Такое название для своего очерка я взяла не зря. Да и не сама придумала, если честно. Дело в том, что 15 лет назад ЮНЕСКО объявил Ригу столицей стиля модерн. И неудивительно, ведь 40% зданий в столице Латвии спроектированы именно в стиле модерн, или, как его еще называют, югендстиле! Вообще, следует отметить, что рижский модерн, сосредоточенный на улицах Элизабетес (Elizabetes iela) и Альберта – явление на самом деле уникальное. Нигде в Европе нельзя найти такого полета фантазии, а Михаила Эйзенштейна, архитектора, по проекту которого построено большинство домов на правой стороне улицы Альберта, называют даже рижским Гауди. (Кстати, Михаил Эйзенштейн – отец нашего великого режиссера Сергея Эйзенштейна.) Первый дом в югендстиле был построен Риге в 1895 году, последний – 1914.
Раз уж речь пошла об архитектурных нюансах, то необходимо подчеркнуть, что различают три вида модерна – скандинавский, вертикальный и декоративный. Михаил Эйзенштейн творил как раз в рамках декоративного модерна, в стиле которого в столице Латвии выполнены четырнадцать домов.
В Риге очень много необычного, неподдающегося объяснению. Например, с 1941 по 1944 гг., как известно, она находилась под немецкой оккупацией, но в архитектурном смысле город почти не пострадал, не считая Ратушной площади – самой красивой площади Риги.
На вершине дома Черноголовых теперь находятся две даты, навсегда запечатлев в истории акты разрушения и восстановления – 1834 и 1999 – год строительства и восстановления соответственно. В свое время этот дом принадлежал братству Черноголовых, в которое сходили молодые неженатые купцы. Братство Черноголовых получило свое название в честь Святого мавра Маврикия, римского легионера, чья круглая черная голова красовалась на знаменах братства. Ее и сейчас можно увидеть на знаменитом доме. Братство Черноголовых просуществовало до 1939 года, когда Гитлер стал собирать этнических немцев в Третьем Рейхе, и многие представители братства, будучи немцами, вернулись на историческую родину. За неимением, выражаясь современным языком, кворума, братство Черноголовых было упразднено.
Было бы странно, если бы на Ратушной площади не было бы Ратуши. И она есть! Причем современное здание Ратуши аж третье по счету. Первое появилось еще в XIV веке. С него раз в год так называемые «отцы города» зачитывали городские законы. Вторую Ратушу строили в несколько этапов: сначала – двухэтажное здание, к которому спустя 100 лет был пристроен третий этаж по проекту архитектора Фелско. В 1889 году, после того, как власть была передана выборному органу - думе – в Ратуше расположились библиотека, до войны содержавшая в своем собрании 120 000 книг, сиротский суд и банк. Но вот пришел конец и эре второй Ратуши, которая, как и дом Черноголовых, была разрушена в самом начале войны – в 1941 году. После войны от нее оставались лишь полуразрушенные стены, которые снесли в 1954 году. Третью – нынешнюю – Ратушу открыли в ноябре 2003 года.
Еще одна достопримечательность, помещенная в центре Ратушной площади, - это памятник Святому Роланду, покровителю Риги и других городов Ганзы.
Следующей достопримечательностью является церковь Святого Петра – самое-самое здание Риги по нескольким причинам: самое старое – впервые сведения о нем упоминаются в хрониках 1209 года; самое высокое – высота его составляет 123, 5 м. Выполнена церковь Святого Петра в стиле готики с элементами барокко. Шпиль ее, как и все шпили церквей Старой Риги, украшен фигурой петушка. Наверно, именно здесь уместнее всего поведать историю о петушках. Вообще, функционально петушки на храмовых шпилях представляют собой не что иное, как флюгеры. Для более удобного оповещения жителей о направлении ветра одну сторону фигурки окрашивали в черный цвет, а другую – в золотой. Следует отметить, что для населения Риги, бывшей торговым городом, ветер играл очень важную роль, что неудивительно: повернулся петушок золотым бочком, игриво переливаясь на солнце, - корабли войдут в порт, и будет торговля и все выгоды, которые она сулит; показал людям свою «темную» сторону – прибыли не жди, так как продавцы и покупатели не смогут добраться до берега.
Отдельного упоминания заслуживает и Домский собор, являющийся на сегодняшний день крупнейшим средневековым храмом стран Балтии. Название собора происходит от латинского сочетания «Domus Dei», что в переводе означает «Дом Бога». История его начинается 25 июня 1211 года, в День Святого Якоба, когда он был заложен епископом Риги Альбрехтом фон Буксгевденом. Собор много раз перестраивали: появившись как представитель романтического стиля, со временем он стал образцом готической архитектуры. К сожалению, в настоящее время осмотреть его снаружи не получится – в начале 2011 году была начала глобальная реконструкция, которая должна продлиться 10 лет.
