Не люблю писать про большие столичные города. Интерес к ним обычно есть, а заметки еле идут. К Риге это не относится, уж и не знаю почему. Про неё пишется.
Площадь Ливов с цветочным газоном имитирует волнистую поверхность некогда протекавшей здесь реки РигиОтчего зависит вдохновение? Многие настоящие писатели и творческие люди дорого заплатили бы за ответ. Только он не лежит на поверхности, а завуалирован на сложном эмоциональном уровне.
В Риге основной эмоцией была радость.
Может, и не в самом городе дело, а в нас самих, но какая разница ? Рига пошла! Как идёт у девочек красивый и сложный десерт под кофеёк.
Даже в первые два часа, целиком посвящённые никак не общению между собой, а пристальному изучению города, нам было весело.
Такая уж нам попалась гид. Да, знающая и да, увлечённая, но в своей речи она периодически допускала ляпы, и мы с сестрой то хихикали, а то и смеялись в голос. Так смеялись, что умудрялись забыть, «как же она это сказала?».
Свой рассказ про рижский модерн гид начала примерно такими словами: «Когда в Риге появились первые здания югендстиля многие считали, что все эти женщины с голыми грудями на фасадах — безобразие и архитектурный разврат. Но время прошло и показало, что это... просто красиво» 😉
Реплика фасада многоэтажного дома на ул. Смилшу, 8.Выразительные женские фигуры окружены витыми линиями с растительными и цветочными мотивами, лепными украшениями и масками. Архитектор Константин Пекшенс — автор около 250 многоэтажных жилых и общественных зданий
Рижский югендстиль — несколько эклектичный модерн или местный вариант ар-нуво получил в конце 19 — начале 20 века настолько широкое распространение, что сегодня около трети зданий в центре города выполнено в этом стиле.
Здание Латвийского радио в Риге на Домской площади.1913 год, архитектор Пауль Мандельштам. Фасад украшает скульптурная композиция — мужчина, женщина и ребёнок
В принципе, стремление города иметь индивидуальный, вобравший в себя местные особенности, архитектурный облик, можно только приветствовать. Не зря же весь исторический центр Риги включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как вам такая консоль, в виде лягушки? Итальянское барокко отдыхает 😁Архитектурной особенностью рижского модерна является исключительное многообразие деталей на фасадах зданий. Количество украшающих элементов иногда просто зашкаливает, так что невольно думаешь, уж не какофония ли это, не страх ли пустоты?
дом на ул. Смилшу, 8Нет, я все же предпочитаю высказывание нашего гида «это — просто красиво!»
Вот ещё перл от нашего гида: «посмотрите на фасаде изображена женская голова и в ней чего только не понапихано»Но югендстиль — это не только красиво, а ещё и интересно, ведь со многими домами связаны разные истории и легенды, а некоторые скульптуры настолько «живые», что придают самым серьёзным зданиям элемент сказочности.
Один из рижских архитекторов начала 20 века, Вильгельм Бокслаф (1858 – 1945), даже вошёл в историю, как настоящий сказочник рижской архитектуры! Очень часто здания, построенные по его проекту, украшал своими скульптурами другой волшебник — Август Фольц.
Наилучшим примером творческого союза Бокслафа и Фольца, мне кажется, служит здание, построенное в 1903 году на ул.Амату 4. Оно находится совсем рядом с Большой и Малой гильдиями, и было построено, как дополнительное помещение для офисов и жилых апартаментов членов гильдий.
Дом, возведённый на полвека позже гильдий, едва ли не затмил их собой! Эклектическое строение с элементами модерна и неоготики, привлекает взгляд изяществом, многообразием форм оконных проемов, а такой тонкий штрих, как угловой эркер с высокой башенкой, делает его похожим на дворец.
На крыше дома сидит мальчик с огромной книгой. Почесывает голову, внимательно вглядываясь в раскрытые страницы. Очевидно, этот юный подмастерье изучает устав купеческих гильдийА вот и ещё один пример совместной работы Бокслафа и Фольца: взгляните на веселого трубочиста, который сидит, свесив ноги с крыши дома №6 на улице Калькю. В одной руке он держит лестницу, что не удивляет, но в другой — гроздь винограда!
С точки зрения символики, изображение винограда означает богатство и процветание. Причём же тут трубочист, что за местный Вакх такой, спрашивается?
У легенды есть несколько версий, но мне понравилась наименее трагическая: однажды трубочист чистил трубы в богатом купеческом доме, увидел девушку, которая там жила и влюбился. Она ответила ему взаимностью, и молодые люди стали тайно встречаться на чердаке, куда трубочист поднимался с внешней стороны дома по приставной лестнице. Однажды отец девушки был разбужен мяуканьем домашних котов и случайно узнал об этом романе. Будучи противником неравного брака, купец запер дочь в комнате, а сам отправился на свидание вместо нее. Заметив приставную лестницу, купец толкнул её, но трубочист ещё не успел подняться достаточно высоко, поэтому при падении остался жив, только сломал ногу.
Очевидно, купец не был жестоким человеком. Испугавшись, что чуть не взял грех на душу, он
оплатил лечение молодого человека и дал разрешение на свадьбу. Трубочист же оказался очень смекалистым, он вошёл в семейный бизнес и смог значительно увеличить состояние тестя. Поэтому через некоторое время дом был украшен скульпторами работы Фольца: купец с учетной книгой в окошке, сверху над ним — фигурка трубочиста, а по карнизу разбегаются в стороны два кота.
