В северо-восточной части равнинной Франции, у самого подножия Реймских гор лежит город. Правым своим берегом его плавно касается река Вель, а вокруг располагаются великолепные поля виноградников. Городок невелик – немногим более 180 тыс. жителей – и поэтому довольно тих и спокоен. Но за мнимым спокойствием прячется не одно тысячелетие славной истории самой Франции. Ведь это – Реймс.
Реймс является колыбелью всей Франции, и одним из первых христианских городов страны.
В древности на этом месте находилось поселение кельтского племени ремов. Затем эти земли были захвачены римлянами. Время шло, мощь Рима слабла, и в V веке город был завоеван франками. Именно в Реймсе началась история Франции. В 496 г. в этом городе принял крещение франкский король Хлодвиг. Он считается основателем королевства франков и его первым официальным монархом (хотя короли у франков были и до него).
В Реймсе происходили церемонии коронации почти всех королей Франции. В XII веке здесь была коронована знаменитая Анна Ярославна – она была первой женщиной, удостоившейся этой чести. Все последующие французские короли разных эпох являются её прямыми потомками.
А в 1429 году Жанне д’Арк удалось через оккупированные англичанами земли, благополучно провести в Реймс для коронации короля Карла VII. В память об этом в соборе хранится статуя Орлеанской девы в доспехах из посеребренной бронзы работы Проспера д’Эпине.
В Реймсе 7 мая 1945 года был подписан Предварительный протокол о капитуляции Германии.
Реймс – это еще и столица французских шампанских вин. Здесь изобрели способ шампанизации, хотя до XVII-XVIII веков местные игристые вина не были популярны. Славу шампанским винам принесли англичане, высоко оценившие их качество. В городе находятся штаб-квартиры всех крупнейших производителей шампанского, а в известняковых пустотах и подземных тоннелях, расположенных чуть ли не прямо под центром Реймса, происходит вызревание десятков тонн этого благородного напитка.
Но, основная цель нашего посещения здесь, на пути к Парижу, увидеть, восхититься, быть завороженным чудом французской готики — самой значимой достопримечательностью Реймса — Реймсским кафедральным собором (Notre-Dame de Reims), ведь именно в нем проходила коронация французских правителей.
Перед нами, входящим в собор, открывается величественное зрелище. Над центральным входом, красуется «роза» — круглое окно, украшенное витражом. К слову, именно эта деталь определяет готический стиль. В глубину храма уходят торжественные колоннады, высоко над головой смыкаются стрельчатые своды, через многочисленные витражные окна в собор льются солнечные лучи.
Собор, видевший коронацию 26 французских монархов, не всегда поражал своим величием. Самый первый собор, который был возведен на этом месте, датируется 401 годом. К IX веку он уже изрядно обветшал, и на его месте началось строительство нового храма. Однако пожар 1201 года уничтожил собор полностью. Следующая страница истории Реймского собора открывается в 1275 году. Четыре архитектора вложили душу (именно душу, а не построили) в строительство этого поразительного по своей красоте собора. 64 года ушло на возведение храма. И, в конце концов, две 80-метровые башни собора взметнулись в небо, затмив собою все соборы Франции.
Много довелось пережить собору – пожары, войны, революции. В годы Первой мировой войны германские войска целенаправленно обстреливали Реймский собор из тяжелых орудий. Здание устояло, но получило тяжелейшие повреждения. Была полностью разрушена апсида, во многих местах рухнули стены, погибло большое количество скульптур, в том числе монументальная фигура Христа. Только в 1938 г. была завершена долгая и кропотливая реставрация. Не удалось восстановить только витражи. Удивительно то, как этот величественный и старый собор, который должен бескомпромиссно сохранять исключительно классическо-готические традиции, приютил в своих палатах и объекты современного искусства. Так известный авангардный русский художник Марк Шагал создал комплекс витражей в 1974 году, в центре которого изображено распятие Иисуса Христа, а слева можно увидеть Дерево Иессея и Жертвоприношение Исаака.
Сейчас в апсиде собора находится скульптура атланта с искаженным в отвратительной гримасе лицом. Предание утверждает, что именно эта безобразная физиономия вдохновила Виктора Гюго на создание образа Квазимодо, звонаря собора Парижской Богоматери.
До сих пор в соборе Реймса хранится одна из величайших реликвий Франции – массивная золотая чаша для коронационных церемоний, датируемая XII веком. Во время коронации из неё причащались все французские короли, а надпись на чаше говорит о том, что похитившего её ожидает ужасная кара.
Собор прославился на весь мир также своими великолепными скульптурами. Не зря его величают царством скульптур. Их здесь больше двух тысяч.
Большинство скульптур было создано еще в XIII веке.
Большая часть скульптур сосредоточена в «Галерее королей» — около 500. Святые, рыцари, монархи, ремесленники и ангелы.
Необыкновенные ангелы – улыбающиеся. Ангелы, собирающиеся взлететь. Ангелы, дающие нам надежду и веру. Бессменные и вечные небесные стражи, охраняющие храм, они стоят в башенках по всему периметру собора. Наверное, поэтому Notre-Dame de Reims и называют «собором ангелов».
Когда посланец Бога улыбается людям – это так просто для восприятия, но так важно, по сути. И тогда холодный камень излучает тепло, и безмолвие весомее слов. Однако я слышу – ты готова к невероятному счастью?
С Реймским собором связана одна весьма интересная история. Во второй половине XVI столетия в его стенах оказалась пергаментная рукопись Реймского евангелия купленная архиепископом Реймса в Константинополе. Примечательно то, что написано оно было на старославянском языке, а чтения этого святого писания имели самое непосредственное отношение к православному обряду. То есть французские монархи короновались на царство и присягали на славянской рукописи, написанной кириллицей и угловатой хорватской глаголицей.
Посетил собор и Петр I. Во время посещения собора католические священники, проявляя особое внимание к высокому гостю, показали ему свою реликвию – старинную книгу, написанную таинственными, никому не понятными знаками.
Петр взял в руки книгу и, к удивлению присутствовавших, начал свободно читать вслух первую часть рукописи. Французы были поражены происшедшим, а эту историю записали как одно из замечательнейших событий при посещении Петром I Франции.
Хочется еще раз вернуться и пристальней всмотреться в витражи. Они здесь необыкновенные. Не только по своим формам и цветам, но и по сюжету. Если витраж в восточной часовне, разработанный Марком Шагалом посвящён распятию Христа и жертвоприношениям Исаака, то витраж на южном трансепте прославляет Шампань. Библейские сюжеты на них обильно разбавлены сюжетами земными, и нам с вами особенно интересными — о вине и виноделах.
Вот такое божественное дарование человечеству в Реймсе! С 1991 года он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
А вот это уже проявление современности. Я так и не поняла, с какой целью на соборной площади было установлено. Что это? Результат неуемной человеческой фантазии, технического воплощения или просто самореализация?
Чтобы впечатления были завершенными, надо совершить прогулку вокруг собора, а уходя, оглянуться и задержаться восхищенным взглядом!
И чем ты дальше от собора, тем он уже кажется легким, невесомым, как бы парящим в воздухе.