваться красотой?
Фонтан Четырех рек - не единственный на площади. Она приютила еще двух его родственников - "Нептуна" и "Мавра", и к обоим приложил руку все тот же Бернини. Вообще, если Рим - это город фонтанов, то пъяцца Навона - место наибольшего их скопления. Днем здесь умопомрачительно красиво, а ночью - совсем умолишенно=): фонтаны отсвечивают роскошное золото фонарей, люди в уютных кафершках о чем-то тайно переговриваются, а улыбающиеся всельчаки -музыканты - звонко бренькают какую-нибудь душевную итальянскую песенку. И ты не чувстствуешь себя чужим чреди этой кипучей жизни, среди роскоши и людской толпы. Здесь как дома. Неожиданно для себя сливаешься с атмосферой праздника, который здесь, как видно, никогда не кончается.
Кстати, напротив фонтана Четырех рек пристоилась замечательная барочная церковка. Она почему-то сразу приковала к себе мой взгляд, и я долго была не в состоянии оторваться от неё. Это церковь Сан-Аньези-ин-Агони, святой Агнессы.
С ней связано просто душераздирающае предание, которое нельзя не рассказать. Жила-была в языческие впремена христианка Агнесса. Как-то раз злые римляне выставили бедную девушку, чтобы над ней поглумиться, на стадион, находившийся на месте нынешней площади. И тут случилось чудо: у Агнессы в мгновение ока отросли волосы и скрыли её зардевшееся обнаженное тело. Каких только историй о святых не наслушаешься в Риме!
Ну и ладно, довольно про пъяццу Навона, помчались дальше. А дальше по плану был фонтан Треви, который за день до этого нам случилось повидать. Так как время поджимало, а до галереи Боргезе дойти хотелось, мы слегка изменили наш маршрут и устремились сразу к Испанской лестнице.
И все же о фонтане Треви пару слов следует сказать. Этот фонтан великолепен, со всех сторон и в любое время суток. Может именно поэтому там всегда тьмища народу, обступающего его по всему периметру. Чтобы пробиться к самому фонтану, вам придется здорово поднапрячь мускулы и нервы. Ну а как протиснитесь, можее смело бросать заветную монетку, искренне желая когда-нибудь вновь очутиться в Риме. Я в такую ерудну со всем присущим моей натуре скептицизмом не верю, но нарушить традицию не осмелилась. Кстати, не вздумайте пить воду из фонтана(во всех остальных фонтанах, кроме огороженных, это можно делать без стеснения).
На площади Испании перед лестницей такая же суматоха и толкучка. Отовсюду лезут напористые выходцы из Индии и Пакистана, предлагающие "present" - цветы для дамы, какбэ "в подарок" А потом, естественно, требуют заплатить за свой "подарок". Я, конечно, не купилась на сей немудреный розыгрыш, к тому же я не Одри Хепберн и утешительного подарка мне ждать было нечего. Вместо этого я набрала воды из фонтана Лодочка (Баркачча) работы Пьетро Бернини, отца знаменитого Лоренцо.
Говорят, что вода в этом фонтане особено чистая и приятная на вкус (подается из лучшего акведука), в чем мы а месте и убедились. Утолив жажду, мы решились на восхождение по знаменитой Испанской лестнице, по которой длинноногие анорексички вышагивают во время модных показов.
Меня в свое время заинтересовало, почему лестница наазывается Испанской. Оказывается, внизу находилось представительство испанских королей. А еще оказывается. что лестницу предложили строить французы, которые и спонсировали строительство. А лестница называется Испанской: чисто итальянская логика.
На верхней площадке лестницы расположена церковь Святой Троицы на горах, Тринита дей Монти, весьма симпатичое на вид сооружение XVI века. Перед ней высится все тот же бессменный египетский обелис. Да сколько же их в Риме, справшивается? Немереннно.
Передний план -люди умываются водой из фонтана Баркачча Средний план — Испанская лестница Задний план — церковь Тринита-деи-Монти
Вернувшись к подножию, к уже упомянутой "Лодочке", мы попытались сориентироваться и решить: как попасть на Piazza dell Popolo. Самый простой и короткий путь лежит по улице Бабуина. Обезьян на ней мы, увы, не увидели, зато нам встретился лежачий Фавн, мифический древнеримский бог к козьми копытами.
