По грунтовой степной дороге мы ехали вдоль моря по пустынному Тарханкуту, продолжая свою автопрогулку по западному побережью Крыма. Наш путь лежал на Бакальскую косу, что врезается в море в виде узкой запятой на северо-западе Крымского полуострова. Но в заросшей бурьяном степи, прямо у дороги, показались каменные кресты непривычной формы. Любопытство заставило остановиться, выйти из машины и по сухим колючкам направиться к этому заброшенному месту.
Наш водитель и руководитель нашей маленькой экспедиции сказал, что это заброшенное кладбище крымских немцев, причем здесь можно найти захоронения XIX века. Действительно, на западе Крыма было множество немецких поселений-колоний. Над полуразвалившимися надгробиями посвистывал степной ветер, раскачивая засохшие колосья и колючки, вокруг была совершенно безлюдная степь, и трудно было поверить, что меньше века назад здесь было цветущее немецкое село с добротными домами, утонувшими в садах, бескрайними полями, уходящими за горизонт, и аккуратным небольшим кладбищем на окраине села с церковью в центре. Глядя на эту унылую картину, надо иметь богатое воображение, чтобы представить мирно протекавшую здесь размеренную сельскую жизнь с веками устоявшимся укладом.
Едва не самым легетимным образом заняла российский престол бывшая немецкая принцесса, а в дальнейшем императрица Екатерина Великая, как издала она именной указ, а затем и соответствующий Манифест о приглашении на постоянное место жительства в огромную по территории империю иностранных подданных европейских государств, в основном, немцев. Почему именно их?
Немецкое происхождение матушки-царицы здесь было ни при чем. У ее предшественницы на троне чисто русской императрицы Елизаветы Петровны возникла эта идея. Ведь в России малочисленное население на огромной территории, а в Европе, несмотря на опустошительные эпидемии чумы в XIV-XV веках, все равно тесно. А Германия еще и разорена Семилетней войной, и тысячи людей, потерявших кров, голодают. В России полно пустующих земель, а методы земледелия не менялись чуть ли не со времен первобытного общества. Пусть аккуратные и трудолюбивые немцы поднимают сельское хозяйство и внедряют свою передовую агротехнику на русской земле.
Из разоренной войной Германии немцы с удовольствием семьями массово потянулись в свое новое отечество. В качестве "господдержки" императрица отменила для них рекрутский набор и на первые десятки лет становления хозяйства на новом месте освободила от налогов и податей. Приглашались не только немцы, но и представители других европейских наций (кроме евреев). Но немцы приехали на новую родину в более массовом количестве. Селились они компактно — в селах вокруг столицы империи С-Петербурга, а также в центре Украины и в Поволжье, — в общем, там где климат и почвы располагали к занятиям сельским хозяйством. Поселенцам не возбранялось блюсти свою веру и строить свои храмы, организовывать свои сельские общины на основе самоуправления. В немецких колониях был образцовый порядок, отсутствовало пьянство и практически не было преступности. Крепкие немецкие семьи, воспитанные в упорном труде и подчинении законам, быстро богатели, и, когда в 1783 г Россия приросла Крымом, немцы охотно стали заселять самые безлюдные территории на севере и западе полуострова. Активное заселение немцами опустевшего после русско-турецких войн и массовой эмиграции в Турцию татар Крыма началось в 1805 г. В Симферопольском уезде были основаны колонии Нейзац, Фриденталь, Розенталь и др. На семью колонисты получали от государства от 60 до 65 десятин земли. . Исключительное трудолюбие колонистов заставило цвести унылую крымскую степь. Немцы занимались выращиванием хлебных культур, свиноводством и птицеводством, садоводством и виноделием. В каждом поселке-колонии имелась церковь и школа. Все это содержалось за счет средств сельской общины. Колонисты с юга Германии исповедовали, в основном, католицизм, а приезжие из северных и центральных земель — различные формы протестанства (в основном, лютеранство). За религию их никто не преследовал, и к 1860 г в Крыму было уже 45 населенных пунктов с немецким населением.
Ситуация изменилась к началу Первой Мировой войны. В 1915 г Госдума приняла закон "О землепользовании и землевладении в государстве Российском". По нему граждане империи немецкого происхождения должны были в течение двух лет продать свое недвижимое имущество. Под действие закона не попадали немцы, принявшие православие до 1 января 1914 г или крещенные в православие при рождении, а также лица, доказавшие, что являются прямыми потомками героев прежних войн, которые вела Россия. По классовой принадлежности колонисты являлись зажиточными крестьянами. К революции и краху империи они отнеслись неоднозначно. Те, кто победнее, перемены приняли и даже воевали в Красной армии. Те, кто побогаче, отнеслись к революции негативно, и многие из них воевали в Белой армии и в отрядах батьки Махно. Самые дальновидные уехали из страны.
С мая по ноябрь 1918 г Крым был в оккупации германской армией. Тогда на полуострове были сильны идеи сепаратизма. Многие немцы и крымские татары объединялись в политические общества за независимость Крыма или за протекторат Турции или Германии. Весной 1918 г в Крыму состоялось совещание такого политического общества с участием министра земледелия Германии. Обсуждался вопрос о создании в Северном Причерноморье Черноморской области, управляемой Германией, которую должны были занимать немецкие колонии. Через 20 лет эта идея стала основой плана Геринга "Зеленая папка".
После победы в Гражданской войне большевиков часть немцев все таки умудрилась остаться в Крыму. К 1925 г немцы составляли 6% населения Крыма и производили 20% валового дохода от всей сельхозпродукции Крымской АССР. Немецкие семьи были, в основном, зажиточными и очень пострадали от коллективизации. Их храмы советская власть, в основном, разрушила или заменила на клубы и избы-читальни. К 1939 г немцев в Крыму уже было лишь 4%, остальные эмигрировали. Начавшаяся в 1941 г война с Германией окончательно уничтожила немецкие поселения в Крыму. Согласно "Постановлению Совета по эвакуации при Совнаркоме СССР № СЭ-75с" от 15 августа 1941 г, все жители Крыма немецкой национальности были депортированы на север Казахстана, в Новосибирскую и Омскую области и на Алтай.В 80-е годы ХХ века единичным немецким семьям удалось вернуться в Крым. По переписи 1989 г немцами назвали себя 0,1% населения Крыма. В 90-х годах ХХ века, уже после развала СССР в Крыму было создано Общественное объединение "Видергебурт". Оно занимается возрождением культуры и бытовых традиций крымских немцев, организует культурно-досуговые центры, воскресные школы и литературные вечера на немецком языке, способствует возрождению церковных приходов, уничтоженных советской властью, постройке католических и протестантских храмов и молитвенных домов и содействует возвращению из Сибири и Казахстана семей этнических немцев в Крым.
Советская власть и партия большевиков, а не русская нация виновата перед многими малыми народами бывшего СССР. В российском Поволжье и на Украине в 1930-1933 г.г вместе голодали и русские, и немцы, и украинцы, и евреи, и люди прочих национальностей, имевшие несчастье родиться и жить в то страшное время.
У нас не было с собою цветов, чтобы положить к разрушенным надгробиям несчастных людей, сытая и мирная жизнь которых закончилась всем нам известным из истории кошмаром. Вряд ли это кладбище когда-то возродят, и эти заброшенные могилы тоже скоро исчезнут, и уже ничего не будет напоминать о процветающих немецких поселениях в этой унылой степи.