Следующий пункт нашей программы - Ватикан. Только не путайте сам Ватикан и его музеи - там разные входы. Мы спутали, но как оказалось, очень удачно, поскольку попали в первую очередь туда, куда нам было надо, а именно в музеи.
Прочтенные предварительно отзывы несли противоречивую информацию: в музеи очереди большие, лучше заказывать билет заранее и в музеи очереди небольшие, можно подойти и свободно купить билет. Я решила воспользоваться информацией промежуточного характера, а именно подойти к двум часам, потому что в четыре вход в музеи закрывается и количество людей, желающих приобщиться к мировой культурной сокровищнице, резко уменьшается.
Мы подошли к кассам где-то в районе половины второго и действительно,очередь была небольшой. Для любителей все планировать заранее, можно купить билет на определенную дату и время через интернет (для них своя касса). Не знаю, насколько быстрее это получается с утра,но во второй половине дня, когда мы были, очередь была не намного меньше нашей. Механизм прохода с электронными билетами я не поняла - народ все равно проходил не через какой-нибудь отдельный турникет, а через кассу.
Главной целью нашего визита была Сикстинская капелла. Сын прям кушать не мог, так хотел ее посмотреть. Но Ватиканцы не дураки,они отправили нас длинной дорогой, чтобы по пути к искомой капелле мы смогли оценить весь комплект хранящихся в Ватикане ценностей. Наше движение по указателям с надписью "Сикстинская капелла" напоминало долгую дорогу в дюнах - мы то спускались, то поднимались, проходя через залы с древними гобеленами, египетскими древностями и современными картинами. И все же, как оказалось впоследствии, мы многое пропустили. Например коллекцию скарабеев в залах, посвященных Египту.
Когда мы уже отчаялись, то, наконец, нашли то, что так упорно искали. Присев на лавочке у стены мы принялись изучать фрески. Мысли о высоком периодически прерывались мощным звуком "ш-ш-ш-ш-ш", издаваемым охранниками. Звук напоминал шипение разгневанной кобры и по громкости перекрывал монотонное гудение собравшейся в зале толпы.
Мы долго пытались вспомнить, кто из черепашек - ниндзя расписывал потолки и стены комнат ватиканских музеев Микланджело или Рафаэль. Оказалось, что оба. Но именно Сикстинскую капеллу расписывал Микеланджело. Я первоначально склонялась к Рафаэлю, потому как в уголках памяти притаилась "Сикстинская мадонна". Да, я знаю, что она хранится не в Ватикане, а в Дрездене, но мало ли где в мире какие картины хранятся. А вот фреску со стены не соскоблишь. На самом деле, Сикстинская мадонна никакого отношения к Сикстинской капелле не имеет. На картине Мадонна изображена в с папой Сикстом вторым,и заказывалась для алтаря церкви монастыря святого Сикста в Пьяченце. Сикстинская капелла была построена Сикстом четвертым. Единственное, что их объединяет, это заказчик картины и росписи - Папа Юлий II. В то время, когда Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу, личные покои Юлия украшал росписью Рафаэль.
Первоначально, Микеланджело не хотел браться за эту роспись, потому что к тому времени, был уже хорошо известен как скульптор. Но от предложений папы было не так просто отказаться, так что пришлось взяться за работу. Что не спасло художника и заказчика от жарких искусствоведческих споров. Микеланджело, якобы нечаянно, ронял с лесов доски, когда в зале появлялся папа, а тот, в свою очередь, даже один раз ударил художника посохом.
Роспись приходилось делать на двадцатиметровой высоте, лежа на досках. Микеланджело даже посвятил своей работе сонет:
Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии - нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь - как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом - борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.
Средь этих-то докук
Рассудок мой пришел к сужденьям странным
(Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!):
Так! Живопись - с изъяном!
Но ты, Джованни, будь в защите смел:
Ведь я - пришлец, и кисть - не мой удел!
Сикстинская капелла впечатляет, но нам пора. Еще одна обязательная точка - Собор Святого Петра. Из музеев выйти прямо к собору не получится, нужно заходить с другой стороны. Почему я решила что что собор тоже имеет отношение к музеям и в него тоже запускают до четырех? Не знаю. Собор призывно выглядывал из-за стены и казался таким близким! Чтобы успеть, мы решили сократить путь и пойти в направлении, противоположном, тому, по которому пришли. Тот факт, что кроме нас в том направлении никто не шел, разве мог нас смутить?
Стена и не думала заканчиваться. Периодически переходя на бег, чтобы догнать бодро шагающего впереди сына, я радовалась, что Ватикан - самое маленькое в мире государство, так что есть шанс, что я не упаду, как марафонский гонец, достигнув, наконец входа. Что любопытно, Ватикан имеет не только свою гвардию, свои марки, гимн и флаг, но и свою железнодорожную станцию. Короче, все по взрослому.
Сразу скажу, что в собор Святого Петра мы не попали и не потому что туда не пускают после четырех. Когда мы, наконец, добрались до главной площади Ватикана, я с трудом переводя дух, махнула рукой в сторону длинного хвоста очереди, огибавшей площадь и спросила, будем мы стоять. После пятиминутных раздумий было решено полюбоваться собором снаружи.