В этой горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень ее еще видна
Накануне новолунья.
Тень ее еще стоит
У высокого порога,
И уклончиво и строго
На меня она глядит.
Я сама не из таких,
Кто чужим подвластна чарам,
Я сама... Но, впрочем, даром
Тайн не выдаю своих.
Анна Ахматова
Не знаю, ангел или дьявол нашептал мне эти крамольные мысли, которыми я хочу поделиться с Вами. Кто-то не согласится со мной, обижаться не буду.
Но это потом, а сейчас — предыстория. В Риге есть шикарный район – это район югендстиля, посольский район, тихий центр.
Люблю прогуливаться, вооружившись фотоаппаратом и задрав голову, по великолепным улицам этого района – Элизабетес, Альберта, Виландес и любоваться творениями знаменитых архитекторов, разглядывая детали, густо разбросанные по фасадам домов благодаря буйной фантазии их создателей.
Эту композицию, венчающую фасад дома по адресу Элизабетес 10а придумал знаменитый Михаил Эйзенштейн — отец будущего кинорежиссера Сергея Эйзенштейна.
И на фасаде здания Элизабетес 33 фантазия не подвела мастера.
Девушки, одетые в «мокрые одежды», встречают учеников экономической школы, находящейся в шикарном здании Стрелниеку 4а.
Этому зданию по адресу Альберта 13 я дала прозвище «Тортик».
Наконец-то пара – атлант и прекрасная дева. Элизабетес 3.
Можно не смотреть на табличку, чтобы узнать адрес этого дома – и на дверях, и на воротах буква А и цифра 4. Аусекля 4.
Симпатичные дракончики охраняют вход в дом по адресу Антонияс 8.
Каждый раз, проходя мимо этих великолепных зданий, радуюсь, увидев отреставрированный фасад. Есть среди них любимые, и не потому что они красивее, а потому что чувствуешь их почти человеческое тепло.
Фото из интернета
Мне кажется, что дома – живые, они рождаются, радуются своей молодости и красоте, потихоньку старятся, дряхлеют, но хранят тайны, радости и горести людей, некогда живших в них.
Еще не зная историю этого дома, долго стояла и любовалась светящимся на фоне темнеющего неба, силуэтом дома, мягко освещенного последними лучами солнца, гордой башенкой на крыше, ажурными решетками на овальных балкончиках.
Стояла и придумывала историю этого дома — давным-давно в этом доме жила королева с гордо поднятой головой — умная, сильная, женственная. Вернувшись домой и, желая побольше узнать о полюбившемся доме, погрузилась в дебри интернета. И случилось чудо — выдуманная мной история дома совпала с реальностью — в этом доме прошло детство, юность и молодость удивительной женщины – красавицы, по которой сходили с ума мужчины – Елены Сергеевны Булгаковой, в девичестве Нюренберг, прообраза знаменитой Маргариты из романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
В знаменитом романе персонаж из свиты Воланда Коровьев называет Маргариту королевой. «− Ах, королева, − игриво трещал Коровьев, − вопросы крови − самые сложные вопросы в мире! … …Намекну: одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке, надо полагать, очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал ей, что ее прелестную прапрапраправнучку я по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам.» Возможно, что и Елена Сергеевна, рижанка по рождению, является наследницей французской королевы, ведь среди предков Елены по отцовской линии числился ювелир иудейского вероисповедания, который во времена Екатерины Великой приехал из немецкого Нюренберга в Россию. Впрочем, ее отец, податной инспектор, журналист, общественный деятель Сергей Маркович Нюренберг, при рождении был крещен в лютеранство, а после женитьбы на ее матери, дочери православного священника Александре Гронской, принял православие.
Дом, где прошло детство и юность Елены, находится на знаменитой в Риге улице Элизабетес.И в те далекие времена и сейчас район улицы Элизабетес – престижный, тихий центр. С одной стороны — великолепный ухоженный парк Кронвальда.
С другой — роскошные дома столетней давности, где жили только состоятельные горожане. Она была и сейчас остается — модная и дорогая улица.
Дом Маргариты — это огромный красивый дом на углу улиц Элизабетес и Виландес.
И хотя официальный адрес этого дома Виландес 1, его главный фасад выходит на улицу Элизабетес. Иные здания, именуемые дворцами и замками, не выглядят так роскошно, как этот доходный дом, выделяющийся среди других домов огромной угловой башней.
Фасад здания обильно украшен гирляндами цветов, страшными и одновременно красивыми мордами зверей, изящными балкончиками – глаза разбегаются, пытаясь охватить все это великолепие.
От злых сил дом охраняют маскароны над окнами первого этажа очень похожие на обитателей ада.
Загадочные скульптуры будят воображение.
Входную дверь украшает один из главных символов масонов – циркуль и угольник. В Риге очень многие дома имеют символику масонов.
Дом действительно мистический, что соответствовало духу конца девятнадцатого века. Квартиры здесь были огромные с высокими потолками, здесь все дышало красотой. Написала «дышало красотой» в прошедшем времени, но я оказалась не права – красота сохранилась и сегодня.
В настоящее время в дом попасть непросто – в нем располагается офис немецкого банка, другие организации и частные квартиры. Но, если очень хочется, то все получится – и вот я стою в парадном вестибюле. Было ощущение, что я попала в сказку — с одной стороны мне подмигивала луна, удивленно смотрела сова и сияло солнышко в окружении распускающихся цветов, а с другой стороны меня встретили петушок, летучая мышь и милые лягушата. Сказку продолжила лестничная клетка, с загадочными женскими ликами и витражами.
