Рим не отпускает. Не могу закончить писать о нем. Наверное, воспоминания разбудили в моей душе нечто особенное! Не могу не упомянуть о Колизее. Хотя о нем и было сказано столько, что жизни не хватит, чтобы все это прочесть. Ну ничего, пусть еще мое прибавится:))! Колизей столько всего видел, ему уже ничего не страшно!
Сначала представлю вам небольшой экскурс в историю с некоторыми не очень известными нюансами. Пролистала почти все, что есть на Турбине о нем и хочу привести кое-какие факты, практически в просмотренных материалах не упомянутые. Надеюсь, что-то интересное и вы для себя откроете.
Сооружен Колизей был в рекордно короткие сроки – всего за 8 лет. Это был самый большой амфитеатр античного мира высотой почти 50 м и 530 м по периметру, с 13-метровым фундаментом.Был построен на месте лебединого озера, построенного во время правления Нерона и украшавшего его дворец.
Первоначально он назывался Амфитеатром Флавиев, потому что его сооружали императоры династии Флавиев: начал Веспасиан, а завершил Тит в 80 г. н. э.
Долгое время Колизей был главным местом увеселительных зрелищ, приуроченных к различным празднованиям. Наиболее любимыми среди них были бои гладиаторов и звериные травли. Часто арена заполнялась водой при помощи проведенного к зданию рукава акведука, и там устраивались морские сражения (наумахии).
Для того чтобы подготовить столь впечатляющие зрелища в Колизее были созданы уникальные инженерные конструкции. Под полом амфитеатра был целый лабиринт коридоров, предназначавшихся для доставки животных и сценического оборудования. Арена Колизея имела деревянный, обычно посыпанный песком пол, который мог опускаться и подниматься. Существовали и многочисленные приспособления, необходимые для того, чтобы выдвигать на арену декорации и корабли. 28 лифтов Колизея поднимали диких животных и декорации для представлений прямо из подземелий на арену для битв меньше чем за 8 минут.
Разворачивание гигантского полога уже можно считать одним из развлечений римского Колизея. Полог (или балдахин, полотно) крепился на 180 мачтах, им управляли моряки мезенского морского флота, который специально нанимался с целью его растягивания над амфитеатром для защиты зрителей от лучей палящего солнца.
Вход в римский Колизей был свободен для всех желающих и бесплатен. Попасть в него можно было через любую из 80-ти арок на нижнем этаже. Только вот занимать места необходимо было в строго определенном порядке. У каждого места был свой номер, соответствовавший номеру на жетоне, имеющемся у каждого гражданина Рима и дающего право на посещение всех зрелищных мероприятий, проводящихся в Колизее. Каждый зритель должен был занимать места строго в соответствии с его социальным статусом. Нижние ярусы отводились для высших слоев общества, знати, средние – для среднего класса, верхние – для плебеев, а последние – для незамужних женщин, которым запрещалось находиться в обществе остальных зрителей.
Нижние ряды Колизея, отводящиеся для высших слоев, были и самыми опасными. Поэтому они были ограждены металлическим барьером и защищались слонами и лучниками, готовыми при необходимости выстрелить, чтобы защитить зрителей от диких животных.
Хлеба и зрелищ! Такое выражение называл римский поэт-сатирик Ювенал, как возглас черни перед спектаклями при императоре Августе. В дни представлений, с самого утра публике показывались сражения диких животных, натравливаемых друг на друга. Затем следовал перерыв на обед, в течение которого организовывались публичные казни осужденных в виде театральных представлений. К примеру, человеку приделывались крылья как в мифе об Икаре, а затем его высоко поднимали и сбрасывали вниз.
После обеда в римском Колизее проводились наиболее интересные представления – битвы гладиаторов, которые сходились в смертельной схватке. На арену за день выходило более ста пар воинов. В основном, правда, это были рабы, сражающиеся за спасение своей жизни в случае победы и за получение деревянного меча – символа свободы. Но были среди гладиаторов и свободные люди, по собственной воле выходящие на смертельную битву на арену Колизея в поиске славы, жажде богатства и внимания женщин. Существует даже мнение, что император Комуд, так любивший зрелищные бои, сам был рожден от связи его матери с гладиатором.
Мнение о том, что древнеримские зрители в Колизее выбирали жизнь или смерть для побеждённого, направляя большой палец вверх или вниз, ошибочно.На самом деле отогнутый в любом направлении (вверх или вниз) большой палец означал смерть для побеждённого, символизируя обнажённый меч. А чтобы даровать жизнь, зрители показывали сжатый кулак, намекая на меч, спрятанный в ножны.
Все попытки прекратить жестокие игрища заканчивались ничем – римляне упорно не соглашались отказаться от привычного зрелища. Это удалось сделать только Гонорию в 402 г., когда в империи возобладало христианство. А через восемь лет Рим был взят вестготами.
Вот такие факты, по-моему, в комментариях не нуждающиеся! А теперь немного о моих ощущениях. Фантазия у меня богатая очень. И находясь непосредственно на месте проведения всех вышеописанных безумств, я как-то очень живо все это представила! И неуютно мне сразу стало! Полоснула подсознание мысль: бежать надо отсюда! Не поверите — ускорила шаги в поисках выхода! А он не как в древнем Риме, а всего один! Усилием воли взяла себя в руки.
А вывод такой: посетить его нужно обязательно! Хотя бы для лицезрения достижений древнеримской инженерной мысли.Только, это вам не "Аполлон и Дафна", положительных эмоций у меня не вызвал! Но не восхититься им нельзя. Он великий! Он вечный! Он Символ! Символ Вечного города!