В конце начинающейся от вокзала Реймса площади (или бульвара, если будет угодно), расположился типичный для Франции аттракцион, а именно карусель. На ней можно покататься, чтобы прикоснуться к местным традициями, но вообще-то её лучше использовать как ориентир, чтобы повернуть налево. Там слева будет для начала церковь Сен-Жак, одно из старейших зданий города, возведённое на рубеже XII и XIII веков — это единственный храм Реймса, безвозбранно доживший до наших дней от тех далёких времён.
Интересной особенностью постройки является её колокольня, повёрнутая наискось относительно центральной оси здания. Вероятно, архитекторы, занимавшиеся воссозданием башни после того как предыдущая версия была разрушена ураганом, решили по каким-то своим соображениям изменить конструкцию колокольни таким вот загадочным образом.
По своему религиозному значению Сан-Жак вполне может спорить с городским собором, однако архитектурой ему никак не потягаться, и это сразу понимаешь, когда выходишь на place du Cardinal-Lucon, раскинувшуюся перед фасадом огромного здания. Хотя, если начистоту, я ожидал от собора Реймса куда большего, представляя его более мощным и величественным, чем на самом деле. Куда больше, чем снаружи, здание понравилось мне внутри, где можно было по достоинству оценить его размеры, роскошное убранство и уходящий куда-то в небеса потолок. Этот огромный храм, построенный в XIII веке, сменил своего сгоревшего предшественника, простоявшего с раннего средневековья. Потребовались труды сразу нескольких архитекторов, чтобы заново отстроить такую махину, и на эту работу ушло больше семидесяти лет. Получившееся здание, выдержанное в стиле зрелой готики, стало подлинным украшением Реймса, имея при этом важное значение для всей Франции: именно тут испокон веков короновались французские монархи.
Сейчас собор открыт для бесплатного посещения, однако будьте готовы претерпеть некоторые неудобства: уже много лет идёт перманентный ремонт интерьеров, и часть внутреннего убранства для осмотра недоступна. Мы, в частности, обнаружили объявление о том, что работа над восстановлением витражей несколько затягивается против расчётных сроков; в конце содержалась просьба к посетителям войти в положение реставраторов. Что ж, будем надеяться, что в конце концов собор будет полностью отреставрирован.
Замечу также, что под сводами храма состоялась интересная встреча с одним из иерархов католической церкви — собственно, встречался он не с нами, а с паствой, но судя по уважению, проявляемому верующими, это был действительно значительный человек в церковной иерархии; сиреневые тона одежды подчёркивали его высокий сан...
Сбоку от фасада, с левой его стороны, стоит памятник Орлеанской Деве: судьба Жанны д'Арк неразрывно связана с Реймсом, поскольку именно сюда она стремилась доставить наследника французского престола, чтобы короновать его — задуманное удалось сделать 17 июля 1429 года. Неоспоримые заслуги отважной девушки в восстановлении Франции как единого государства отмечены, в частности, многочисленными статуями, стоящими в разных городах её родины. Из виденных мною двух монументов Реймса мне больше понравился тот, что снаружи собора, нежели внутренний (Жанна там изображена с закрытыми глазами, словно в трансе). А вот святая верхом на коне смотрится куда более удачно. Вдобавок, композицию удачно обрамляют деревья, так что кажется, будто отважная всадница прискакала из зарослей на помощь королю. В правой руке Жанны меч, и в целом складывается впечатление достаточно живой картины.