Бывая в Риге много раз, я о улице Альберта, названной в честь епископа — основателя Риги, узнала только недавно, в одном из репортажей на Турбине! И в этот свой визит решила ее посетить! Знаменита она сосредоточенностью, на всей своей довольно небольшой протяженности, великолепных образчиков югендстиля, коими Рига, как известно, славится.
Расположена искомая улочка не в самом, самом центре, но недалеко от него, а пройти надо. Путь к ней лежит по не менее прекрасной, зато гораздо более длинной улице Элизабетс, это в честь императрицы Елизаветы Алексеевны. Конечно, такая обширная улица впитала в себя не только югендстиль, там много всего намешано, но главное, там находится совершенно великолепный дом с головами, архитектора Михаила Эйзенштейна, который не увидеть нельзя!
Этот красавец-дом будет по левую руку вашего движения, он же и ориентир. Сразу после него следует повернуть направо, в улочку Антониас, где тоже есть на что посмотреть! Например, на это:
потом свернуть налево, и вы на месте!
Я, конечно же и читала про эту улицу, и фотографии смотрела, НО то, что я увидела, вызвало у меня культурный шок! Вдохнуть то я вдохнула, а вот выдохнуть смогла лишь в конце ее. Вы только подумайте: целая улица, полная шедевров!
Дом № 2а — последний дом архитектора Эйзенштейна, выполненный в технике декоративного модерна. У здания наличествует ложный этаж, являющийся наиболее эффектным проводником солнечного света и служащий следованию принципа равенства фасадов, исходя из которого, они должны располагаться на одной линии.
Дом № 4. Тоже Эйзенштейновский дом! Важным декоративным элементом, украшающим верхний этаж, является горельеф, с изображением трех медуз.
На фасаде его можно наблюдать три разные типа окон. Промышленное, почковидное — в форме почки и в форме замочной скважины.
Дом № 8 — первой здание, построенное Эйзенштейном на этой улице. Женские маскероны отсылают к мифологии, на фасаде — древесные мотивы. Два нижних балкона украшены комарами, расправляющими крылья и взлетающими, однако же, погибающими, так как синий цвет губителен для них! А цветовая сторона построена на гармонии белого и голубых цветов, отсылающих к небу.
11 дом спроектирован с использованием финского национального романтизма, северного модерна. Нижний фасад выполнен в естественном камне, ризалиты увенчаны шлемами викингов, в декоре наблюдаются рунические эмблемы. Архитектор Эйжен Лаубе.
13 дом — дом, построенный Эйзенштейном в 1904 году, в разгар русско-японской войны, сразу после известия о разгроме русского флота. Тревожное настроение автора передают кричащие женские маскероны, изображения женщин с открытыми ртами, с выражением беспокойства и тревоги.
Однако, есть мнение, что современники угадывали в женских маскеронах, современных оперных певиц, столь любимых автором!
В одном из домов, а точнее в доме № 12, расположен новейший музей Риги, открытый 23 апреля 2009 года — музей югендстиля. Находится он непосредственно в квартире Константина Пекшенса, архитектора, проектировавшего этот дом, по проектам которого было построено около 250 многоэтажных каменных зданий в югендстиле. Здание построено с использованием декоративных элементов латышского национального романтизма. Характеризует его имитированный фахтверк над верхними этажами. Богато декорирован растительным орнаментом и изображением белок и клестов. Угловая башенка напоминает о концепции национального романтизма.
Вообще, о каждом из зданий, украшающих улицу, можно диссертацию написать. Да их, наверное, писали, и не раз. И каждый, безусловно, достоин более подробного рассказа. Только вряд ли это возможно в рамках одного поста, к сожалению...
Если я чего напутала с нумерацией и домами, буду очень признательна, если поправите! И не судите строго, я только пытаюсь разобраться в архитектурных стилях!