Говоря о Домском соборе, невозможно ни упомянуть о его сокровище – органе, установленном в 1884-1884 гг. Размеры его поистине впечатляют – это 25-метровый красавец, имеющий 124 регистра и включающий в себя 6 768 труб (по другим сведениям — 6 718) длиной от нескольких миллиметров до 10 метров. Кстати сказать, он принадлежит к романтическим органам, которые, в отличие от классических, способны передавать звучание не только музыкальных инструментов, но и естественные звуки – голос, шорох листвы, шум прибоя… Будучи в Риге, не откажите себе в удовольствии побывать в Домском соборе на органном концерте. Эта музыка потрясает, поражает своей мощью, одухотворяет, возносит над суетой и обыденностью. Конечно, попасть туда довольно проблематично: топок туристов, страждущих прикоснуться к прекрасному, сметает все на своем пути. Кроме того, удовольствие это недешево – 5 лат за 20 минут счастья. Тем не менее, поверьте, полученные впечатления сторицей окупят все неудобства!
Как уже говорилось ранее, Рига долгое время была торговым городом, и в 1354 году здесь была открыта Большая гильдия – рижская купеческая организация.
В противоположность Большой гильдии существует стоящая около нее Малая гильдия, объединяющая ремесленников. Здание это, датирующееся серединой XIX века, выдержано в стиле английской пламенеющей неоготики.
Раз уж мы заговорили о гильдиях, невозможно не упомянуть о Доме с котом – легендарном месте в Старом городе. Это здание, построенное в 1909 году в стиле позднего рационального модерна Фридрихом Шеффелем, таит в себе легенду своего появления на свет – пусть не подкрепленную фактами, но зато очень интригующую. Рассказывают, что однажды богатый домовладелец Блюмер решил отомстить членам Большой гильдии за то, что они не хотят принимать его в свои ряды. Для этого он заказал фигуру черного кота и разместил его на башне своего доходного дома, стоявшего как раз напротив Большой гильдии, да так, что свободолюбивое животное своим хвостом (и всем, что находится под ним) было направлено в сторону окон рабочего кабинета старейшины Большой гильдии. Протесты и штрафы за такое «непотребство» были встречены Блюмером весьма и весьма стойко – он сказал, что готов платить их каждый день и не развернет черного хитреца до тех пор, пока гильдия не сделает его одним из своих членов. Никто доподлинно не знает, чем закончилась эта история (и даже то, имела ли она место в действительности), но говорят, что Блюмер достиг-таки своей заветной цели. Да, чуть не забыла кот был развернут, и до сих пор горделиво взирает на здание Большой гильдии.
Интересен и домик палача, находящийся около Шведских ворот, по адресу ул. Трокшня, д. 9. В дни казней палач выкладывал на подоконник небольшого окна платочек, и все горожане, увидев его, спешили на Ратушную площадь, ведь в средние века казнь заменяла весь современный спектр развлечений – и кино, и театр, и просмотри спортивных мероприятий…
В рамках рассказа о Риге хотелось бы упомянуть еще и памятник Бременским музыкантам – один из самых популярных памятников Старого города. Памятник представляет собой группы из четырех животных – осла, пса, кота и петуха, стоящих на спинах друг у друга. Памятник этот, установленный в 1990 году, был подарен Риге городом-побратимом Бременом.
Есть в Риге и напоминание о революции, а именно - памятник Латышским Стрелкам - верным и надежным сторонникам Ленина и большевиков, которые принимали самое активное участие в деле революции.
Еще один рижский монумент - памятник Свободы, установленный на одноименном бульваре в 1935 году в память о павших борцах за независимость Латвии. Монумент выполнен в виде 42-метрового пилона, на вершине которого установлено скульптурное изображение Матери-Родины, молодой женщины, держащей в руках три звезды, символизирующих три провинции Латвии - Курляндию, Лифляндию и Латгалию. Надпись, высеченная на фасаде памятника, гласит: «Tēvzemei un Brīvībai» («Отчизне и Свободе»).
В Риге было снято огромное количество фильмов. Здесь снимали "Щит и меч", "Семнадцать мгновений весны» и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Рижская Новая улица, например, успела побывать и Байкер стрит, и улицей Цветочной.
Конечно же, любой рассказ, пусть даже наполненный яркими эмоциями, не может полностью передать атмосферу. Вот и мне не под силу выплеснуть на бумагу всю ту, рижскую, красоту, дух Рождества и Нового года, пронизанный добром и светом, убежденность тех дней в том, что в мире еще осталось место чудо, и оно вот-вот постучится в нашу жизнь. Пытаюсь вдохнуть в строки жизнь, а все равно получается как-то сухо…
Как бы то ни было, мой рассказ подходит к концу. Пришло время двигаться дальше, и нас ждала Сигулда!
Хотя сколько еще осталось неописанным мной! Это и Пороховая башня, и Шведские ворота, и Рижский замок, и Христовоздвиженский собор, и многочисленные улицы и проспекты, сменившие за свою жизнь столько имен, и…, и… Но это уже совсем другая история!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.