На Пъяцца дель Пополо туристов совем немного, что после посещения других римских достопримечательностей не может не радовать. Свобода и простор! Как недостает этого ощущения за границей! В центре площади красуется очередной фонтан и очередной обелиск. Их образ беззвозвратно стерся из памяти, зато я отчетливо помню две очень поожие друг на друга церквушки - Санта-Мария-деи -Мираколи и Санта-Мария -ин-Монтесанто. Обе церкви являются делом рук одного мастера - Карло Райнальди. Райнальди участвовал также в постройке Сан-Аньези-ин-Агони на площади Навона.
Как я выяснила уже по приезде домой, пъяцца дель Пополо (в русском переводе - Народная площадь) исходит не к слову "народ", "popolo", а к слову "тополь", которое по-итальянски звучит так же - "popolo". Сама площадь получила свое название в честь находящейся здесь церкви Санта-Мария-дель-Пополо, на месте которой раньше росли тополя. К слову, в этой церкви хранится прах императора императора Нерона.
Конечным пунктом наших странствий должна была стать Вилла Боргезе, а вернее, галерея, притаившаяся в райских кущах этого огромного парка. Кстати, на территории Виллы имеется скверик имени нашего любимого соотечественника. Вы сейчас все мигом поймете.
Значит, бродим мы с мамой в тени средиземноморских деревьев, и вдруг видим медный кучерявый затылок. Точнее, не только затылок, но и тело, и пъедестал. У меня в мозгу вспыхивает нелепое подозрение: "А не Пушкин ли это случайно?". Вы представляете: он, миленький=) Сердце затарабанило от неожиданно нахлынувшей радости, точно встретила земляка в чужом краю.
Галерея Боргезе относится к местам, которые настрого показаны ценителям искусства. Здесь обрели приют шедевры Лоренцо Бернини (в том числе, Давид" и "Апполон и Дафна"), Антонио Кановы (среди них знаменитая "Паолина Бонапарт); здесь хранятся бессценные полотна Рафаэля, Тициана, Караваджо, Боттичели, Рубенса и многих других великих живописцев.
Я нежно лелеяла в душе мечту попасть в эту сокровищницу, чтобы обстоятельно, без нервной спешки все осмотреть. Нам оставалось пройти до неё всего-ничего, и я решила спросить человека на остановке (да, в самом парке курсируют автобусы), правильно ли мы идем. Он утвердительно покачал головой и смущенно произнес (не по-русски, конечно): " Но музеи в Риме по понедельникам закрыты". А это как назло был понедельник! Сказать что я расстроилась - лучше просто промолчать. Но что поделаешь - не взламывать же дверь?
Мы повернули назад, и проделав немалый путь вдоль цветущих садов, могучих кипарисов, ухоженных прудов и очаровательных беседок, вышли за пределы Виллы Боргезе (я надеюсь, вы уже поняли, что это очень пространный парк=)
В сотне метров от парадного входа(и выхода) находится станция метро, с помощью которого мы предполагали вернуться в отель.
В Италии билеты на общественный транспорт можно приобрести в газетных киосках и так называемых табакериях, сигаретных лавках. Через дорогу виднелась одна такая, но она оказалась закрытой. Минут двадцать мы ломали голову над простым, казалось бы, вопросом: где купить билеты. К счастью, вблизи находилась еще одна, не замеченная нами, табакерия, и мы благополучно оснастили себя билетами.
В отель мы летели (в смыле, очень быстро ехали) в жутко переполненном римском метро. Вот уж что никогда не забудется=) Вежливые, благожелательные, несмотря на ужасную толкотню, итальянцы останутся в памяти радужным воспоминаением. В калейдоскопе такиж же теплых, дорогих серцу воспоминаний о Риме.
В Риме за всем, даже за неуклюжей кладкой камня в подворотне, кроется какая-нибудь интересная история. И невольно тебя охватывает ощущение неиссякаемости, неизбывности вечного города. Оттого он и вечен. Его можно исследовать всю жизь, но так до конца не познать. И, может быть, в этой неисчерпаемости и таится его несравненная прелесть.
В Рим я непременно вернусь. Одного дня для него смехотворно мало.
I'll be back, Вечный город.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.