В такой красивой среде выросла Елена Сергеевна — третья жена писателя Михаила Булгакова.
Было в радостном свете ее детства что-то очень близкое детству Михаила Булгакова, проходившему, казалось бы, далеко от нее, на юге, в другом, но столь же прекрасном городе Киеве.
Та же защищенность детства, надежный круг большой семьи, братья и сестра с небольшой разницей в возрасте, музыка и театр, взморье, не менее заманчивое, чем Днепр.
Елена училась в одной из лучших рижских школ, в Ломоносовской гимназии, которую не закончила. Но знания, полученные в школьные годы, были основательными, потому что в зрелой жизни она переводила с других языков художественную литературу, помогала Булгакову в работе над романом «Мастер и Маргарита».
Из Риги семейство Нюрнбергов переехало в Москву в 1915 году. Во время Первой мировой войны много рижан покинуло Ригу, но впоследствии родители вернулись в Ригу и туда летели письма как от дочери, так и от ее мужей – а их было у Елены Прекрасной трое. Первый раз Елена вышла замуж за Юрия Неелова, сына знаменитого актера Мамонта Дальского. Муж служил адъютантом командующего 16 армией Евгения Шиловского. Шиловский с первого взгляда влюбился в жену своего подчиненного. Последовал бурный роман, развод и повторное венчание. У неё был роскошный дом, красивый, любящий муж, которому покровительствовал сам маршал Тухачевский.
Тихая семейная жизнь закончилась в тот день, когда однажды в гостях она встретила Булгакова.
Попросила завязать ей распустившийся шнурок на рукаве. И навсегда привязала к себе мужчину… Колдунья, ведьма…
Елена Сергеевна представляла собой тот тип женщин, который нравился Михаилу Афанасьевичу: холеная, изысканно одетая, благоухающая парижскими духами, с нежными ухоженными руками, с парикмахерской укладкой.
Да и сам Булгаков был щеголем – ослепительно-свежий воротничок, тщательно повязанный галстук, отлично сшитый костюм, выутюженные в складочку брюки…
"Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая, – говорила она о времени своего брака с Михаилом Афанасьевичем. – Счастливее женщины, какой я тогда была, не было."
Рисунок Нади Рушевой
Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич прожили вместе всего 8 лет. «Ты для меня все, ты заменила весь земной шар», – говорил Булгаков жене.
Елена Булгакова после смерти мужа прожила еще тридцать лет. И в шестьдесят с хвостиком лет она выглядела очаровательно.
Она сделала все, что обещала мужу и добилась опубликования романа "Мастер и Маргарита" в журнале «Москва» в 1966-1967 году.
А теперь – мои крамольные мысли. Пересмотрев огромное количество информации о жизни Булгакова, я пришла к выводу, что прототипом «нехорошей квартиры» ну никак не могла быть квартира, которой сейчас присвоен этот статус и где сейчас находится музей Булгакова в Москве – по улице Садовая 10. Почему там находится музей Булгакова – это понятно. Это единственное место в Москве, где жил писатель со своей первой женой относительно долгое время (с осени 1921 года по август 1924 года), и в котором в 2007 году был открыт музей.
А как же другие квартиры? Со своей второй женой он арендовал с 1927 года по 1934 год квартиру на Большой Пироговке, где до недавнего времени располагалась контора домоуправления. Самой любимой квартирой Булгакова была квартира в Нащокинском переулке, где он нашел наконец нормальную жизнь и в которой он долго и счастливо жил со своей третьей женой Еленой Сергеевной и где он умер. Но увы, дом был снесен в 1976 году.
Ну куда еще могли броситься фанаты романа «Мастер и Маргарита», прогремевшего на весь белый свет во второй половине 20 века? Только на Садовую, дом 10, квартира 50.
Но почему я считаю, что прообразом нехорошей квартиры, не может быть эта квартира? А Вы посмотрите на ее планировку – обыкновенная коммуналка коридорного типа. Ну не могла в такой квартире жить вдова ювелира Фуберже. Даже ванной тут нет и в помине, что уж говорить о камине.
А теперь моя вторая крамольная мысль. Роман «Мастер и Маргарита» относится к незавершённым произведениям, редактирование и сведение воедино черновых записей осуществляла после смерти мужа вдова писателя. Возможно, некоторые детали в романе были придуманы не Булгаковым, а Еленой Сергеевной. В числе таких деталей и описание «нехорошей квартиры» — очень уж напоминающей квартиру ее молодости в Риге, на улице Виландес – огромная передняя, камин и над ним зеркало в золотой оправе, дубовый паркет, хрустальная люстра. Даже диванчики на лестничной клетке сохранились до сих пор.
Фото из интернета
А теперь сравним с описанием «нехорошей квартиры» в романе:
**Сквозь цветные стекла больших окон (фантазия бесследно пропавшей ювелирши) лился необыкновенный, похожий на церковный, свет. В старинном громадном камине, несмотря на жаркий весенний день, пылали дрова.
Черный маг раскинулся на каком-то необъятном диване, низком, с разбросанными на нем подушками.
Кот перелетел по воздуху и уселся высоко под потолком на верхней части золоченой рамы каминного зеркала.**
Историк Ольга Дорофеева, в рассказе которой я впервые узнала историю этого дома, предполагает (и я с ней полностью согласна), что настоящей «нехорошей квартирой», описанной в романе, была не московская квартира на Садовой, куда совершается паломничество поклонников романа «Мастера и Маргариты», а рижская квартира на Виландес, где провела свою юность и молодость муза и жена Булгакова — Елена Сергеевна.
.