И уж коль скоро речь зашла о фигурках котов, нельзя не упомянуть самый знаменитый в городе «Дом с чёрными котами» — монументальное здание в стиле позднего рационального модерна, построенное в 1909 году архитектором Фридрихом Шеффелем.
Этот дом, расположенный на улице Мейстару, 10, венчают две башенки, на каждой из которых сидят чёрные коты. Не просто сидят, а напряжённо выгнув спину и изогнув хвосты — владельцы кошек подтвердят, что подобная поза характерна для этих животных, когда они справляют естественную нужду ))
Про котов этих придумано немало легенд, самая популярная из которых гласит, что фигурки котов заказал хозяин дома, которого не приняли в гильдию. Обиженный купец установил фигурки хвостами в сторону здания Большой Гильдии — достаточно прозрачное оскорбление, в результате которого был даже затеян судебный процесс.
Сейчас фигурки стоят «правильно». Однако, в какой именно момент коты были повёрнуты в сторону Большой Гильдии мордочками, история умалчивает.
Зато, всем хорошо известно, что коль скоро есть коты, то быть где-то рядом и собакам 😉
«Дом собаки» в Риге — это истинное произведение искусства! Хотите увидеть настоящий шедевр югендстиля? Отправляйтесь на улицу Шкюню, 12.
Правильнее будет называть это здание «домом Деттмана». Генрих Деттман занимался продажей оптики, был купцом второй гильдии и гражданином германской империи. Помимо очков и оправ у Деттмана можно было купить микроскопы, барометры, стереоскопы и бинокли. Это был очень солидный магазин, при котором работали две небольшие мастерские: стекольная и механическая.
Впрочем, нам интереснее сейчас не бизнес господина Деттмана, а тот факт, что он был достаточно богатым человеком, чтобы начать строительство двух красивейших домов в центре Риги.
Проект здания на улице Шкюню разрабатывали архитекторы Г. Шеель и уже знакомый нам по «дому с котами» Фридрих Шеффель. На фасаде мы видим стройную, но замысловатую вязь из каменных цветов, заполняющую все свободные пространства между большими окнами разных форм. Над выступающим центральным эркером — ложные башенки-рамы чердачных окон, а над арками широких окон-витрин первого этажа на небольших декоративных щитах размещена латинская буква «D» – так потомки увековечили имя Генриха Деттмана.
На крыше здания установлена двухметровая фигура собаки. Гиды любят сочинять про неё байки, якобы хозяин дома не ладил с соседом, как кошка с собакой, вот и поставил на крышу пса, который устрашит озорных котов... Все это чушь, конечно. Преуспевающему бизнесмену Деттману вряд ли было дело до ссоры Блюмера (владельца дома с чёрными котами) с чиновниками Большой гильдии.
Занятно другое. Определить породу собаки весьма затруднительно, а ведь скульпторы 100 лет назад не занимались созданием условных, абстрактных образов. Они ваяли максимально реалистично. Так может, тайна дома с собакой в том, что венчает его не собака вовсе, а натурально — лиса?
Если это лиса, то всё становится понятнее. В оформлении дома Деттмана Шеель и Шеффель явно использовали традиции брюссельского модерна. В Брюсселе же, на площади Гранд Пляс располагаются дома бывших гильдий. Каждый из них имеет не только неповторимый облик, но и очень лаконичное название: «Волчица» (для гильдии стрелков из лука), «Рожок» (гильдия лодочников), «Мешок» (для краснодеревщиков и бочаров), «Осел», «Дуб», «Лисенок»...
Дом «Лиса» принадлежал брюссельскому сообществу галантерейщиков и мелких торговцев. Возможно, и Деттман, разбогатев, поставил на крыше дома лисицу, как напоминание о том, что начинал когда-то мелким торговцем. Ну, это, как вариант )
Напоследок предлагаю взглянуть на ещё один по-истине великолепный дом, проект которого также был разработан архитектурным бюро «Шеель и Шеффель».
Здание выросло на пересечении улиц Вальню с Аудею, на месте небольшой книжной лавки, которой владел некто Зихман. Разбогатев, он основал собственное издательство и решил построить для него достойный офис. Зихман интересовался не только книгами, но и античной культурой, поэтому фасад его офиса украсили рельефы с изображением древнегреческого бога торговли Гермеса и богини мудрости Афины.
Сейчас в доме размещается Итальянское посольствоЧем-то неуловимым, угловым ли своим ракурсом, обилием ли декора или солидностью, но вид этого дома исподволь подсунул мне воспоминания о Мадриде и оживил впечатления от зданий на несравненной Calle Alcala
Безусловно, это заслуга архитекторов. Шеель и Шеффель создали здание издательства в Риге действительно пышным, сочетая барочные формы с элементами античной архитектуры и новомодными орнаментами югендстиля. Но главное, что ассоциативно отсылает в Мадрид мою неспокойную память, это навершие. А над ним работал уже известный нам рижский скульптор Август Фольц!
Ей богу, прогуливаясь по латвийской столице, это имя успеваешь запомнить навсегда, словно побывал не на городских улицах, а в огромной мастерской талантливого художника.
Атланты держат земной шар на крыше здания по ул. Театра, 9Всё богатство рижского Югенстиля, конечно, не вместить в один материал. В центре более 800 прекрасных, не похожих друг на друга домов относятся к этой категории, а мы не успели увидеть и двадцатой части. Но, главное ведь что? Почувствовать и, в идеале, полюбить город. Это в Риге сработало! Не отнять.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Когда я была с эскурсией по югендстилю, гид нам тоже говорила, что этот дом — сводное пособие по югендстилю:) Все как и ты говоришь!
Комментарий понравился: